Произведение «Эротическая теория развиия капитализма в России »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 326 +2
Дата:

Эротическая теория развиия капитализма в России


«Ах!…
Возьми меня! А теперь, войди в меня! Ох!…
Ай!… О-а-а-а...». Все. Дальше можно не
читать. Потому, что дальше будет скучный
текст о теории немецкого ученого-экономиста
Вернера Зомбарта.



Два
немца в начале прошлого века поставили
себе цель выяснить корни современного
экономического человека (homo
economicus). Эио были: Макс
Вебер и Вернер Зомбарт. Существовавшая
в то время передовая марксистская
теория не удовлетворяла этих пытливых
ученых. Она все объясняла объективным
ходом истории (диалектический и
исторический материализм). Собственно,
сами марксисты дали повод подозревать
их учение в научной нечистоплотности.
Дело в том, что вся история в их, на первый
взгляд, стройной теории почему-то
подозрительным образом обрывалась на
коммунистической формации. Далее шла
ненаучная тишь, да благодать. Вебер и
Зомбарт, в отличие от марксистов, считали


капиталистическую
цивилизацию не промежуточным историческим
этапом, а феноменом. Кстати, Зомбарт, а
не Маркс, как отметили русские рецензенты
книги Зомбарта «Буржуа: Этюды по истории
духовного развития современного
экономического человека», одарил
человечество термином «капитализм».
Знаменитые немецкие социологи-экономисты
трезво смотрели на вещи. Страсть к
богатству и наживе, по их мнению, присуща
большинству людей всех времен и народов.
Но далеко не очевидно, считали ученые,
что эта страсть приводит к зарождению
хозяйств на капиталистических началах.
Для исторического прорыва нужны так
называемые «бациллоносители» или, иначе
говоря, носители буржуазного духа.
Буржуазные натуры, считали ученые,
наличествуют в любой человеческой
популяции. Все зависит от степени их
концентрации в данное время в данном
месте, которая спровоцировала бы
носителей буржуазного духа на активные
действия.



Это,
так сказать, была их общая платформа.
Далее научные пути двух соплеменников
разошлись. Макс Вебер, решив, что «натура
– дура», стал искать корни  капитализма
в протестантской этике. Вернер Зомбарт,
в свою очередь, пришел к выводу, что семя
буржуазности в человеческом сообществе
заложено самой природой. Либо буржуазность
есть, либо ее нет; и никакая протестантская
этика, ни другие привнесенные обстоятельства
вбить в человеческую особь буржуазный
дух неспособны.




В
это же
время, когда Вернер Зомбарт исследовал
корни капитализма и писал в Берлине
книгу «Буржуа», другой «ученый» и
революционер, Владимир Ильич Ленин,
разрабатывал теорию о
том, как этот самый капитализм уничтожить
и на его обломках построить коммунизм
в соответствии с теорией другого немца
Карла Маркса. Владимир Ильич проживал
в это время в Женеве по адресу: rue
du Foer, 10, и писал книгу «Что
делать?». Внешняя обстановка располагала
к размышлениям и написанию книг: травка
зеленеет; солнышко блестит; коровки
пасутся, позвякивая колокольчиками;
Монблан за углом; царские ищейки не
рыскают… Сиди и думай, пиши. О
сосредоточенности  Владимира Ильича
на своих мыслях в это
время в среде русской
эмиграции Женевы ходили легенды.  Когда
кинорежиссер Михаил Ильич Ромм готовил
актера Бориса Васильевича Щукина к
образу Ленина в фильме «Ленин в Октябре»,
то собирал разные сведения о вожде. Вот
что рассказала Михаилу Ромму вдова
Ленина Надежда Константиновна Крупская:
«Гуляли
они однажды большой группой в Швейцарии,
в горах; вышли внезапно из ущелья на
площадку перед Женевским озером, и тут
раскрылась такая красивая, величественная
панорама гор, освещенных заходящим
солнцем, что все замолчали. Благоговейное
молчание продолжалось минуты две.
Нарушил его Ленин. Он сказал: «Сволочи!»
Это
было
так
неожиданно,
что
его
спросили:
«Кто
сволочи?»
«Как
кто? — ответил Ленин.— Меньшевики,
конечно! Кто же еще?…»».

Владимир
Ильич, когда писал «Что делать?», конечно,
знал о существовании Вернера Зпмбарта,
но был невысокого мнения о нем, считая
последнего «вульгарным,
буржуазным экономистом». Вот как Ленин
отзывался о Зомбарте в работе «Победа
кадетов и задачи рабочей партии»: «это
— образчик того, как при помощи ссылок
на Маркса извращают Маркса. Точь-в-точь
так, как брентано,
зомбарты,
бернштейны
и Ко
подменяли марксизм». Вот
так, о врагах с малой буквы и во
множественном числе.
Это был общепринятый язык печатной
полемики в то время. Но изобрел этот
язык не Ленин.




Еще
задолго
до
рождения Владимира Ильича жили в
Санкт-Петербурге два журналиста —
Максим
Антонович и Варфоломей Зайцев. Максим
Антонович работал в журнале «Современник»
у Николая
Некрасова, а Варфоломей Зайцев работал
в журнале «Русское слово» в отделе у
Дмитрия Писарева. Оба
журнала: и «Современник», и «Русское
слово», считались прогрессивными и
работали на одну аудиторию — так
называемую, прогрессивную столичную
молодежь: «наши», как их обозначил Федор
Михайлович Достоевский, в
романе «Бесы», и
их подруги «углекислые феи», как их
прозвал Николай Семенович Лесков в
романе «Некуда». Антонович
и Зайцев все время спорили между собой,
кто из них «круче» в глазах прогрессивной
молодежи, чтобы завоевать аудиторию.
Напишет, например, Иван Тургенев роман
«Отцы и дети» и
оба журналиста давай «выкобениваться»
перед своими читателями,
спорить — Тургенев написал «прогрессивный»
роман или «ретроградный». В конце концов
Максим Антонович припечатал Ивана
Тургенева к стенке, как автора
«ретроградного» романа. Он так и написал:
«разные там тургеневы, писемские,
маркевичи». Так, в споре двух этих
журналистов и родился язык печатной
полемики.





Однако,
стоит вернуться теории Вернера
Зомбарта о происхождении современного
капитализма, изложенной в его книге
«Буржуа». Так же, как и другие инстинкты,
буржуазность, согласно
его теории,
передается по наследству. Целостная
буржуазная натура, по Зомбарту,
складывается из предпринимательского
инстинкта (активное начало) и мещанских
добродетелей (пассивное начало).
Буржуазным натурам, в свою очередь,
противостоят, так называемые, эротические
натуры. Эротические натуры всячески
сопротивляются капиталистическому
укладу жизни. Эротическую личность
трудно выявить рациональным
способом,
ее можно только почувствовать. В качестве
теста Зомбарт предложил использовать
выражения типа: «Я страдал и любил, любил
и страдал, таков был в сущности образ
моего сердца». «Способность к капитализму,
-- заключает Зомбарт, – коренится в
половой конституции, и проблема – любовь
и капитализм – стоит в центре нашего
интереса». Это,
так сказать, один из признаков homo
economicus.
Есть
и другой.





Проанализировав
племенную предрасположенность народов,
населяющих Европу, к капитализму, Зомбарт
заключил: 1. Все народы Европы предрасположены
к капитализму; 2. Различные народы
предрасположены к капитализму в различной
степени. Среди народов со слабой
капиталистической потенцией Зомбарт
выделил потомков кельтов (ирландцы,
шотландские горцы, иберы, часть французов)
и готов. Племена с сильной капиталистической
потенцией Зомбарт разделил на народы
героев («с задатками к разбойничеству»)
и народы торговцев. Классические примеры
первой группы: римляне, норманны,
лангобарды, саксы, франки;  второй:
этруски, фризы, алеманы (предки современных
швейцарцев), греки, евреи. Повсеместное
смешение кровей сделало невозможным
провести такую же
классификацию между государственными
образованиями. Однако, согласно Зомбарту,
отбор капиталистических видов проходит
везде по одному и тому же принципу, а
в два этапа – «сначала вытравливаются
некапиталистические элементы»
(эротические натуры – М.Л.),
потом из капиталистических
разновидностей отбираются варианты
торговцев.
Трудно
сказать, что имел ввиду Вернер Зомбарт,
когда вводил термин «эротическая
натура». Ведь и тогда было
известно, что и носители буржуазного
духа и их противники, все занимаются
сексом. Скорее всего, Зомбарт задумался
над тем, а с какой целью люди занимаются
сексом, и под термином
«эротическая натура» включил тех, кто
не задумывается о потомстве, а ходит
«на сторону». Действительно, если кто-то
получает удовольствие «на стороне», то
ему или ей нет никакого дела до капитализма.
Например, средневековым рыцарям.



Теперь
имеет смысл наложить эротическую теорию
происхождения капитализма
на нынешнюю ситуацию в России.
Начнем
со второго признака. Хотя Зомбарт в
своей теории не указал ни один народ,
населяющий Россию, кроме евреев, но,
если предположить, что Россия — это
Европа, то все в порядке. Ведь по Зомбарту,
все
народы Европы предрасположены к
капитализму. Но, с другой
стороны, в значительной части населения
России бытует мнение, что «Россия  - это
не Европа». Согласно этому мнению.
«Гей-ропа нам не указ, и вообще, у нас
свои «скрепы»». Трудно сейчас
предположить, какое из этих мнений
победит в России.



Но
и с первым признаком не все так просто.
Сидящий Кремле верховный
правитель России вроде бы 100%-ный носитель
буржуазного духа. Некоторые люди, стоящие
вокруг него, постоянно обогащаются, как
будто они потомки фризов, алеманов, или
др. народов.
Достаточно посмотреть список богатых
людей России в журнале “Forbes”,
там будет много его друзей. Но, с другой
стороны, его враги оказываются почему-то
либо в Лондоне, либо в местах не столь
отдаленных. Поговаривают,
что строит он не свободный капитализм,
как в Европе, а некий государственный
капитализм, чтобы все было под его
контролем.
Так
кто же он, «носитель буржуазного духа»
или «эротическая натура»? Нет ответа.



Реклама
Обсуждение
     11:13 19.05.2020 (1)
Михаил, в каждой статье должна быть суть. Некая интересная и оригинальная мысль, которую автор хотел донести до читателя. И эта мысль должна быть понятна в первом прочтении. Два раза прочитал вашу статью, но так и не увидел этой вашей интересной и оригинальной мысли. Множество каких-то фамилий, чужие мысли.
     13:34 19.05.2020 (1)
Извините, пожалуйста, что так получилось. Я хотел приложить теорию Зомбарта, как я ее понял, на сегодняшнюю ситуацию в России. Все остальное, журналистские выкрутасы. Не относитесь к этой статье серьезно.
     13:55 19.05.2020
"Я хотел приложить теорию Зомбарта, как я ее понял"
Мне тоже хотелось это понять. Но, увы!
     05:46 19.05.2020 (1)
Зомбарт утверждает:"В марксизме нет ни грана этики". Ленин написал:"В этом Зомбарт прав, потому что
марксизм сводит к классовой борьбе".
Так говорится в статье А. Чаковского " "Литературке", Вам видней.
     13:20 19.05.2020
Мне кажется, что Ленин не мог о Зомбарте говорить в положительном тоне. Слишком нетерпимым он был.
Реклама