В Пустынном она стояла на том месте, где мы жили в 1965 – 67 годах. Не знаю, сохранились ли где фотографии этого здания, но мой отец нарисовал её по памяти маслом на холсте. Здание было красивое. Мой прадед Иннокентий там иногда реставрировал иконы, а мой отец ему помогал подавать кисти и краски. Церковь закрыли в 1936. До закрытия атеисты устраивали маленькие провокации. Например, комсомольцы просунули голову добродушного поповского пса Полкана в дверь церкви, чуть прижали её, плеснули псу под хвост скипидару и, немного подождав, впустили в церковь, подперев двери. Собака с воем носилась по церкви, за ней бегала попадья с причитанием: «Полкашечка, полкашечка!» Отец рассказывал, что сельские активисты хотели церковь спалить, не успели. Попа арестовали.
У попа был сын. Он страдал психическим расстройством, говорили, что от того, что много читал. Церковь ещё некоторое время стояла пустой после закрытия. Отец рассказывал, что они с мальчишками какими-то одним им известными путями проникали в церковь, снимали со стен иконы и отдавали их пустынским и качесовским старушкам. Потом из церкви решили построить школу, недалеко, через перекрёсток. Здание разобрали, оставшиеся иконостасы сожгли.
.В доме попа был устроен интернат, там с понедельника до субботы жили борисовские и чёрнокустовские (точенские) школьники.
Это интернат. Вид со двора.
На месте церкви в 1963 году был построен деревянный «крестовый» дом. Первой там жила семья Саукова Григория Петровича, до 1965 года, а потом мы.
2004 год. Август. Мы приехали в Пустынное и фотографируемся около своего бывшего жилища. На этом месте и стояла церковь.
Когда в 1966 году мы с отцом строили омшаник для пчёл, наткнулись на гигантские кирпичи фундамента. Они были в полтора раза длиннее современных, шире и толще. Примерно 400х200х100 мм. Это место я помню. Потом одна ветхая старушка приходила к моей матери и показывала, где находятся могилы священников. Помню, она сказала: «Хорошо, что у тебя посажены в этом месте цветочки, Нина!»
2013.