Произведение «1967 год. Норильск. Пять рублей глупости или ... Вовка» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Вовкины истории. Книга первая
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 396 +1
Дата:

1967 год. Норильск. Пять рублей глупости или ... Вовка

Пять рублей глупости или ...
 
  Каждое утро Вовка, сделав быстро зарядку под бодрящие звуки радио, позавтракав и повязав с удовольствием пионерский галстук, выбегал из квартиры, вприпрыжку перескакивая через несколько ступенек, а уже из подъезда выходил степенной походкой и шёл в школу. Настроение у него было на полном подъёме: во-первых, он был принят в пионеры и заканчивал третий класс, во-вторых, была середина мая и уже почти наступала весна, а в-третьих, совсем скоро, в начале июня, ему исполнится десять лет! А ещё раньше наступят летние каникулы, и он опять поедет в родную деревню, на целых три долгих месяца! И поедут они одни со старшим братом, без родителей! Потому что оба уже большие и самостоятельные! Это ли не радостные новости!
  В последний учебный месяц Вовка уже не так сильно торопился заходить внутрь школы, а останавливался на большом крыльце и, поджидая друзей Лёню и Витьку, подставлял своё лицо восходящему солнцу, как бы показывая ему себя и свой яркий пионерский галстук.
  Весеннее солнце уже приплюснуло и зачернило сугробы, уменьшив их до небольших бугров, из-под которых днём обильно вытекали ручьи талой воды, с каждым днём всё больше и больше уносящие с собой величие зимних снежных горок.
  В ожидании товарищей он поглядывал на вышку Телецентра, выглядывающую из-за крыш домов. В этом году Вовка с друзьями уже меньше интересовались игрой в "Царь-горы", а больше тянулись к хоккею и ходили кататься на санках с горы Телецентра. Быстрые спуски с её высоты захватывали дух. Вот где можно было пацанам показать свою смелость и ловкость, своё ухарство. На лыжах, конечно, было страшновато, да и лыжи в их компании были только одни на четверых, а вот на санках! На них можно было такие выкрутасы устраивать, что любо-дорого посмотреть: одни преодоления высоких трамплинов чего стоили.
  Разгонишься с верхотуры и на трамплине - бац: метров по пять-шесть в воздухе пролетаешь! Главное было - вовремя от санок отцепиться, а то могло быть и больно... А, отцепившись, нужно было успеть сгруппироваться, чтобы упасть боком и кубарем скатиться вниз вслед за санками.
    

 
  На горе постоянно было много ребятни, а иной раз казалось, что они собрались все одновременно со всего города, так там было тесно.
  Иногда пацаны устраивали соревнования по быстрому и дальнему скатыванию с горы на санках и прыжкам с трамплина - компания на компанию или двор на двор. Тут уж нужно было все свои силы приложить, чтобы не упасть в грязь лицом, вернее в снег! Были такие отчаянные, которые не отцеплялись, а приземлялись вместе с санками, врезаясь в плотный снег полозьями.
  Шум от споров, кто дальше прокатился или пролетел, стоял над телецентром сильнее северной пурги.
  - Я дальше пролетел!
  - Нет, вот, где Колька, а вот, где ты!
  - Это он санками здесь приземлился, а ногами вон где!
  - Сам ты санками приземлился, смотри лучше!
  - А в ухо не хочешь схлопотать!
  - Да, на ... Сам получи!
  Частенько "соревнования" заканчивались потасовками. Нашпыняв друг дружке в нос и под рёбра, компании разбредались по своим дворам, каждая довольная собою. Вовка в этих заездах почти не участвовал, результаты были не ахти: виною были его рост и длинные ноги, которые цеплялись за трамплин, и он бухался с высоты, не пролетев нужное для победы расстояние. А потому он, в основном участвовал как "судья", отмечая на снегу палкой места приземления пацанов, ну и там, где нужно было мирно закончить споры, если они касались его и друзей и не допустить большой драки, стараясь оттеснить спорящих своим весом. Ну, а когда не получалось миром, то он заваливал противника своей массой. Чаще всего этого было достаточно. Но не всегда.
  "Ничего в другой раз будут знать, как правильно скатываться и засчитывать! Всё равно мы выиграли! Шустрики тоже нашлись! Правда, пацаны!" - Обсуждала каждая компания, возвращаясь в свой двор, вытирая кровь из носа и прикладывая ледышки к будущим синякам...
 
  Подошедшие друзья освободили Вовку от его "зимних" воспоминаний и, приветствуя, пожали друг другу руки. Под пронзительный и чуть приглушённый звук школьного звонка они "важной" походкой направились внутрь школы и разошлись по своим классам.
  Почти следом за Вовкой, забежавшим в класс на последней трели звонка и успевшим сесть за парту, вошла чем-то очень расстроенная Зоя Николаевна. Поздоровавшись с ребятами, она после недолгого молчания сообщила тяжёлую новость:
  - Ребята. Сегодня на занятиях отсутствует Марат. У него в семье случилось большое несчастье, ... вчера умерла его мама ...
  Эти слова прозвучали как гром, резко и больно, после чего в классе наступила оглушающая тишина. Все непроизвольно повернулись в сторону последней парты, где должен был сидеть Марат. Его место было пустым. Вовке даже показалось, что с того места потянуло холодом. Он тряхнул головой, прогоняя неприятное ощущение: показалось...
  ... Через два дня Марат пришёл в школу, он и до этого был очень худым, а тут ещё больше похудел, и его лицо стало серым. Как вести себя с ним после случившегося никто не знал. На первой перемене Марат подошёл к окну и, молча, смотрел в утреннюю темноту. Вовка и ещё несколько пацанов-одноклассников просто встали возле него и тоже молчали.
  Пока Марата не было, ребята начали собирать деньги для помощи его семье: кто-то сдавал по рублю, кто-то по пятьдесят копеек. Это было принято на классном пионерском собрании и поручено Вовке. Ему, конечно, не очень-то хотелось этим заниматься, но поручили, значит - придётся. Мать сшила для этого небольшой холщовый мешочек с завязками, и он аккуратно складывал в него деньги, записывая на листке бумаги вносимые суммы. Некоторые принесли деньги сразу, пока Марата ещё не было в школе, а те, кто не успел отдать в его отсутствие - отдавали их Вовке на переменах или после уроков, так, чтобы Марат не увидел и не расстроился.
  На одном из уроков Вовку позвал кучерявый и лощёный одноклассник, Лёвка Лердман, сидевший на соседнем ряду:
  - Вовка, на, держи! - Он держал что-то в зажатом кулаке.
    

 
  Шла контрольная по арифметике и Вовка не сразу понял, чего от него хочет этот чернявый "прыщ", напоминающим ему одного ушлого "пацана-дельца" из фильма "Республика "ШкиД".
  - Чё, тебе!
  - На, говорю, держи! - уже чуть громче повторил Лёвка. - Это деньги! Вот, здесь пять рублей. Это вон ему, для похорон.
  Вовка округлил глаза, глядя на эту довольную пухлую рожицу Лёвки. Последние его слова услышали, наверное, все в классе, потому что даже Зоя Николаевна выронила мелок из рук, дописывая на доске последний арифметический пример.
  Сзади загремела парта - это Марат, высокий не по возрасту, выскочил из неё и, согнувшись, как под тяжестью очень чего-то тяжелого, быстрым шагом вышел из класса. Вовка мельком увидел его глаза полные слёз и горя. Следом за ним вышла и учительница.
  - Ты, чё, дурак? - Выкрикнул Вовка Лёвке.
  - А, что я такого сказал? Все же сдавали деньги, вот и я целых пять рублей принёс, чтобы его семье помочь. Как все, даже больше!
  Касим Миниахметов выскочил из-за парты вперёд всех и без всяких слов заехал Лёвке в ухо. Вовка едва успел задержать руку Касима, уже поднятую для второго удара.
  - Касим, стой! Потом, после уроков с ним разберёмся!
  Лёвка сползал под парту, Касим ещё чуток достал его ногой. И в это время в класс вернулась Зоя Николаевна. Весь класс стоял и смотрел на Касима с поднятым кулаком, на Федьку, сидящего под партой. Зоя Николаевна поняла всё, что уже успело произойти, пока она о чём-то разговаривала с Маратом. Скорее всего, она поняла и то, что может произойти дальше на перемене или после уроков, поэтому она спокойным голосом попросила всех успокоиться и сесть на свои места, а Лёвке, уже сидевшему за партой, под ненавидящими взглядами одноклассников, сказала:
  - Лёва, ты, наверное, уже понял, что поступил не совсем правильно. Поэтому, сейчас возьми свой портфель и иди домой. Если встретишь Марата, поддержи его. А завтра приходи. Ты меня хорошо понял?
  - Понял, я вас. - Ответил он и вышел из класса.
  На переменках ребята обсуждали только это.
  - Жаль Зоя Николаевна его домой отпустила. Мы бы ему накостыляли. Надо же такое сотворить!
  - Это он козырнуть хотел, что у них денег полно, а мы тут - нищета деревенская!
  - Ничего, завтра мы ему наваляем...
  Но "навалять завтра" им не удалось.
  Утром следующего дня Лёвка в школу не пришёл, а когда начался первый урок, в класс вошла Зоя Николаевна и прилично одетый дядька в костюме, белой рубашке и галстуке. Он был похож на Лёвку, или Лёвка на него. Ребята поняли, что это был Лёвкин отец, такой же лощёный и кучерявый, только с виднеющимися залысинами.
  Зоя Николаевна ещё ничего не успела сказать, как он с порога начал громко отчитывать ребят:
  - Как вам не стыдно! Вы, подрастающее поколение, советских пионеров, а ведёте себя как фашисты! Ну и что, что Лёва еврейский мальчик? Значит можно его бить? ...
  Весь класс стоял, чуть ли не по стойке "смирно" и никто не мог понять, почему этот незнакомый им дядька стоит и размахивает тут, в классе, руками, отчитывая их, и почему так получилось, что они все почему-то стали виноваты, а Лёвка оказывается - прав! И голос Лёвкиного отца то возвышался, то немного затихал, и тогда он откашливался и продолжал говорить, и говорить с ещё большим азартом:
  - Я работаю журналистом в газете! И я напишу про ваше недостойное поведение в газете! Вы ещё не знаете, какая это будет статья! И тогда все, вы слышите, все узнают... Пусть все узнают, как вы сегодня позорите светлое звание советского пионера! Как вы относитесь к своим товарищам, которые другой национальности! Как вы принижаете их национальные чувства!..
  - А что мы такого сделали?
  - Вы..., вы как фашисты... вы сразу бить и по лицу...
  - А он зачем так сделал?
  - Молчите и слушайте, когда с вами старшие разговаривают!
  Зоя Николаевна тоже хотела что-то ему сказать, но в это время в класс вошёл директор школы. Лёвкин отец повернулся к нему, продолжая:
  - Вы, Владимир Иванович, только посмотрите на этих...
  - Одну минуточку! Прошу выслушать меня!.. Пусть Зоя Николаевна ведёт урок, ребята занимаются, а мы с вами пройдём в мой кабинет и все спокойно обсудим. Хорошо?
  Директор и Лёвкин отец удалились.
  Занятия, усилиями Зои Николаевны, медленно возвращались в своё русло.
  На перемене ребята из класса не вышли, а сидели за своими партами и молчали.
  - Вот так вот! Ни Лёвки, ни его денег, за-ра-за!.. - Произнёс кто-то.
  - Да, ну его нафиг, этого Лёвку и деньги его, тоже... Марата жалко...
  - Ребят, а пять рублей-то я забрал у него, - в наступившем молчании сказал Вовка, - он, когда из-под парты вылезал, я их у него из руки и забрал... А, чё, Марату они больше пригодятся!
  Напряжение ребят, длившееся несколько дней, сменилось дружным смехом. Этот смех был как бальзам для их ещё не окрепших душ, ещё не готовых к таким переживаниям и потрясениям...
 
  Лёвку с его отцом они больше не увидели.
  Марат пришёл в школу на следующий день, и никто из ребят не смотрел на него со скорбью или жалостью. И это было правильно.
  Жизнь


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама