Произведение «из огня да в полымя»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: путь
Автор:
Читатели: 255 +1
Дата:

из огня да в полымя

                                                             Айвон                                                                                          Если вы  войдёте во двор узбека, то первое на чём остановится ваш взгляд будет широкий топчан под кроной ветвистого дерева (или под сенью виноградника), на  низкорослый столик и стопку курпачи (ватных одеял) Всё это вместе называется айвон.                                                                            . Здесь можно принимать пищу или, не входя в душное помещение, отдохнуть, удобно расположившись на мягких курпачах. Здесь же хозяин принимает гостей, забежавших перед началом рабочего дня поздравить его по случаю радостного события, скажем, с прибытием сына на побывку из армии.
Хозяин усадит гостя на курпачи (стульев или табуреток в семьях узбеков нет), выставит на достархон (столик) ляган (чашу) с духмяным пловом, сам сядет напротив и, развлекая гостя разговорами, будет подливать из чайника в пиалу гостя крепкий зелёный чай (чёрный  -это не уважение).  Эт о действо называется "АШТ".
В обычные дни ашты жителями махали (квартала) устраивается в порядке очерёдности. Не принимать участия в аштах - предосудительно и чревато потерей авторитета для любого жителя махали.  С тобой будут здороваться, при встрече приветливо  улыбаться, будто бы ничего не произошло, но скоро ты почувствуешь, что ты для махали  человек чужой.  
Ашты это вам не обжираловка. Во время ашта обсуждаются важные для махали проблемы – скажем, как сделать так, чтобы в кресло  директора мебельной фабрики (если такая есть на территории махали) посадить Тургуна Риспекова - жителя махали. Тургун пять лет назад окончил сельскохозяйственный техникум, но до сих пор мается бригадным механиком  хлопководческой бригады. Это -не порядок. Какой-то Абрамянц  директорствует, а Тургун гайки крутит! Абрамянц пусть едет в Армению и там директорствует.
Махаля в Узбекистане большая сила. Если махаля решит, что Тургун должен быть директором фабрики, значит он будет директором. А если Абрамянц заупрямится и не захочет добровольно уступить место Тургуну, то махаля отправит его (Абрамянца) на временное жительство в места не шибко приятные для Абрамянца. Для решения этого вопроса махала задействует все имеющиеся у её жителей   связи в компетентных органах. Посланники махали будут стучать в двери самых высоких кабинетов, если надо будет кому-то дать на лапу, так махаля и деньги соберет. Махаля знает , что нет такого директора, у которого рыльце не было бы в пуху и не пожалеет ни сил, ни средств, но докажет,  что Абрамянц - жулик!
Женщины махали. так же как и мужчины, в порядке очерёдности, устраивают свои ашты.  Только это у них называется не аштами, а чаепитиями. На чаепитие они приносят различные яства-изделия своих рук--оценивают мастерство друг друга, делятся опытом. Много говорят.
Прямого участия в интригах махали женщины не принимают. Политика это не их дело. Они создают общественное мнение. А мы знаем, что миром не короли правят - миром правит общественное мнение. Так что если Тургун сядет в кресло директора фабрики, то в этом будет заслуга (и немалая) женсовета махали.
Скопление женщин  на его айвоне Ивана  Сергеевича  не удивило: он знал, что нынче  принимать женсовет-очередь Тамары (его жены)
-  Салом алейкум, бабылар! - приветствовал он честную компанию.                                                                                    --И Вам не хворать, Иван - ака, - поспешила захватить плацдарм самая говорливая из всех женщин махали Анора - и Вам здравствовать на радость вашей семье и вашим родителям (столь многословный ответ на приветствие у народов востока обязателен). Только мы Иван-ака не бабы.                                                             ---Кто же вы тогда?                                                                                                                                                                           --Мы, Иван ака,-женщины!                                                                                                                                                              ---Ишь ты! -сделав удивлённый вид, ответил Иван Сергеевич. -При царе Горохе вы были бабами, когда колхозный хлопок кетменями чапали то же бабами, а теперь вы что же госпожами стали?--А ты, госпожа Джамилева,  что же не в Крыму? -обратился он к понуро сидевший женщине, -Что, Соние-апа, всё никак свои хоромы продать не можешь? Покупателей не приходят что ли?-------------                                                                                                                                    --Покупатели-то, Иван- ага, приходят, только больше пятисот долларов за мои хоромы не дают.                                                                                                                               --А что так? Твой дом, Соние, хороших денег стоит.                                                                                                    ---Да знаю я, что стоит. И муж из Крыма звонил, сказал, что бы меньше, чем за две тысячи не отдавала. Только здесь теперь, Иван- ага, аксакалы всем заправляют. Объявили в мечети, чтобы за дома отъезжающих ни кто больше пятисот долларов не давал. Кто ж теперь дедов ослушается! Теперь все говорят:-"куда им деваться, не заберут же с собой. Придет время и за триста отдадут" А что мне эти пятьсот баксов, только и хватит, что до Крыма доехать. А на что там строиться будем! -чуть не плача заключила Соние.
-Ну так и жили бы здесь - кто вас гонит!- подала свой голос тихоня Гульнора,- Там, говорят народ вредный и злой живёт: если чужая курица в огород зайдёт, так друг за другом с топорами бегают. А у нас вон как славно-дружно живём!. У нас любой джянджал (скандал) к шутке сведут.-------------                                                           --Да-да, Гуль-апа, с турками вон как славно пошутили! Ни одного здесь не осталось. Теперь все турки в России живут                                                                                                                                                                                   --Ну так турки сами были виноваты: нечего было на базаре бабушку с места прогонять. Она на своей земле живёт - где хочет, там и торгует своей клубникой. Раскомандовались тут!                                                      -Тохта, тохта, (погоди, погоди) Анор-апа!-не ожиданно для самого себя, взорвался Иван Сергеевич ,--На своей земле говоришь? Оказывается узбекские парни хотели показать туркам, кто на этой земле хозяин, а я-то   думал, джигиты за бабушку заступились. Ну, спасибо, Анор-апа, просветила!-Вот, Соние, они здесь, только они на этой земле хозяева. А мы с тобой здесь так – пришей-пристябай. Мы для них вроде бомжей. В случае чего, нам можно и под зад коленом дать.                            –А вам изестно знчение слова «узбек»:--парировала Анора.                                                                                               –Конешно, Анор-апа, конечно, знаем,  только ведь, Анор апа, хозяева разные бывают. Видел я одного хозяина земли узбекской: пришла в кабинет председателя колхоза кореянка-инспектор санэпиднадзора и говорит: нельзя, мол, около скважины, источника питьевой воды, скот пасти. Мол, испражнения скота проникнут в водоносный слой и вода станет для питья непригодной; повторится,-говорит, - оштрафую и штраф руководителю хозяйства придётся выплачивать не из колхозного, а из своего собственного кармана.----------------------------------------------                                                                              
Когда дверь за инспектором закрылась, Раис и высказался:-Будут  мне всякие корейцы указывать, где я на своей земле могу  нужду справить, где – нет!--                                                                                                          ----Вот такие, Анор-апа, бывают хозяева земли узбекской. Корейцы о здоровье людей думают, а узбек о своей гегемонии.                                                                                                                                                                          ---Но ведь по одному раису- дураку  нельзя судить о всех узбеках,- решила присоединиться к разговору Тамара.                                                                                                                                                                                         ---Эх, Тамара! Если у меня заболит один зуб, не велика беда, пойду к врачу, он мне больной зуб выдерет и делу конец. Другие зубы не пострадают. Но если в отаре появится одна паршивая овца, она может всю отару угробить. Я, наверно, и не стал бы вспоминать того чумного раиса, но просмотрите, как изменилось в последнее время отношение к русскоязычному населению: вновь назначенный директор школы, в которой узбекских детишек раз-два и обчёлся, выступая на общешкольной линейке с приветственной речью, по случаю открытия нового учебного года, ни одного слова не произнёс по-русски. Вот вам пример заражения узбекского общества  шовенизьмом.                                                                                                                                                                    –Да что там школа,- оживилась крымская татарка Соние,- - никакая власть  с тобой разговаривать не  станет, если ты к ней пришёл  не зная узбекского. Была я у хакима области- и там  тоже самое.---вой пример, Соние, о чём говорит? О том, что жить надо среди своего народа. Гдек свой стоит, там ветер не дует.
Благостное настроение женщин было развеяно. Обсуждение качеств каких-то персон было отложено на потом. Оценка достижений Айши в искусстве приготовления пампушек не состоялось.  
                                      Где свой стоит, там ветер не дует
Чтобы не видеть насупленного лица жены, чтобы не слышать её упрёков, Иван  Сергеевич  решил эту ночь провести на свежем воздухе- на айвоне.
Лёгкий ветерок, пролетавший через айвон, шевелил листья виноградника. Их тихий шелест обещал приятные сновидения. Но погрузиться в сон Ивану  Сергеевичу  не удавалось. И вовсе не бедана (перепёлки) суетившаяся в клетках, развешенных над айвоном, не их неожиданные выклики "пич-пилдык", не давали ему заснуть.
" Ну зачем надо было ввязываться в дебаты с хатынками (женщинами)-укорял он себя.- Какая нужда была в этом. Крымские татары мечту о своём возвращении на историческую родину  с первых дней их депортации из Крыма вынашивают. Ты им хоть золотые горы обещай всё равно здесь не останутся. Что же касается турок, так тут убеждать узбеков в том, что они поступили  с турками не по-братски, просто смешно. Всем известно, что  турки, как и  все кавказцы  одержимы шовинизмом. и поэтому …

Если кто-то напишет, что заинтересован в продолжении, то узнает как русскоязычное население бывших союзных республик принимало решение вернуться на историческую родину и чем их встретила мать-родина.  
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама