Произведение «Вот шла сегодня, и подумалось...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.2
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 59
Читатели: 560 +1
Дата:

Вот шла сегодня, и подумалось...

Вот шла по вечной мостовой, цепляя мысли между луж... и попыталась переосмыслить окружающее пространство.

Метро, хоть и настоящее, но уже давно не будущее, поэтому сегодня решила измерить шагами то, что никогда не опустится под землю. Не так часто выпадает пройтись между станциями метро, почему-то всегда находится причина, связанная со стремительностью в преодолении расстояния. Когда в очередной раз поезд метрополитена мчит меня под Невой, то ощущения непреодолимого одиночества и упрямого безлюбства (отсутствие любимого) накрываются легкой тревогой приближающейся безысходности, подсознательно передаваемой, пожалуй, исключительно в моем случае. Считанные минуты под толщей воды способны повлиять на многое в моей непримиримой конфронтации с конфликтными личностями, возникающими на жизненных перекрестках. Да, способны, однако, это происходит довольно нечасто, а по сути, почти никогда. Упрямство – это не только первый признак тупости, но и непоколебимость, вредная для восприятия иной точки зрения. Когда парень пытается поцеловать, не целуя, то его целенаправленность не разобьется о мое твердое убеждение, подкрепленное пережитым и оставленное в безвозвратном прошлом. Уметь прощать – это не только наука, но и элементарная способность перелистнуть исписанный лист, а не вырвать его или сжечь. Только приходящее удивляет или омрачает, даже воспоминания, как о хорошем, так и о плохом, – это, все равно, лишь события из прошлого, нахлынувшие внезапно или окатывающие постепенно. Пребывание в плену, наверное, самое неприятное из жизненной перипетии. Обязательства, сковывающие деятельность, душевное давление или физическое заточение, когда наручники впиваются в запястья, – это предоставление нежеланной возможности переосмысления. Для одних плен – норма жизни, для других – поместить в заточение – самоутверждение и форма самоудовлетворения. Состояние потери или не потери собственного достоинства аналогично ощущениям восприятия дождя под зонтом или без него. И здесь неважна сезонность. Потери – это слезы в границах души и вне их. К сожалению, окружающими неоднозначно воспринимается радость на фоне горя и горе в кольце веселья.

Ну, вот... накаркала движение с неба и снова встречаюсь с ним без зонта. Под управляемым ветром дождем подумала о том, что, наверное, многих поэтов прилично напрягает придумывать прозу, а прозаиков – сочинять стихи, изнурительно выискивая подходящие рифмы. Но что ни сделаешь ради огромного желания, например, такого как у меня – пройти от одной станции метро до другой, несмотря на нависшие чернильные дождевые тучи.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(рецензия на произведение "Вот шла сегодня и подумалось". Автор Марта Гордеева)


Начну с конца.

«… наверное, многих поэтов прилично напрягает придумывать прозу, а прозаиков – сочинять стихи, изнурительно выискивая подходящие рифмы».
Да уж… «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», -  Иван Андреевич Крылов иногда бывал чрезмерно прямолинеен.  А ведь действительно: тот, кто хорошо пишет прозаические произведения, не всегда с такой же лёгкостью может сложить рифму из слов. И наоборот: досконально разбирающийся в ямбах, дактилях и хореях поэт иногда долго чешет затылок, пытаясь сочинить рассказ. Вроде бы и слова те же, и мысли те же, и сюжет в голове прорисовался так как надо – а не пишется! Правда, есть люди, чей талант в равной степени проявляется как в поэзии, так и в прозе. Пушкин, например. Или Лермонтов. Или Набоков. Но выразить свои мысли в стихах и в рассказах одинаково хорошо дано не всем. Может быть, это к счастью. Во-всяком случае, пишущего стихами Максима Горького или сочиняющего прозу Афанасия Фета представить себе сложно.

Ну, а теперь можно аккуратно переместиться к началу. Или уж если не к самому началу, то к самому частому вопросу, на который приходится отвечать не столько критикам и рецензентам, сколько читателям: а что, собственно, является основой произведения?
Мысли, которые калейдоскопом меняются в голове главной героини, заставляя её саму постоянно рассматривать одни и те же явления с разных точек зрения – и есть базис, на котором построен весь небольшой рассказ. Автор словно предлагает читателю подумать: а что, если посмотреть на то или иное явление вот так? А если диаметрально противоположно? Ах, читатель не согласен? Тогда милости прошу – поразмыслите над тем, как героиня воспринимает мир и дайте этим размышлениям свою оценку. А уж совпадет она с мировоззрением моей героини – этого я уже не знаю. Да и обязательно ли, чтобы оно совпадало?

В голове каждого из нас в течение дня проносится не одна сотня мыслей. О чём-то мы думаем напряженно, к чему-то возвращаемся, что-то отметаем сразу, не успело оно зародиться внутри нас. Записать свои собственные мысли –  задача уж если не невыполнимая, то довольно сложная. Сознание (а вместе с ним и подсознание) в любом случае опередит руку, как бы быстро человек ни писал. Даже если он набирает текст на клавиатуре компьютера с очень быстрой скоростью – всё равно не получится. Никак. Поэтому писать в стиле «потока сознания» решится далеко не каждый, кто пишет прозу.

Стиль этот примечателен тем, что автор может связывать и сравнивать, казалось бы, совершенно не предназначенные для сравнения вещи.
Вот шла сегодня по вечной мостовой, цепляя мысли между луж… и попыталась переосмыслить окружающее пространство. Маловероятно, что в классической литературе можно встретить что-либо подобное. Ведь художественные приёмы этого стиля предусматривают передачу мыслей без каких бы то ни было причинно-следственных связей. Главную роль здесь играют ассоциации, которые могут быть какими-угодно: звуковыми, цветовыми, сравнительными. Стоп! Вот, кажется, и добрались до понимания того, что значит «цеплять мысли между луж». Лужи всегда ассоциируются с водой. А разве мысли могут быть мокрыми?  Нет, конечно. Поэтому их надо зацепить именно между луж.

Главная героиня постоянно рассуждает, рассматривая жизненные аспекты с разных точек зрения. С чем-то вполне можно согласиться. «Уметь прощать – считает она, - это не только наука, но и элементарная способность перелистнуть исписанный лист, а не вырвать его и сжечь» Действительно, сжечь – это значит отказаться от случившегося. Огонь не оставляет выбора: после него остаётся пепелище. Но само по себе умение прощать не может быть таким пепелищем, хотя бы потому, что прощение – это своего рода возврат к жизни, к хорошему отношению. Для того, чтобы научиться прощать, иногда действительно надо перелистывать страницы прожитого, не возвращаясь к ним. Если же эти страницы не переворачивать – можно оказаться в плену мучительных мыслей, угрызений, самобичевания. А нахождение в плену, каким бы он ни был – настоящим или образным – это всегда тяжело. Человек должен быть свободным. Свободными должны быть его мысли. Правда, как отмечает автор – для одних плен – это норма жизни. Действительно, некоторые настолько привыкают жить в плену собственных переживаний, нереализованных желаний или амбиций, что для них свободное течение мыслей кажется чем-то нереальным. Оказавшись на свободе, такие люди стремятся снова попасть в плен своих же ощущений. Не всегда, правда, положительных.

С чем-то в процессе чтения можно легко согласиться, с чем-то нет. Так, например, автор утверждает, что упрямство – это первый признак тупости. Такое утверждение может вызывать много споров. Иногда упрямым быть надо. Например, если что-нибудь делаешь, но обстоятельства мешают – на выручку приходит именно упрямство. Ведь упрямство упрямству рознь. Когда оно сродни упорству – оно является поддержкой. Когда сродни глупости и попытке сделать по-своему во что бы то ни стало – такое упрямство действительно может рассматриваться как непоколебимое желание пойти против всех. При этом человек начинает доказывать, что он и только он прав в каком-то вопросе. Вот тогда упрямство действительно есть вещь губительная.

Грамматических ошибок в тексте нет.

В предложении «Для одних плен – норма жизни, для других – поместить в заточение – самоутверждение и форма самоудовлетворения» нарушена структура языковой единицы.
Для одних плен – норма (имя существительное), для других – поместить (глагол)…
В данном случае после тире в обоих случаях целесообразнее выбрать какую-то одну часть речи. Употребление сначала имени существительного, затем глагола затрудняет восприятие и стилистически неверно.

В целом миниатюра соответствует художественному приёму, который известен в литературе, как «поток сознания». Незначительные ошибки не влияют на повествование.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=108332



Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 18.07.2021
00:44 21.11.2023(1)
..Уметь прощать – это не только наука, но и элементарная способность перелистнуть исписанный лист, а не вырвать его или сжечь..
Хм.. Мне иногда кажется, что умение прощать, изначально, дается человеку в виде опыта. Когда прощение приходит, как дар. Ты удивляешься легкости и счастью от избавления груза обиды и этот опыт навсегда с тобой. В дальнейшем, опытно зная, что прощать это благо для тебя самого, ты прилагаешь усилия, чтобы эту легкость обретать даже в сложных передрягах. А еще чуть позже, уже можешь работать чуть-чуть на опережение и не позволять обиде овладевать тобой.. Впрочем, в теории это все же легче чем в жизни))
00:57 21.11.2023
В мире всегда происходило и происходит то, что простить невозможно. Каждый выбирает свой путь к прощению или к не прощению.
19:53 02.10.2022(1)
1
Нестандартное мышление всегда открывает перспективы нового восприятия жизни...
19:57 02.10.2022(1)
Согласна с Вами в Вашем утверждении.
Но мне на этом сайте объяснили, что эта нестандартность стандартна.
03:34 08.10.2022
... нестандартность - стандартна, и при этом совершенно не представляет литературную ценность.
11:45 02.10.2022(1)
1
Мне кажется, что мысли - это душевная составляющая человека, возможно по этому и есть такое понятие, как родственные души... )))
Чистая душа - это большая редкость в наши дни.
Мне было интересно, спасибо 
13:13 02.10.2022(1)
Жаль, что многие мысли человек не озвучивает, и поэтому сложно понять, насколько его душа родственна твоей...
13:18 02.10.2022(1)
1
Это и интригует... В жизни должна быть интрига... 
13:27 02.10.2022(1)
Интрига - вероятность разочарования.
13:47 02.10.2022(1)
1
В этом то и прелесть)
13:51 02.10.2022(1)
Прелесть - это, когда все очевидно, когда видишь и наслаждаешься красотой.
14:06 02.10.2022(1)
1
Если не знать уродства, не узнать и красоты
14:56 02.10.2022
Не согласна. Не все идут к красивому через не красивое.
23:58 18.07.2021(1)
Понравились ваши мысли.
14:48 20.07.2021(1)
Спасибо за отзыв.
20:57 20.07.2021
Пожалуйста.
19:15 18.07.2021(1)
Внимательно читаю. Заинтересовал ход Ваших мыслей.
Спасибо.
19:50 18.07.2021
И Вам спасибо.
08:34 02.11.2020(1)
1
Была в Питере! Немного хмурая была погода, но ощущение праздника не проходило...
10:38 02.11.2020(2)
1
Да... энергетика у города сильная... и красота - не оторваться.
19:08 18.07.2021
Это - ДА!!!
10:41 02.11.2020(1)
 Была на экскурсии. Целых 2 недели.
10:58 02.11.2020
За две недели увидеть можно многое.
Гость18:45 14.05.2021(1)
Комментарий удален
19:00 14.05.2021
1
Все начиналось с туч. Затем - размышления. В результате, мини-проза.
18:47 10.11.2020(1)
1
С удовольствием прошлась с вами от станции метро под чернильными тучами. Только ощущение, что подслушал чужие мысли, а потому "влез" на чужую территорию. Зато интересно посмотреть на мир иным взглядом. Спасибо! 
20:19 10.11.2020
1
Когда с Вами делятся своим, произнося монолог, который давно хотелось озвучить, и который не раз прокручен мысленно, то это совершенно не подслушанные чужие мысли и нарушение границ чужой территории, а это обычное откровение, которое Вам посчастливилось услышать...
23:14 28.10.2020(1)
1
Какое приятное  чувство, быть собой, оставшись один на один с Питером! Он столько видел! Он столько принял своей непогодой... И примет он тебя, и приласкает и простит
15:31 29.10.2020(1)
Огромное спасибо Вам за отзыв.
16:13 29.10.2020(1)
1
Да так всегда было.. Ты - плачешь ... да и он, за компанию... Лучше без зонтика, а то ветер унесёт или сломает... ремонтирую потом
16:24 29.10.2020(1)
Для хорошего дождя не жалко и зонта.
17:04 29.10.2020(1)
Как я вам рад, Марта!
23:26 29.10.2020
Как?
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама