Произведение «1966 год. Норильск. Сбор металлолома. Вовка»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Вовкины истории. Книга первая
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 312 +1
Дата:

1966 год. Норильск. Сбор металлолома. Вовка

Норильск. Сбор металлолома
 
  Самолёт пошёл на снижение, рассекая крыльями серые набухшие облака, под которыми открылись бесконечные просторы тундры, поблёскивающие зеркалами десятков озёр, разбросанных по бледно-жёлто-зелёному ковру и с высоты казавшихся лужами ярко синего цвета. Кое-где пластами лежал серый вековой лёд. Великолепие тундры завораживало, и Вовка с восхищением смотрел на её бескрайние просторы и красоты, открывающиеся с высоты и виденные им впервые. Когда они улетали, в начале лета, самолёт так быстро набрал высоту и поднялся над облаками, что под ними тундра не была видна. А сегодняшний её вид и её величие стало для него открытием.
  
  Сделав несколько наклонов и небольшой разворот, самолёт стал заходить на посадку и вскоре его колёса соприкоснулись с бетонной полосой, чуть подпрыгнув, он пробежал ещё пару сотен метров и встал.
  Алыкель.
  Погода начала резко портиться. Небо быстро затянуло серыми тучами, спрятавшими солнце, подул холодный ветер, запахло сыростью и дождём.
  Электричка.
  Норильск.
  Дома.
  В этот же вечер Вовка встретился с друзьями, от радости встречи они немного потолкали друг друга, похлопали по плечам и спине и, так как на улице была 'не лётная погода', то было решено провести завтрашний день в подъезде, и поделится всем тем интересным, что случилось у них летом...
  ...Как с приближением лета школьники мечтали о скором наступлении каникул, так и сейчас с не меньшим желанием они ждали начала учёбы. В каждом времени и событии есть свои прелести, а в этом году первого сентября Вовка с друзьями шли уже в школу третьеклассниками и чуть свысока смотрели на первоклашек, стоящих ещё не стройными группами и с заметным волнением смотревших на учителей и школу. Когда-то и они были такими же несмышлёнышами; нынче у них всё совсем по-другому, а ещё в этом учебном году ожидается важное событие в их жизни - им предстоит стать пионерами. Правда это будет не так скоро, весной, а до того момента их октябрятским звёздочкам еще предстоят различные соревнования между собой в учёбе, в спортивных играх и художественной самодеятельности. А самым первым соревнованием будет день сбора металлолома. Вовка с друзьями уже много чего приметили из металла в подвале и на чердаке дома, так что оставалось ждать этого дня, намеченного уже на первую учебную субботу. Что в субботу - это хорошо: вроде бы и в школе и в тоже время на улице. А то, что металлолом таскать - это не страшило, это так, в удовольствие!
    
  На переменах каждый старался быстрее другого рассказать о своих интересных каникулах и от этого в школе стоял несмолкаемый шум. И только звонок на урок немного охлаждал пыл школьников, но даже и в классе ребятишки ещё ёрзали за партами, с нетерпением ожидая следующей перемены, не спеша настраиваться на учёбный лад.
  Зоя Николаевна, видя в глазах и в настроениях учеников желание высказаться и поделиться своими впечатлениями, предложила:
  - Ребята, я вижу, что вам очень хочется рассказать о том, как вы хорошо отдыхали летом, сколько узнали нового, скольких приобрели друзей. Давайте с вами сделаем так: первый урок в течение этой недели будем начинать с ваших рассказов о вашем отдыхе и приключениях, а остальные уроки будем усердно трудиться. Хорошо?
  - Хорошо, Зоя Николаевна! - Это предложение им очень понравилось.
  - С завтрашнего дня давайте и начнём.
  Первая учебная неделя просто пронеслась, заполненная рассказами и впечатлениями о прошедшем лете, наполненном у каждого бурными и не очень событиями, но постепенно эта тема улеглась сама собой и закрылась.
  Подошла долгожданная суббота. День выдался ясным и солнечным. Над входом в школу ещё вчера повесили большой транспарант 'Что не нужное - на слом! Соберём металлолом!' Из громкоговорителя по улице растекались бодрые пионерские песни. Настроение у всех было весёлое, казалось, что даже солнце светит и греет по-особенному.
  Вовка с друзьями, Сашкой-Лёней и Витькой, учились в разных классах, поэтому чтобы никому не было обидно, они заранее поделили найденные железяки и распределили, кто какие понесёт потом на школьный двор. Сашка-Пауль в расчёт не брался, он хоть росленький и шустрый, но пока что был первоклашка, посему ему выпала честь помогать в этом нелёгком деле всем троим в равной мере.
  Каждому классу отвели место для складирования. Третьим и четвёртым классам разрешили объединиться в одну команду по два класса. Вскоре школьный двор стал похож на муравейник, а школьники с азартом включились в эту увлекательную работу и игру, в которой объединились и 'поиск сокровищ' и 'казаки-разбойники', а спортивный азарт и дух соревнования был почти осязаем, и висел невидимым облаком над школьным двором. Постепенно начали вырастать кучи из ржавых и гнутых труб, вёдер, панцирных кроватей и чугунных батарей отопления. Потом в них появились эмалированные и алюминиевые кастрюли, сковородки, тазики и даже тарелки - видимо бывшие излишками в домашней посуде. Каждому классу хотелось выйти победителем.
  - Вот сейчас тележка была бы, то можно было на городскую свалку махнуть, там всякого добра полно.
  - Может, так сходим?
  - И чё мы, вот так принесём? Нет, там без тележки бесполезно. Да и далековато тоже. Ладно, так натаскаем.
  

  
  На школьном дворе соседней школы тоже двигались свои 'муравьи' и там тоже росли горы металлолома. В течение двух-трёх часов пацанами разных классов уже не в первый раз были обследованы и досконально вычищены все потаённые углы подвалов, чердаков и подъездов ближайших домов. Мальчишкам это было сделать легко, даже при отсутствии фонариков, так как все эти места им были знакомы как свои пять пальцев. Потом прошёл слух, что несколько учеников соседней школы попытались стащить железяки из куч Вовкиной школы, но старшеклассники отвоевали их и выставили караулы. Тоже сделали и школьники-соседи. Вскоре оба школьных двора стали похожи на большие свалки металлолома. Никто даже себе и представить не мог того, сколько этого металлического хлама валялось кругом, вроде даже и не замечали, что может его быть столько много.
  К полудню сбор закончился и школьники, чумазые и немного уставшие, но весёлые выстроились возле своих 'сокровищ'. Учителя и старшие пионервожатые обмерили каждую кучу, пометив какой класс её собрал, чтобы в понедельник объявить на школьной линейке результаты и победителей, а директор школы, Владимир Иванович, поблагодарил всех:
  - Молодцы, ребята! Все вы потрудились на славу. Смотрите сколько разного металла просто так валялось и захламляло наши дворы. А теперь, благодаря вам, всё это пойдёт в переплавку на завод, и потом из этого будут делать машины, трактора и станки, а может быть и велосипеды, на которых вы будете кататься. А сегодняшним своим трудом вы принесли огромную пользу стране и сэкономили сотни тысяч рублей государству. Спасибо вам октябрята, пионеры и комсомольцы! Сегодня среди вас нет проигравших, все вы - победители!
    

 
  Школьники расходились по домам, чтобы привести себя в порядок. Вовка с друзьями стояли на крыльце и смотрели на горы металла:
  - Всё равно наш класс больше собрал, чем ваш.
  - Нет, это наш класс больше вашего собрал.
  - А я вот что думаю: когда это всё переплавят, то, интересно, сколько машин сделают из этого?
  - Сто!
  - Ну, сто не сто, а штук сорок точно будет!
  - Да, хорошо поработали, здорово! Можно перекусить, а потом выйдем в лапту сыграем, что ли.
  Дома, Вовка подошёл к окну. Сверху было ещё лучше видно, сколько они собрали. Ему было приятно осознавать то, что и он вот с друзьями этим принёс пользу стране.
  Мать с отцом тоже похвалили:
  - Молодцы! Смотри-ка, мать, сколько железа натаскали! Весь двор школьный завалили! Комбайнов штук двадцать, не меньше, может получиться с этого, а то и больше. А если сенокосилок - так тех и сотни две можно будет сделать.
  'А вот станем пионерами, то ещё больше пользы принесём!' - Подумал Вовка.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама