Произведение «С чего начинается Родина.»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 23
Читатели: 311 +1
Дата:

С чего начинается Родина.

                                         Распределитель – «С чего начинается Родина».

  Вспомнил сегодня своего учителя литературы – педагога, наставника и старшего друга, потому что разница в возрасте у меня с ним была приличная.
  Звали его Андрей Петрович. Помню, как он подарил мне настоящий портфель, чтобы не таскал я учебники в полевой сумке, коими пользовались большинство наших учеников: «Тетради и учебники ты должен носить в портфеле, а не в сумке. В школу ходишь, а не на занятия в условиях войны. Имей уважение к тому, что живешь в мирное время». Но разве я тогда мог оценить его слова, будучи учеником пятого класса, если можно было спускаться с горы по льду именно на портфеле? В конечном счете портфель я порвал и он требовал ремонта. Учебники снова поселились в полевой сумке, которой не было сноса - она выдерживала любые нагрузки, а я тщательно скрывал случившееся, как и Андрей Петрович делал вид, что ничего не замечал. Так я и окончил школу, причем на «четыре и пять», что было в наше время похвальным результатом.
  С того же пятого класса мы с ним и подружились. Я часто заглядывал к нему на чай с вареньем и он мне рассказывал о многом, чему не учат в ранних классах. Мы могли вместе петь под баян, играли в шахматы, а иногда вечерами приходил я к нему и выполнял домашнее задание за круглым столом. Он меня обучил радиоделу и я, ради запаха канифоли, согласен был на многое, что сегодня не интересно подрастающему поколению. А жил он в старом деревянном доме, окрашенном в синий и зеленый цвета, жил без семьи, очень скромно и без претензий. Причем был страстным огородником и была у него теплица из осколков стекла. В школе дети его обожали, а учителя держались от него на расстоянии и это не было для нас тайной – характер у него был не в ногу со временем и коллеги его побаивались. Но, как говорится, каждый из нас делал свое дело и все мы были счастливы по-своему: нам казалось будущее светлым, а все неудобства временными, потому что нас такими воспитали, нас такими сделали и это вселяло уверенность в завтрашний день.
  По окончании школы я поступил в институт, а переписывался с Андрей Петровичем еженедельно, а то и чаще ему писал – иногда даже на открытках вопросы задавал, потому что только он мог дать дельный совет. Продолжалась переписка до того момента, пока я не вернулся в родной для меня город и с тех пор стал у него постоянным гостем - по выходным дням, чему мы вместе с ним были рады. Возраст его был, по нашим сегодняшним меркам небольшой, но выглядел он достаточно уставшим стариком - его что-то терзало, но он об этом ничего мне не говорил. Уже в 80-е годы я узнал, что он дважды был ранен, что были у него боевые «За отвагу» и орден Красной звезды, а юбилейных почему-то не было, что пришлось ему по доносу отбывать срок в лагере. А как-то он предложил мне прочесть свой дневник – он состоял из множества двенадцатилистовых тетрадок, в которых были записи и рисунки авторучкой. Возможно, что я когда-нибудь и расскажу о том, что прочел в дневнике, хотя это будет на мой взгляд неправильным – не знаю, короче говоря, время покажет стоит ли это делать.
  Так вот, в один из вечеров, когда мы выпили немножко, Андрей Петрович и задал мне вопрос: «Знаешь ли ты, дорогой мой друг, когда в разгаре перестройка, с чего начинается Родина?» Понимая, что ненужных вопросов никогда он мне не задавал, я честно ответил: «Вкратце не скажу». Андрей Петрович замешкался, начал искать спички для сигареты, а когда затянулся глубоко и выпустил дым в сторону лампочки, ответил: «С извечного вранья. Врут нам, мы – вам, вы дальше по жизни шагаете с враньем в сердце и каждому кажется, что он на верном пути. И знаешь, чем закончится наше вранье о Родине? Страна развалится на осколки. Вранье не база, вранье разрушительная сила, хотя и замедленного действия». Еще он мне говорил про день учителя – «не существует такого праздника».
 Он много чего интересного рассказывал в те горбачевские годы. Но стоит ли об этом вспоминать сегодня, если вранье стало символом новой эпохи, а школы, в которой я учился, больше не существует? Не стоит, я думаю. Оттого и родилась сегодня эта миниатюра, которая окончательно поставит крест на моих воспоминаниях о добре - положительные частности не должны быть достоянием общественности. Почему? Все равно осудят. Как и то, о чем говорил мой учитель - его представление о том, с чего начинается Родина. Учитель думал так, по своему, но решился об этом сказать только в далекие 80-е, потому что раньше нельзя было. А как будет завтра - время покажет, хотя ничего нового мы не увидим.
