Интервью для журнала Русский Полдень - Россия - страна будущего?
- Безусловно. Более того, она там будет не одна.
- Но в аксиому вошло, что у России нет союзников, кроме армии и флота...
- Россия не отдельно ведь где-то находится, где-то за пределами земного шара, поэтому изолированной от всего человечества наше Отечество не было и не будет. Тем более, есть что дать своим союзникам, при наличии с их стороны доброй воли. Духовность, вот то что в любой временной отрезок имеет самое главное значение.
- Однако мир, окружающий Россию нивелируется в пользу самой животной толерантности.
- Согласен, но хочу заметить что мир состоит из людей, а уже потом, из государств и стран. Сколько людей, столько и мнений. И каждый человек ищет свой собственный путь. А кто ищет, тому нужны ориентиры. У России очень богатое наследие, которое принадлежит всем людям, каждому человеку. Потому что в основе этого наследия - Бог. Бог, говорящий человеческим языком. И этот язык доступен каждому. И нужно делать всё возможное, чтобы доступность эта была как можно шире и свободнее.
- А современным молодым людям нужно это наследие, в центре которого - Бог?
- Если они хотят познать себя и окружающий мир, то да. В конце концов, у человека есть право выбора, что и кого слушать и смотреть. Но даже самый эгоистичный и нравственно падший человек имеет иногда минуты или мгновения самобичевания, и многое может измениться, если даже один человек встанет на путь добра и милосердия. Человечество ведь это цепочка непрерывной связи поколений, и где одна душа раскаялась, там возможности у его будущих потомков совсем иные.
- Вы говорите как Фёдор Михайлович Достоевский. Не слово в слово, но пафос и фабула сходные.
- Мой любимый писатель. Человек самой противоречивой природы. У него многое есть как пророческое, можно и точнее сказать, провидческое. Среди писателей это редкость. Поэтому есть чем гордится
- А Пушкин? Кто он для нынешних подростков, взращенных на гаджетах и клипах сомнительного достоинства?
- Александр Сергеевич имеет безусловное влияние и сейчас на умы. Он самый универсальный, самый школьный русский мыслитель. Достоевский-то и матёрым лингвистам и знатокам философии очень сложен для понимания и восприятия. Язык Достоевского, это прежде всего запись, стенограмма, диктовка, первая мысль, мало обработанная и подвергнутая корректировке, шлифованию. И сам Фёдор Михайлович об этом упоминал. Было очень мало времени работать над своими творениями у него, нужда заставляла торопиться нести рукопись в издательство, ведь чтобы жить, нужны были средства для существования, а где их взять, если весь доход был от продажи книг. Это ведь были единоразовые гонорары, а не постоянные проценты как сейчас. Отдал, например, рукопись в "Современник", получил, допустим, 280 рублей, и это всё. Настоящая кабала. Почти все в то время творившие будь то роман, поэму, симфонию, живопись имели кредит, да не один. И весь доход шёл на погашение этого самого кредита. Были доходы, ренты с имений, но не у всех и не достаточно полноценно. Имения быстро разорялись из-за жадности и самодурства управляющих, но об этом разорении барин узнавал в последнюю очередь, а так, ежедневно, всё та же песня "Всё хорошо, прекрасная маркиза, а в остальном всё хорошо".
- Может быть, это и было плюсом для баринов? Иначе бы заплыл мозг жиром и стимула не было бы что-то выковыривать из себя в виде послания доброй воли всему живущему.
- Я тоже так считаю.
- Значит, писатели это голодные волки?
- Вы хотите сказать, охотники за мыслью?
- Да, Алексей. Охотники и за мыслью, и за поклонниками, за славой, пусть даже халифа на час.
- Только в советское время писатели и другие деятели искусства имели существенную или даже полную поддержку от государства. Но они не имели свободы выбора о чём писать и в какой степени подробно. Да, давали квартиры хорошие, дачи выделяли неплохие, ходи, дыши своими садами и аллеями, твори, дерзай, всё для народа, всё для лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Но, как я уже говорил, кто оплачивал банкет, того и музыка. Были обходные пути, но это для творческой личности слишком мало чтобы быть удовлетворённым плодами своих трудов. Единственный способ обрести свободу самовыражения был выезд за границу. Но там каждый выезжающий уже попадал под опеку врагов СССР. И от свободы говорить и писать всё что вздумается оставался гулькин нос. Там ведь тоже были чьи-то журналы, чьи-то газеты, радиостанции. А раз есть хозяин, значит и есть свои уставы как монастыре. Кто дул в антисоветскую дудку, то и имел поддержку и ротацию, как сейчас говорят. В нужное время ты говоришь от своего имени нужное слово, и всё, тебя публикуют, книга там, или подборочка твоя рассказов, стихов. Долг платежом красен. Один раз высказался в пользу белых, в красные тебя не возьмут, к своим иди, пусть они тебя кормят. Издательства и редакции так и делали. Да и сейчас так.
- Но ведь и советская литература имела вес во всем мире, не так ли?
- Имела, и ещё какой. Благодарю ей у нас были люди, работавшие на нашу разведку, учителя, пропагандирующие русский язык, много чего было. Русский язык очень популярным был, имена Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова были на слуху на всех материках и континентах, русская мысль была передовой, актуальной, ей хотелось подражать, её хотелось читать в подлиннике, делиться ею со своими друзьями и единомышленниками. В настоящее время этот градус несколько снизился.
- И с чем это связано?
- Современная русская литература находится на стадии построения, или перестроения, если можно выразиться по иному, а классика молодёжь уже не так цепляет, как во времена молодости Фиделя Кастро или Мао Цзедуна. Молодёжи, тинейджерам нужен экш, картинка со спец эффектами, с добавлением максимума матерных слов. Это тренд, мода. Наша классика туда явно не вписывается, она нужна только тем, кто идёт против течения, только таким. Всем остальным достаточно и аннотации к фильму.
- Значит мир обречён на полный квест?
- А это уже с миллениума идёт полным ходом. Новое поколение требует новизны во всём, и в то числе, в праве читать или не читать вообще. А не читающий человек очень падок на сбивание в стаю. Это уже называется безманифестный анархизм. Царство Верховенского и Ставрогина по Достоевскому. Царство тьмы и бездушия. Может быть, это временное явление, кто его знает. Но хочется верить, что временное, а не постоянное. Постоянное нарушит наш мир окончательно, никому тогда не выжить. Кроме горстки людей, элиты, которая в отличие от управляемой массы книги-то читает, но добра от этого ждать не приходится. |
экшн.
Исправьте.