Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая
Калейдоскоп
"Надеяться - огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем…"
(Сэмюэл Джонсон)
Она покорила сердца Марка Твена, Марселя Пруста, Александра Дюма и Петра Ильича Чайковского. Все монархи Европы преклонялись перед её талантом. Она славилась эксцентричностью и взрывным характером, без страха выступила в защиту капитана Дрейфуса во время известного антисемитского процесса. (1)
26 сентября 1894 года уборщица германской военной миссии в Париже, завербованная французской контрразведкой, извлекла из мусорной корзины записку-донос, случайно или нет, оказавшийся там.
"Вот ведь предатель! Как только таких земля держит", - пробормотала женщина.
Вечером в коридорах миссии уже никого не встретишь, поэтому никто не увидел, как она спрятала документ в карман на изнанке серого халата.
Так называемое "бордеро" с перечнем секретных бумаг, попало в руки сотрудников французской военной контрразведки.
Была проведена полная экспертиза записки. На основании сходства почерков в передаче военных секретов и в предательстве был обвинён капитан Альфред Дрейфус. (2)
"Я невиновен!" - настаивал Дрейфус.
Несмотря на это, в декабре 1894 года состоялся суд. Дрейфуса приговорили к пожизненному заключению. Кроме того, он был публично, прилюдно, что унизительно для военного, да и любого человека, разжалован и отправлен на Чёртов остров, в каторжную тюрьму во Французской Гвиане.
Вскоре возникли сомнения в неопровержимости улик, выдвинутых против Дрейфуса. Были названы другие подозреваемые. В связи с этим в 1895 году дело направили на пересмотр.
В 1896 году новый начальник Второго бюро полковник Пикар обвинил нескольких своих сотрудников в фальсификации доказательств по делу и
установил истинного автора бордеро - пехотного майора Фердинанда Эстерхази (3). Поговаривали, что он был двойным агентом. Как говорят: и нашим, и вашим. Но своим, видимо больше, раз Эстергази пытались оправдать на закрытом военном суде.
За капитана Дрейфуса заступился Анатоль Франс. Хотя Жюль Верн полагал, что Дрейфуса стоило расстрелять.
Открытое письмо Эмиля Золя президенту Республики Феликсу Фору "Я обвиняю!" парижской газете "Орор" (L'Aurore) произвело во французском обществе эффект разорвавшейся бомбы. В письме Золя, используя материалы Пикара, раскрыл истинную безобразную сущность процесса над офицером Дрейфусом.
Сам заключённый ничего об этом не знал до 1899 года, когда дело было передано в кассационный суд.
При повторном слушании Дрейфус вновь был признан виновным, однако в связи с "смягчающими обстоятельствами" срок его заключения был сокращён до 10 лет. В 1900 году президент Эмиль Лубе (4) помиловал осуждённого, и Дрейфус вышел на свободу.
В этом огромную роль сыграла поддержка Эмиля Золя и Сары Бернар
"Сара Бернар превосходно играет роль великой актрисы"
(Бернард Шоу)
Роль актрисы была лишь одной из калейдоскопа блистательных ролей Сары Бернар. Прекрасно ей удавались и другие роли: непредсказуемой взбалмошной красавицы, соблазнительницы, скандалистки, фанатичной матери, трагической стареющей примы.... И не только.
С таким же успехом Сара играла мужчин: сына Наполеона в пьесе французского поэта и драматурга Эдмона де Ростана "Орленок", Гамлета у Уильяма Шекспира, Занетто у Франсуа Коппе в спектакле "Прохожий" и Лорензаччо в одноименной пьесе прозаика Альфреда де Мюссе.
Весь этот калейдоскоп ролей, составляющих биографию Сары Бернар, вызывал восхищение. Но в этой жажде жизни, которую она пыталась вобрать в себя всю, в её многочисленных романах так непросто разглядеть обычного человека. Будто блеск бриллиантов, меха и жадные руки покорённых мужчин спрятали Сару Бернар от пытливых взглядов. И любой рассказ о ней будет лишь отблеском, отражением её зеленых глаз в помутневшем зеркале. (5)
"Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь - и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим весёлым, милым товарищем"
(Уильям Теккерей)
Мать хотела, чтобы Сара продолжила "семейный бизнес". Учила дочь одеваться, краситься, играть, вызывать интерес к себе… В общем, крутить мужчинами.
Для этого у Сары были все данные - огромная копна золотых волос,
огромные глаза, выразительное лицо, очень волнующий и красивый голос. (6)
Но роль куртизанки была не по нраву своенравной девице с железным характером. Лучше уж стать монахиней. Но и эта роль не оказалась признанной.
"Окружающий мир - это зеркало наших мыслей"
(Ричард Бах)
Что ж, матерей не выбирают. Но через неё, вернее через её благодетелей, Генриетта Розин - Сара попала в мир искусства.
"Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир"
(А. Моруа)
Роль актрисы у Сары Бернар получилась не сразу. Она очень жалела свою младшую сестру Реджину, в которой видела, по всей вероятности, маленькую себя - девочку, обделённую материнской любовью, заброшенную и одинокую. Поэтому всюду таскала её с собой.