  Здесь все изложено не слово в слово, как вы понимаете, прошли годы, но смысл передан почти дословно. Большая страна действительно развалилась на части, а перед этим умер Андрей Петрович. 
  И после этого, вранье продолжает жить по своим законам, еще и обороты набирает с новой силой, а мы живем по своим правилам - считаем Родиной землю на которой родились, и за это очень ее любим. 

                                    С уважением ко всем читателям      Никита Антонович.
 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:28 05.04.2021 (1)
У каждого из нас сама жизнь формирует свои представления о Родине, и судя по определению Вашего учителя, жизнь его учила жестко. Поэтому и определение его жесткое, но правильное. Хотя могут быть и лирические, патриотические, и т.д. определения.
Мой отец тоже  не застал кошмара развала страны, но через много лет после этого мы как бы во сне (?) разговаривали об этом. Это я описал в рассказе "Кусочек хлеба, или экскурсия в настоящее"
     23:52 05.04.2021 (1)
Да, Геннадий, так научила жизнь, что только в горбачевское время он смог немного раскрыться. Я позабыл многое из рассказов, часть помню, как и из дневников, но сам факт того, что человек с камнем жил, и ни в чем не виноват, но с тяжестью в груди - я не представляю, что в душе у него творилось.
Ваш рассказ прочту, уважаемый Геннадий.
     21:11 06.04.2021 (1)
Никита Антонович, я понимаю Ваши сомнения насчёт публикации отрывков из чужого дневника, однажды я тоже оказался в подобной ситуации, только это были чужие письма. Я их сжег, но впоследствии очень сожалел об этом.
Я начал было рассказывать Вам про это в комментарии, но затем стёр, потому что такое в трёх абзацах не опишешь. Я всё таки попробую написать рассказ, который  так и будет называться: "Чужие письма", а если он получится "читабельным", то опубликую.
     21:51 06.04.2021
Добрый вечер, уважаемый Геннадий!
Я вам так скажу, почему не пишу о том, что помню из дневников или слышал - это не МОЯ жизнь, а отрывками картинку полную не сложу. Одно знаю: очень плохо, что так и не дали развернутую оценку всему, что творилось в лагерях врагов народа. А раз этого не было, значит компартия вернется - это моя простая логика. 
Мой учитель, помню, сказал: у этой страны два сердца. Когда одно умрет, все подумают - страна умерла и сами начнут умирать. И никогда мы не узнаем, кому принадлежит второе сердце.
Я это запомнил и понимаю сегодня, что он многого не договорил.
     19:33 04.04.2021 (1)
А что, Родина состоит из одних людей?
     21:27 04.04.2021
Это, уважаемая Ирина, кому как. Иногда достаточно одного разговора, чтобы все прошлые мироощущения исчезли. Как мне кажется, у каждого свои представления о Родине. Для меня это и люди, и запах земли, и воспоминания - всего не передать. А главное, это нежелание с ней расставаться. 
     20:04 14.02.2021 (1)
1
Понравилось это смелое заявление, - Родина начинается с вранья! Я бы до такого сам никогда не додумался. Спасибо.
     22:03 14.02.2021 (1)
Не мои это слова, Анатолий, а человека пережившего предательство по отношению к себе. Вам спасибо за откровение.
Пока в  истории существуют белые пятна, я не могу поставить под сомнение высказывание своего учителя.
     22:34 14.02.2021 (1)
1
Я понял, что это Ваш учитель сказал. Я же до конца дочитал Вашу миниатюру. А в чём здесь сомневаться? Это истина.
     22:50 14.02.2021 (1)
Верно, уважаемый Анатолий. Вранье и пафос достали, не понимаю иногда, чему и кому верить. А потом плюнешь на все и стараешься об этом не думать.
     23:49 14.02.2021 (1)
1
До всего надо додумываться самому, верить никому нельзя.
     00:04 15.02.2021 (1)
Я тоже где-то так считаю. 
Но, как быть с молодежью? Сегодня они молчат, а завтра отомстят за поруганные надежды. 
     09:51 15.02.2021 (1)
1
Кого-кого, а наше поколение обманули больше всех. У предыдущего поколения был Бог и Царь! У нынешнего – возможность имеет собственное дело. А у нас была только партия, которая дала дуба. И никому мы не мстим.
Нынешняя молодежь знает, что никому они не нужны, никто о них не позаботится, ни бога, ни партии не существует. Надейся только на себя и на кредит банка.
