СATTUS EST RATIONABILE (КОТ РАЗУМНЫЙ. ЛАТ)
Сентябрь 2020 года. Мегаполис на юге России
Шикарно одетая дама вчитывалась в текст Приглашения. Подчеркнула слово, холёным ноготком, и передала бумагу подруге.
— Лизонька. И что тут не так? Очередной творческий вечер Элеоноры. Первый после этой, ну как его, вспомнила — пандемии. В чём необычность? — Литературовед и критик (Правда, на общественных началах) Анна Витольдовна Ханатекстова оторвала взгляд от цветного картонного прямоугольника и протерев платочком стёкла очков уставилась на подругу.
— А словосочетание «Вас ждёт сенсационное открытие»?
— Лизок. Наша поэтесса и есть сама сенсация. У неё жизнь такая. То на высоченную гору непонятно зачем, взгромоздилась.* То мужика средь ночи из квартиры на мороз выгнала. Между прочим, в одном исподнем. И если бы не я, то замёрз бы, к утру.
— Да уж. Ты мимо мужика, да ещё в исподнем....
— Ой. Да ну. Не вгоняй в краску. Разочек то и было. Или не один. Не обо мне речь, а о Элеоноре Леруре. Когда поэтессу последний раз видела?
— Давно. Ещё до прихода Кавида-19.
— То-то. И ведь не звонила ни тебе, ни мне. И никому из наших. Я уточняла. Значит, что..
— Что?
— Сутки напролёт поэму писала. Или того хуже. Роман в стихах!
— Но ведь белым же по синему написано «Сенсационное открытие»! Не премьера! А открытие!
— Правильно. Открытие нам, ну и миру заодно, нового шедевра.
— Эх. Хорошо бы кондитерского. Этакого, заварного, с кремом, специально изобретённым для похудения!
Три дня спустя. Дом культуры бывшей фабрики «Освобождённый труд»
— Куды прёте? А ещё сплошь интеллигенция. Читать за время карантина разучились? Написано же «Соблюдайте социальную дистанцию полтора метра». Мужчина! Я кому говорю! К даме не прислонятся! Даже если она непротив. — Вахтёрша и по совместительству уборщица, баба Шура сегодня была сегодня сама любезность. В до карантинные времена её обыденный лексикон был куда беднее или богаче. (Это кому как. Но из тридцати произносимых ею слов, двадцать семь — исключительно матерные).
***
— Уважаемые дамы и господа. Нам необходимо разместиться как положено, по нынешним требованиям. То есть через одно место. Я не то хотел сказать, а вы неправильно поняли — через кресло. И наденьте маски. Для официального фотографирования. Там требуют, чтобы.. Вы меня понимаете? — При этих словах директор культового (зачёркнуто) культурного заведения многозначительно поднял палец вверх. Он хотел ещё что-то сказать, но свет в зале стал меркнуть и раздались звуки восточной мелодии.
На экране сменяя одна другую замелькали иллюстрации из школьного учебника биологии. Теория Дарвина «Происхождение видов».
Одноклеточные, многоклеточные, морские твари вышедшие на сушу, птеродактили и динозавры. Питекантропы и наконец — человек прямоходящий.
Музыка смолкла и присутствующие узрели известную (в узких кругах) поэтессу, в блестящем коктейльном платье.
Выдержав театральную паузу и дождавшись когда смолкнут аплодисменты Элеонора Лерура подошла к стойке с микрофоном и шёпотом произнесла.
— Сегодня поэзии не будет. Те кто пришёл за ней могут покинуть зал.
Внизу раздался возмущённый гул верных и преданных почитателей её таланта. Но с места никто не поднялся.
— Позвольте представить ещё одного гения. - Женщина сделала взмах рукой и рядом появился бородатый мужчина в модных, рваных джинсах.
— Пусть он читает. Послушаем. Или споёт. — Раздалось из зала.
— Гавриил Аркадьевич не из наших. Вернее из наших, но не совсем. - Лерура делала знаки руками, призывая зрителей к тишине.
— Поясни! Как это понимать?- Выкрикнули из первого ряда.
— Он пишет. Но не тексты, а гениальные программы.
— Батан! Компьютерщик, что ли? - Буркнула Лиза. — Ну хоть мужик! И то ладно.
Элеонора открыла рот, чтобы возразить, но Гавриил оттащил её в сторону.
Свет погас и на экране замелькали кадры футбольного матча.
Немногочисленные представители сильного пола, пришедшие на творческий вечер по настоятельной просьбе подруг, невест и жён, оживились.
— Грубое нарушение правил. Судья назначает пенальти. — Тараторил комментатор. Но трансляция вдруг оборвалась. Невидимая рука нажала на паузу.
— Будет гол или нет?- Пробасил программист.
— Да какая разница. Мы, что? Сюда матч пришли глазеть? Если сам стихи не пишешь, так Лерурины читай. Голос у тебя, как иерихонская труба. — Вскочила с места возмущённая критикесса.
— Мы с Элеонорой во время самоизоляции — не обращая внимания на выкрики из зала, продолжил Гавриил.
— Да знаем мы чем ты с поэтессой в эти месяцы! — встряла Елизавета. — Лерурочка такого сладенького ни за что...
— Я и она! Изобрели машину времени! — Гаркнул мужчина.
Если бы, в это мгновение, в зал влетела всего одна маленькая мушка, то её жужжание было бы слышно во всех концах помещения.
— Я тоже не знаю, будет забит гол или нет. - Продолжил он. — Но если бы существовала машина времени, то можно было бы переместился секунд на пятнадцать вперёд и посмотреть есть ли мяч в сетке или нет.
Присутствующие в едином порыве открыли рты. Но молчали даже те, которые понятия не имели зачем двадцать два здоровяка гоняют по полю один мяч, когда в любом спортивном магазине из хоть пруд пруди.
— А теперь представьте, что мы загрузили в компьютер все известные данные на вратаря и центрфорварда, а также направление ветра, атмосферное давление и ещё много чего. И тогда придуманная мною программа с точностью девяносто восемь процентов может выдать результат. Гол однозначно будет. В левый верхний.
Экран ожил и нападающий красивым ударом притворил в жизнь только что сказанное.
— Гляньте! Новый Нострадамус объявился! — Парень в третьем ряду вскочил с места. - Я так тоже могу. Посмотрел запись. Пришёл в ДК и вешает лапшу на уши. Ты вот скажи, что с долларом будет? Завтра.
— Семьдесят девять, за один. — Не моргнув глазом парировал программист.
Оппонент немедленно поспешил к выходу.
— Бесполезно. -Крикнул вдогонку Гавриил. — Обменники уже закрыты. Если ошибусь, то с меня бутылка элитного виски. Договорились?
Экран вновь ожил и стал демонстрировать этапы развития Хомо Сапиенса. Древний Египет и такая же древняя Греция. Римские легионеры. Крестовые походы. Горящие на кострах еретики, войны двух прошедших веков. Космические аппараты, лазеры и люди с различным цветом кожи, уткнувшись в смартфоны.
Программист уступил место сияющей (в буквальном смысле слова) Элеоноре.
— В двадцать первом веке наш суетный мир стоит на пороге очередной революции. И её приход каждый из вас уже наблюдает. В стране достаточно еды, не скажу, что вкусной, но сытной. По некоторым фигурам очень даже заметно. Мы, в большинстве своём, не сеем и не пашем. А через пяток лет этим будут заниматься исключительно роботы. Уже сегодня умные дома сами пополняют холодильники необходимыми деликатесами. Микроволновки и грили готовят пищу в строгом соответствии с заложенными рецептами. Телевизоры и интернет развлекают нас с утра до вечера, а некоторых даже ночью.
Людским особям только и остаётся, что лежать на диване, в состоянии покоя и стремиться к нирване.**
— Это мужикам. А женщинам, нужен шоппинг, примерка, путешествия. Балы, в конце концов. — Перебила её Ханатекстова.
— Согласна. Мы отстаём в плане познания нирваны от сильной половины человечества. Но наука поможет женщинам и в этом. Загружаешь на соответствующий сайт своё фото и вуаля, примеряй платье и туфли. Подбирай сумочку. Дрон всё это доставит, в удобное время.
— А как быть с сексом? — Хихикнули из зала. — Его тоже робот заменит. Если симпатичный, то я непротив. Только пусть он потом сам и рожает, если такой умный.
Лерура набрала полные лёгкие воздуха, чтобы отчитать обнаглевшую оппонентку, но свет вновь погас на экране замурлыкали прелестные котята.
— Куда подевались атланты? Кто знает? - Раздался голос из динамика.
— Вулкан погубил. Боги наказали. За лень и праздность. - Хором отвечали зрители.
— Пока эта тайна не разгадана. Но ход мыслей понятен. - Программист вновь появился на сцене. — Согласно дошедшим до нас преданиям, они познали различные науки и научились легко и просто добывать себе обильное пропитание. Не просматриваете аналогию? Я же не зря демонстрировал футбольный матч. Несколько дней назад мы с Элеонорочкой запустили наш комп, вернее программу под названием «Машина времени» на полную мощность. И дали задание просчитать каким будет мир лет этак через сто? Скажите честно, интересен результат?
Присутствующие закивали головами.
— Тогда смотрим.
На экране появился лук и стрелы. — Человек подсмотрел как разжимается тело дикой кошки во время прыжка и смастерил новое орудие убийства. То есть, я хотел сказать — охоты. Оно превратило древнего человека в самого главного хищника. С ним можно было не бояться зверей по весу, скорости и ловкости многократно превосходящих людей. Сегодня мы доминирующий вид на планете. И вытворяем с ней всё, что заблагорассудится. — На экране появился диск сектора в котором обозначались стилизованным изображением животных, птиц и рыб. Но основной сегмент круга занимал сектор Хомо сапиенс.
На нём сверкала яркая точка. Туда и указал Гавриил. — Догадываетесь что это?
Не буду вас томить.- Продолжил он, после паузы. — Это наши сменщики. Те живые существа которые вытеснят с трона людей! И случится это, по земным меркам, скоро. Мы чуть не спалили компьютер многократно проверяя полученные данные.
— Даже взяли кредит, чтобы расплатиться за электроэнергию — вставила свои пять копеек Элеонора, выпорхнувшая из-за кулис.
— Расчёты верны. И людей на Земле заменят те, кто всегда был рядом. Существа, которых человек не приручал. Перечитайте старика Киплинга. Эти особи пришли добровольно к нашим далёким предкам. Их могут дрессировать лишь самые гениальные из нас. И в отличие от людей эти существа давным-давно познали нирвану. И пребывают в ней три четверти суток. Умеют обходиться не многим и тем, не менее, всегда получают то, чего хотят.
— Неужели кисули? - Не сдержавшись, выкрикнула Лиза.
— Именно. Малым потреблением энергии и пищи пушистики гораздо выгодней старушке Земле, в качестве доминирующих созданий.
— А как же люди? Неужто вымрем, словно мамонты? - Всхлипнула Ханатекстова.
Вместо ответа на экране появилось видео на котором сиамская кошка, лёжа на диване нежно гладит лапкой по голове обрюзгшего бородатого мужика, сидящего на полу.
— Компьютер не обманешь. Он железяка и взяток не берёт. - Воскликнула Элеонора. — А теперь попрошу всех в фойе, где состоится продажа новой книги:
«Котёнок смотрит в небо,
И в глазах совсем ни нега» ***
В ней с многочисленными примерами, подробно, изложено то, что вы сейчас услышали.
Поздний вечер того же дня
Ханатекстова, чтобы успокоиться и переварить услышанное, приняла на грудь грамм двести (а может быть и триста! Но не более) марочного кубанского, игристого, доковыляла таки до дома.
Вдруг, не зная почему, громко мяукнула на кота Матвея, встретившего её у порога.
— Надо же обслуживающий персонал научился таки разговаривать! - Подумал домашний любимец. - Однако в слух ничего не сказал, только решительно указал когтистой лапой на пустую миску, требуя положенную порцию корма.
* — См. Рассказ А. Ралот
|