Сару, выпускницу Парижской консерватории, благодаря рекомендациям педагогов и протекции влиятельных любовников матери пригласили играть разовые роли в "Комеди Франсез". В назначенный день Сара явилась в кабинет директора театра, чтобы обсудить некоторые детали. Пришла не одна, а с маленькой Реджиной: шестилетнюю девочку не на кого было оставить. Малышка была воспитана не лучше, чем Сара когда-то. Она тут же принялась скакать по кабинету, разбрасывать бумаги из мусорной корзины и прыгать со стула на стул. Директор попытался присмирить разыгравшуюся малышку, на что получил от нее неожиданную отповедь:
"А про тебя, сударь, если будешь приставать ко мне, я всем расскажу, что ты мастер давать пустые обещания. Это моя тётя говорит!"
Сара в отчаянии выволокла сестренку на улицу и затолкала в фиакр. Говорят, тогда у неё случился один из самых страшных приступов гнева, но Реджина его пережила. Ей было не привыкать к крику и наказаниям со стороны взрослых. Некогда было им заниматься воспитанием. Реджине, как и когда-то Саре нужно было просто внимание и забота.
Сара успокоилась не сразу. Попасть в театр удалось только через год после того случая. Вот только её кандидатура вызвала сомнение у директора труппы.
- Да у неё все чрезмерно, – высказался он. - Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза! У неё все слишком!
Но устоять перед природным девушки обаянием не смог. И вот уже 1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в главной роли в спектакле "Ифигения" Жана Расина. (7)
"Когда занавес медленно стал подниматься, - вспоминала она, - я думала, что упаду в обморок.
Да и публика встретила достаточно прохладно. Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.
Не разглядели в начинающей актрисе будущую звезду. По поводу первого её выхода мнение критики было суровым:
"Молодая актриса сколь красива, столь же невыразительна…"
"Кто такая Сара Бернар? Актриска!"
"Скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш"...
"Не женщина, а хорошо отполированный скелет!" - шушукались и за её спиной, и говорили в глаза.
В те годы в моде были пышнотелые прелестницы, Сара же была очень худой. В чём только душа держалась!
Талант в будущей звезде разглядел лишь один журналист - критик Франсиск Сарсэ, печатавший еженедельные обзоры в газете "Тан". (8) Он предсказал начинающей актрисе великое будущее. Чем и прославился впоследствии.
"Таланты образуются в покое, характеры - среди житейских бурь"
(Гёте)
Неудачный дебют не сломил Сару, недаром её девизом были слова:
"Во что бы то ни стало".
У неё были стальной характер и незаурядное мужество. В "Комеди Франсез" Сара продержалась недолго. И снова по вине несносной сестрицы, которую актриса брала с собой на все спектакли и праздники. Один из таких праздников обернулся настоящей катастрофой.
Вот как это произошло. В "Комеди Франсез" особенно почитался драматург Мольер. (9) По традиции, ежегодно, в день его рождения 15 января, каждый артист театра приходил "на поклон" к бюсту кумира. Реджина, не оценившая торжественность момента, путалась под ногами у актёров.
Прима, то есть ведущая актриса театра готовилась к генеральной репетиции. На ней было роскошное дорогое платье с длинным шлейфом. Девочка нечаянно наступила на край. Раздался еле слышимый треск. От шлейфа оторвался солидный лоскут.
Стареющая актриса сразу увидела в Саре соперницу, возненавидела дебютантку и её назойливую сестрицу, а этот конфуз и испорченное платье окончательно вывели приму из себя. Лицо исказила гримаса, которая превратила лицо в зловещую маску. Если бы она играла на сцене в данный момент, то публика ахнула и замерла от ужаса.
Актриса резко толкнула Реджину. Удар оказался такой силы, что девочка упала и разбила лоб о колонну. Было так больно и обидно, что она громко зарыдала. Сара была вне себя.
"Злая тварь!" - завопила она и набросилась на старую актрису с кулаками.
Их с трудом растащили. У Бернар как раз подходил к концу контракт с театром, директор, конечно же, не стал его продлевать.
После ухода из ведущего театра страны, куда она вернётся только через 10 лет, Сара Бернар сотрудничала с разными театрами и постепенно расцветала,как талантом, так и внешне. Она стала стройной, ещё более привлекательной. В театре "Одеон", куда её позвала известная писательница Жорж Санд, Бернар назвали "маленькой Сарой". Специально для неё пишет роли сама Жорж Санд. (10)
В сравнении с другими примами театра изящная Бернар выглядела почти подростком. Именно в "Одеоне" она стала настоящей звездой, играя в новых, ярких, экспериментальных пьесах. Играла импульсивно и запоминающе.
Публика - такая же энергичная, молодая, жаждущая нового, ей рукоплещет. Сара играет главных героинь в пьесах Александра Дюма-сына и Виктора Гюго, запросто примеряя на себя самые разные роли. Она была Жанной д’Арк, Дездемоной, Андромахой, Клеопатрой.
Вечером 16 января 1872 года на сцене "Одеона" Сара играла королеву в пьесе Гюго "Рюи Блаз". После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции - Виктор Гюго - и опустился перед ней на колени.
"Мадам! Вы изумительны в своем величии, - воскликнул Гюго. - Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди..."
В действительности слеза Гюго оказалась бриллиантом, который венчал цепочку-браслет. Именно с этого момента у примы и появилась особенная страсть к драгоценным камням.
В своём доме актриса хранила ещё один подарок Гюго - скелет и череп. Гюго знал о предпочтениях актрисы. Драма Виктора Гюго
| Помогли сайту Реклама Праздники |