     13:00 15.02.2021 (1)
Обманули, Анатолий. А может права наша молодежь? По сути, ничего сложного нет в том, что надеяться нужно на себя и свои деньги. Это простая житейская идеология.
     13:16 15.02.2021 (1)
1
Согласен.
     13:19 15.02.2021 (1)
Приятно иметь собеседника, который практично смотрит на жизнь.
     15:57 15.02.2021
1
     08:36 24.12.2020 (1)
1
 Родина - это дело сложное.
  Ложь гораздо проще. И бороться с ней легко. Жить самому по правде.
 Родина начинается с чего-то другого ... Об этом стихи.
     08:41 24.12.2020 (1)
1
Родина, это то, что согревает душу. Так говорят мои друзья, уехавшие в 90-е на другую Родину.
Они вспоминают добро, от которого не в состоянии отказаться - это они называют осколками Родины.
     08:46 24.12.2020 (1)
1
 У них путаница в голове.
 Их душу греют воспоминания о молодости, о страстях и фантазиях юности.
 От Добра не спасаются бегством ...
 Родина - это в чем-то сама душа.
     10:15 24.12.2020 (1)
1
Возможно и путаница, но, мне жаль моих друзей - они остались здесь нереализованными. Не скажу, что там им плохо живется, всяко есть у них по части эмоций, н там они понимают - ГДЕ живут. 
Да, именно воспоминания ни называют осколками. Потому душой они здесь, а телами - там. Это крайне не просто, с их слов, поэтому каждый раз при разговоре я их приглашаю к себе в дом.
Мы тщательно обходим стороной тему миграции, а люди продолжают уезжать. Я приспособился - умею, у меня получается, а они не смогли. И это не повод для меня осуждать их отъезд. Главное, что они нас не забывают и ничего не ругают, лишь иногда в недоумение приходят, задавая вопросы.
Это крайне не просто - очертить границы Родины.
     13:01 24.12.2020 (1)
Так ли уж необходимо очерчивать границы Родины? Не так давно я познакомился с очаровательной армянкой, доктором наук, и границы моего Отечества стали чуть шире. Мой лучший друг живет в США, конечно, ностальгируя по молодости (как и я) в Караганде. Разве её можно вернуть?
 А человечество мигрировало всегда. Так уж мы устроены.
 И если в наше время миллионы людей со всего света мечтают жить в США и ЕС, то знать там жить им комфортнее. Они хотят создать своим детям лучшие условия, чем достались им. Это естественно. А в РФ, к сожалению, сотни лет процветает чиновничество, поэтому на Земле нет хозяев, а упраляют нами одни прохвосты и мошенники. Капитализм тут ни причем.
     17:34 24.12.2020 (1)
1
Многое не понимаю, поэтому кто причем так и остается загадкой. А что до границ, для меня родина и в странах Прибалтики - бывал там часто в свое время, а вот в Средней Азии я так и не ощутил дуновения Родины - все было хорошо, но без уюта. Я бы вообще никого не сдерживал - пожалуйста, куда угодно уезжайте, только не ругайте из далека то, что является частью вашей души. 
     19:50 24.12.2020 (1)
 Право говорить то, что думаешь, является неотъемлимым свойством развитого общества. В устройстве совка не было ничего хорошего, пусть там осталась часть моей души. Стоит отделять зёрна от плевел.
     20:49 24.12.2020 (1)
Видите ли, совок - не совок, а было там все понятно: закон - развитие - наказание или благодарность. Я не могу однозначно сказать, что все было плохо - у меня все было, поэтому не был я сыром, но в масле катался. Важно и то, что занят я был только своими делами и не имел раздражителей - я не умел и не умею обижаться. Зачем мне обижаться на Союз? 
Сказать, что сегодня лучше живу или нет, скажу: лучше и богаче. На кого мне обижаться?
Если не устраивает кого система, надо или уезжать, или не создавать себе проблемы - просто жить для себя, не вдаваясь в рассуждения кто плохой или хороший.
Я не обращаю внимания на личности, мне куда ближе возможности и желание понять, как работает система. Все!!! Что еще нужно человеку, чтобы нормально жить?
Касаемо говорить, я вообще не вижу преград.
     21:30 24.12.2020 (1)
Ругать и говорить по сути одно и тоже. Скажем иначе - издавать звуки.
 Про СССР отдельный разговор.
 Жить для себя - это довольно сложное понятие. Все так и живут. Только каждый это понимает по-своему.
     22:49 24.12.2020 (1)
Я упрощенно понимаю - жить для себя: живешь и живи, и нечего кивать на того, кто тебе мешает. 
     09:55 26.12.2020 (1)
 То, что мешает нам жить делиться на 3 категории. С первым мы справляемся, со вторым смиряемся, с третьим боремся всю жизнь.
 Кивают на помехи те, кто смирился со всем.
 Живут просто как трава те, кто не смеет бороться сам и плывет по течению.
 Единицы сами строят себе свой путь в неизведанное ... Но это дано малому числу.
     10:21 26.12.2020 (1)
Можно и так понимать вопрос. А по сути, если нет стихийных бедствий, все нормально - за исключением бардака, который создается искусственно. Посмотрел, кстати, "Мертвые души" от 2020 - прекрасная игра замечательных актеров и очередная порция иронии к нашей действительности. Посмотрел, поулыбался, а жизнь продолжается - меняться ничего не будет, и это надо признать. Оттого и не указываю перстом на то, чего не должно быть, сердце не рву себе - зачем, если происходящее давно стало нормой, а я могу лишь посмеяться над определенными моментами. Главное, что жизнь себе от отравляю различными мыслями - сарказмы мне куда ближе, чем угрюмое настроение.
     15:13 26.12.2020
 Всё течёт и всё изменяется. Это не я сказал. Только меняется с разной скоростью.
 Ничего более бессмысленного нет, чем состояние покоя. Бордель в определенном возрасте и обстоятельствах  полезное заведение, в котором трудятся жрицы первой профессии на Земле. И это естественно.
 Мёртвые души - это творение актуально и по сей день.
 Наша действительность по сути и есть мы. Как-то не хочется относится к себе с сарказмом, лучше с иронией. 
     20:10 24.12.2020 (1)
С удовольствием прочла Ваш рассказ, Никита Антоныч, так как это было и моим временем. Все Ваши мысли буквально созвучны с моими и комментарии ниже, тоже достойны большого плюса.
     20:35 24.12.2020 (1)
1
Здравствуйте, уважаемая Светлана! Настоящее поколение не удручает себя вопросом Родины, а живет так, как считает нужным. Оно свободно от предрассудков, ему не нужны вожди, оно верит только в то, что видит. И этим молодым людям чуточку завидую - они не мы, которых неоднократно обманули, а мы все ищем и ищем ответ - за что? За все!!! Поэтому эксперимент больше не повторится - молодежь будет там, где меньше обмана.
И все же я не понимаю, почему Родина так и не расставила точки над "и": как произошел переворот 17-го года, почему 41 год был со страшными потерями, как нас продали в 91 году и кому? Список может быть гораздо шире, только суть остается та же - это не актуально, всем нужно выживать или развиваться. Стабильно только вранье, оно живее всех живых и прав был мой учитель - это база для осязания, на которую мы и я в том числе, давно махнули рукой. Видимо это часть исторической необходимости - так проще всем, так спокойнее всем. Зачем нарушать спокойствие? И так не только у нас, это мировая тенденция - врать, чтобы вести за собой. 
     21:29 24.12.2020 (1)
Мда..в такой тугой узел всё закручено, где есть  понятие Родина( вот интересно, та Родина и эта, они разные?) революция, после которой и возникла Родина, война сорок первого года, вообще тема отдельная и 91 год, который запомнился( для меня лично) как катастрофа и враньё о котором Вам поведал учитель, это ещё при той, Родине, когда деревья казались огромными.
Враньё всегда не любила, считала и считаю, что с враньём жить сложно, это надо иметь изворотливый ум и наплевательский характер, но как понимаю, в обществе часто правду заменяют на полу-правду и выходит, что человек забывает, что есть истинная правда и привыкает к той, что полу, а до неправды и рукой подать.
В общем лично мне среди всего этого тяжко. Уповаю на семью, свои помидоры и сад, где мне хорошо.
Тяжкая тема и я её пока, не переварила. Может позже вернусь.
     22:21 24.12.2020
Тема действительно тяжкая, Светлана, поэтому я озвучил слова своего учителя - как он думал, с чего начинается Родина. Мне, например, от того что я услышал - полегчало, и я разделяю его слова. При этом понимаю, что базис Родины - земля, семья, огород, родные, природные богатства коими я пользуюсь и дорожу. Все остальное - надстройка, и она  имеет права на перемены. В надстройке и ключ к базису, но он в ларце-утке-яйце, там и ключ к тайнам. 
Я что еще скажу, понимая, что все основано на вранье: у каждого есть право на выбор - считаться с враньем, или относиться к нему снисходительно. Мне ближе второй вариант, потому и увлечен своими заботами. Но, понимаю, что на тебя всегда охотятся и могут притянуть к первому варианту. А я не притягиваюсь - не хочу! И это один из признаков свободы, которой на Родине в избытке. За это я и люблю Родину - у нас все есть.
Гость      20:33 08.12.2020 (1)
Комментарий удален
     20:59 08.12.2020 (1)
В тему. Спасибо, Вал. Я последние годы гармонь и балалаешников слушаю - так спокойнее, не думается ни о чем. 
Гость      21:03 08.12.2020 (1)
Комментарий удален
     22:20 08.12.2020 (1)
О, я смотрел этот концерт. Спасибо!
Гость      22:23 08.12.2020 (1)
Комментарий удален
     22:47 08.12.2020
Каюсь. Тяжелый месяц был - много суматохи.
     17:37 28.10.2020 (1)
1
Да, Никита, невесело. Учитель Ваш - замечательный человек. И Вам с ним несомненно повезло. Интернет - это пространство, которое не достойно искренности. По-хорошему это большая клоака. И пускать в неё чистые мысли о прожитом - верх безумства. Ваш учитель - это Ваше достояние. И тем более его дневники. Вы можете поделиться этим только с хорошими, проверенными и давно знакомыми Вам людьми. И то...Не со всеми. Я так думаю. 
Он всё чувствовал. Чувствовал развал страны, так же, как мы сейчас чувствуем совершенно обратное. В вечности ничего не пребывает в покое. Всё меняет свои формы и очертания. Это закон. 
     20:40 28.10.2020
Верно, насчет учителей. Если честно, полезного можно подчерпнуть от каждого - вы тоже учитель, потому что думаете не шаблонно, а по своему, как жизнь подсказывает. И мне в этом плане везет, потому как мнений может быть много и если они не вяжутся с моими, это не значит, что я обязан кусаться как собака. 
Так и Андрей Пименвич - он всегда нас слушал, а потом, позже, при удобном случае весьма корректно, с обращением к нам на "вы"(в то время! редкость) старался корректно донести верное трактование ответа на вопрос. Великий был человек. 
А что интернет - здесь не поле для архивных документов, каждый от себя доносит истину. Жаль, что без пометки "ЯТД"(я так думаю). И все же я благодарен времени в котором есть интернет. О дневниках: и друзьям не рассказывал, что читал. Не знаю, почему. Просто есть люди, совсем не замеченные и ничего не просящие - тянут лямку по совести, выполняют свой долг, не жалуются и тихо умирают. Таких мало.
Мог только за столом, в пол голоса рассказать, что думает. Помню, как про ордена говорил, которые тогда уже продавались на базаре: "Продавать награды - преступление. Так и Родину продадут, если не остановить". Это позже я понял, что нельзя ни при каких обстоятельствах делать подобное: либо у родственников должны остаться, либо верните государству - пусть и в музей, к фотографиям героев. 
Так и не стало страны. Я не апологет СССР, честно вам скажу, но эта страна была!!! И мы имеем право знать все, чтобы не было домыслов - из интернета, и чтобы больше никогда не было грязи - она такая была. А что, гладко везде, кроме как у нас? Так же. Все было у всех. Но на мушке именно мы и наше прошлое, и это унижает. Не скажу, что мне все равно - измазано изрядно все ложью, а где правда и самому не всегда легко ориентироваться. Оттого и миниатюра такая - вранье вселили в страну и оно процветает.   
     06:48 14.10.2020 (1)
Очень понравилось! Могу только добавить, что мне в жизни всегда везло на учителей. Настоящих учителей! Меня всю жизнь упрекают, что я - умный. На, что я всегда отвечаю: Если я буду дураком, то с моей стороны это будет полнейшее неуважение к памяти о тех людях, что вложили в меня столько знаний, сил, нервов и своей души! - Моим прекрасным учителям!
     10:53 14.10.2020
Да, учителя были, но не все были настоящими педагогами и просто хорошими людьми. Но, таким памятники не ставят даже на уровне общин или поселений - уходят из памяти эти алмазы души, а с ними и исчезает добро, которое должно передаваться, как легенды.
Иногда чудится, что какая-то невидимая рука держит на пульсе огромную территорию и решает, что можно или нельзя . А нам кажется, что есть правила. Это, конечно же, отдельный разговор, но вранье стало нормой жизни. К сожалению. И думаю, что так во всем мире.
     23:46 12.10.2020 (1)
Почти всё верно.
     00:19 13.10.2020 (1)
Может и так, это не мои слова. Родина, это люди, земля, традиции, ресурсы и вооружение. Можно еще дописать.
     00:25 13.10.2020 (1)
ок, теперь всё верно.
     10:30 13.10.2020
Ок.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама