Ныне мы на самом независимом острове памяти Менделеева. Ох, какой здесь пьянящий воздух, какие девушки, как бурлит молодая кровь.
Так было, есть и будет. Gaudeamus igitur,Juvenes dum sumus!
Ну и повод. Минские студенты. Думаю, одни из самых независимых среди всего этого бурлящего мира молодости и беспечности.
Как альтернатива "лукашенским кованным сапогам".
МВД Белоруссии сообщило о задержаниях студентов в Минском университете. Не повесткой, не на мирном шествии. В альма матер.
Явная демонстрация угрожающего, рассчитанного на страх, солдафонства и думаю, тупости уходящего режима.
Явная параллель с питерскими событиями 1890 года. Тогда в столице Империи начались студенческие волнения. На одну из сходок были приглашены преподаватели Санкт-Петербургского университета. Особую надежду студенты возлагали на Дмитрия Ивановича.
Несомненно, он был любимцем свободолюбивой молодежи. Об этом вспоминает и его бывший студент Байков.
"Когда Менделеев появился, его встретили громом аплодисментов, рукоплесканий, восторженными выкриками..."
А он произнес весьма отдаленную от царящих в аудитории эмоций:
"Марганец встречается в природе главным образом в виде кислородных соединений"
После лекции Менделеев принял петицию, направленную студентами министру народного просвещения И.Д. Делянову. Несомненно, Дмитрий Иванович знал настроения не только своей "молодой братии", но и реакционность царского режима.
И это не идеологический шаблон советских времен. Делянов был последовательным проводником контрреформ Александра III.
Историки расходятся в мнениях по поводу политической направленности петиции. Но одна строка явно указывает на противоречие с позицией царского правительства.
"Мы желаем, чтобы все окончившие средне-учебные заведения без различия в вероисповедании, общественного положения и без всяких тайных характеристик со стороны гимнастического начальства и полиции имели свободный доступ в университет".
Строка в явный разрез с распоряжением самого Делянова. Акт был принят за три года до волнений и получил меткое определение "циркуляр о кухаркиных детях".
Менделеев в курсе явного противоречия начальства и бунтующей молодежи. Но он без колебания принимает крамольную бумагу. В этот же день преподаватель отвозит петицию министру.
Думаю, аналитический ум Дмитрия Ивановича осознал всю безрассудность этого шага. Но "Рубикон перейден". Реакция ожидаема и весьма "нервическая".
"По приказанию Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается Действительному Статскому Советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги.
Его превосходительству Д.И. Менделееву 16 марта 1890 г."
Преподаватель перешагнул это "право", составленное тремя годами ранее самим же Деляновым. Согласитесь, при всей противоречивости биографии великого ученого, истинно гражданский поступок.
Он не "потерял лицо". И следующий логический шаг, отставка.
Через неделю последняя лекция. Аудитория малочисленна. Многие студенты арестованы, другие побоялись прийти. В гробовой тишине Менделеев говорит о связи науки и промышленности России.
В конце:
"Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин..."
Но аплодисменты прозвучали зимой 1907 года.
Поступят ли подобным образом нынешние преподаватели белорусских учебных заведений? Или же последует очередной циркуляр от министерства просвещения.
Думаю, второе. Но надо помнить, чем закончилось для России то "хождение" уважаемого студентами преподавателя к чиновнику.
"Pereat Diabolus"
***