В конце девяностых я жил на Левобережье, есть такое место в Омске, это наиболее заселённая часть Кировского округа. В микрорайоне было два продовольственных магазина. Я ходил в оба, потому что один был ближе, а в другом ассортимент разнообразнее. В ближнем магазине было два отдела: молочный и для остальных продуктов. Деньги платили в кассу, а товар получали в отделах. В молочном отделе на стене за прилавком весел плакат, на котором было крупными буквами написано: «Для сведения покупателей», а ниже мелким шрифтом текст. Писавшие подразумевали, что покупатели будут здесь получать сведения.
Я иногда хохмил, называл в кассе сумму, кассирша спрашивала:
— В какой отдел?
Я поворачивался к отделу и отвечал:
— А вон в тот, для сведения покупателей, — с ударением на вторую «е» в предпоследнем слове.
Через некоторое время, стоя в очереди, я услышал, что и другие покупатели
считают, что отдел в магазине для того, чтобы свести на нет всех покупателей. И через некоторое время плакат сняли.
Во втором магазине работала одна очень толстая продавщица. Она растолстела из-за того, что была хитрая. Когда к ней подходил покупатель за колбасой, она быстро спрашивала:
— Сколько Вам? Полбатона?
Если покупатель соглашался на это количество, она брала батон колбасы, разрезала его на две почти равные части: 45 и 55 процентов. Ту, что больше, взвешивала и отправляла покупателя в кассу оплачивать товар. Когда покупатель возвращался, его ожидала упакованная 45 %-процентная часть батона.
С годами, по мере приобретения опыта работы с людьми начинаешь чувствовать по мелким, едва уловимым движениям, когда собеседник тебя обманывает, а когда нет. Как в анекдоте: «Чувствую, что ты меня кидаешь, но не пойму, на чём». Однажды, сделав вид, что почти отвернулся, я демонстративно беспечно пошёл к кассе, следя за её движениями боковым зрением. Продавщица сделала мгновенную рокировку, взвешенный кусок оказался под прилавком, а его обделённый брат-близнец упакованным. Оплатив товар, я вернулся к продавцу, получил колбасу и, держа в руках чек, попросил позвать заведующую. Получил отказ, обратился к другому продавцу, и заведующая вышла. Объяснил ситуацию. Взвесили колбасу. Потом взвесили вторую часть батона. Поменяли. Больше я эту продавщицу в магазине не видел.
15.04.2020.
15.04.2020.