Произведение «Злынка на Злынке» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 758 +1
Дата:
«Злынка славится неповторимой резьбой»

Злынка на Злынке

     Жили-были Злынка и Козельск.
     Они были злыми городами?
     Почему-то связь такая есть
     по реке времён она веками…

    Злынка, что значит «злынка»? Город, как и Ветка, Новозыбков, Клинцы - это центры старообрядческих поселений, это я знаю, учился в Клинцах и с историей края знаком. В городе Ветка самый лучший музей старообрядчества, бывал там трижды, он в Беларуси и 100 км от Клинцов. Злынка расположена на реке Злынка.  Название города произошло от наименования речки Злынки. Слово «злынка» происходит от польского «злим», речная веха, бакен. Что пишут, то я и читаю. Первые поселенцы на речке Злынка появились в середине XVII века. Это были беженцы - раскольники, преследуемые русским государством...

    Чолховская волость Стародубского полка - владельческая территориальная единица в границах Топальской сотни Стародубского полка. Топаль Малая и Большая у Клинцов. Центр - село Чолхов, иногда пишут - Чёлховское сельское поселение через ё, иногда через о - не поймёшь как правильно. Склоняюсь к «чёл-чело». Термин известен с первой половины XVII века. По описи 1723 года во всей волости был только один казачий двор — в Денисковичах; это говорит о том, что всё казачье население волости было поверстано полковниками в крестьяне. В XVIII веке на землях Чолховской волости была поселена старообрядческая Климова слобода, а также слобода Красная Злынка — ныне юго-западная часть города Злынки. В декабре 1770 г. Чолховская волость вместе с Топальской волостью была пожалована П. А. Румянцеву-Задунайскому. Чёлховское сельское поселение — муниципальное образование в западной части Климовского района Брянской области. История как и у Ардони, у Клинцов - положили начало с 1700-годов по переписи при Петре Первом. Читаешь "Описание старой Малороссии" (Полк Стародубский. Лазаревский А. М.), там есть прямые указания на земельные споры с прежними землевладельцами, но они не в счёт. Что удивило, так это владение на то время землями в размере до 60% от территории церковью. Случались обмены между Могилёвской епархией и Киево-Печерской лаврой. В селе Лыщичи (в 20 верстах восточнее Клинцов к Стародубу и Брянску) находился монах от лавры и он один регулировал заселение в крае, равном области по современным меркам. Где лавра и где Клинцы, если представить, то это через две области. Выдавался кредит на 7 лет в виде строительных материалов, посевных и прочего, и освобождали от налогов. Землю предоставляли 2 мили в радиусе по естественным границам (река, лес, гора), то есть 30 км условного диаметра и приписывали к источнику - ключ, родник, река. Вот и слобода. Договор назывался крепостью. По топонимике до сего дня заметны результаты обмена, несмотря на прошедшие столетия... Недоумевая

     Злые люди жили в городах?
     Дети тоже пили злую воду…
     Что у них от этого в умах,
     и какую строили свободу?

    Пятый сайт читаю: Злынка - небольшой город в Брянской области, расположенный на реке Злынке, в 11 километрах от границы с Республикой Беларусь. Ни о чём... И в 1700г. по разрешению стародубского полковника Миклашевского крестьянин Логин Голубицкий, бежавший из Комарицкой волости Севского уезда, основал на берегу речки Злынка поселение, которое так и назвали - Злынка. Всего новоселов было 12 семей. Началась трудная, полная забот жизнь - рубили вековые деревья и кустарники, корчевали и расчищали участки под дворы, пашни и сенокосы. Следует заметить, что все раскольничьи поселения назывались слободы, от слова свобода. Занимались поселенцы редким промыслом - изготовлением клещей для хомутов. Производили они в большом количестве и такое нужное сырье, как поташ. Славились украшением домов деревянной резьбой. Прочёл седьмой сайт с интересом, у нас занимались тем же самым. Например, в Ардони в трёх верстах от Клинцов делали кареты для вельмож Европы, а одна карета царская хранится в музее Санкт-Петербурга в Эрмитаже. По прайс-листу от 19 века я насчитал - изготавливали 500 видов саней, телег, карет. И даже тачанки в гражданскую войну. Трудолюбивый и инициативный народ. Всё это есть в истории слободских поселений.

      Им всё время мало было зла!
      Золотое время было злое.
      Не бывает худа без добра.
      У них зло особое такое…

     Читаю сайт Путешествие по Брянску. http://puteshestvie32.ru/content/istoriya-goroda-zlynki
     Наименование этого города пошло от речки Злынки. Почему ей дали такое имя? Предполагают, что слово «злынка» происходит от польского «злим» — речная веха, бакен. Отождествляется это слово и с другим польским словом «злынець», что значит вылинять. В русском языке в старину очень часто употреблялось слово «слинька», означавшее не только потерю цвета (слинять), но и пропажу чего-либо. В. И. Даль в предисловии к «Толковому словарю» указывает, что в ряде мест на западе страны звук «с» (в качестве предлога) произносился как «з». Таким образом, русские придали Злынке такой смысл: это не пограничная черта, не веха, а речка, которая пересыхает, пропадает. Действительно, она и впрямь в летние месяцы очень сильно мелеет, а местами пересыхает.

    Чепуха. Все речки такие. Слиняло имя речки, это да! В смысле исчезло имя - была веха-башня, да слиняла. Мне этот термин хорошо знаком. Даль ведь не пишет пояснение, что это конкретно к «злынке-злим», он пишет о предлоге, не слове слитном. Да хоть бы и писал. Вежа (веха) положила начало словам: вежливый, невежа, Беловежье. Граница - чоп - это Почеп (по-чоп), это 150 км до Брянска. В каком случае речку и место назовут башней, а местность - Беловежье? По вере. А что граница «слиняла», так было дело, что и Польши не стало одно время. Маяковский писал за паспорт «серпастый и молоткастый» в 20 веке, а в 18 веке раскольники убегали в Польшу за польскими паспортами, но возвращались в эти места на свободу. Что значит слово и почему «злий» город не нашёл. Ещё город  Козельск, который «татары» прозвали «злым городом» (1238), но тот на Оке и далеко отсюда (на притоке Жиздра). И какая может быть связь? Стало интересно. С другой стороны и выхода нет, как провернить этимологию реки.    

     Хорошо, давай по реке посмотрю, может, мне повезёт узнать этимологию через реку. Ведь города так и именовались: Орёл - Орёл, Москва - Москва, Дон - Дон, Витьба - Витебск, Нева - Новый (потом переименовали), а Десна - Дебрянск? Непонятно. Ну ладно, был Вщиж, спалили «татары» (1238), но это в 60 верстах от Брянска, а вот Свенский монастырь остался на впадении в Десну реки Свень. А это и есть западная часть города Брянска с городищем. Хотя, неизвестно. О происхождении топонима Брянск до сих пор спорят и версии только множатся. Чашин Курган в Бежице, Покровская гора или что ещё можно взять за первое место основания? Одно известно, что первое имя было - Брынь, но где? Так и здесь. Вбиваю в поисковик: речка Злынка - есть! «Злынка — река в России, протекает в Болховском районе Орловской области. Правый приток реки Нугрь; от города Орёл до города Белёв, речной подбассейн реки — бассейны притоков Оки до впадения Мокши. Длина реки составляет 13 км». Надо же... Не знал, там и Лутенок течёт, там и Спасское-Лутовиново на Орловщине - Душа России - на границе с Тулой, а Клинцы тоже на Лутенке стоят. Одна топонимика. Одна то одна, да реки Злынки, что впадает в Ипуть - нет. Вообще нет в сети. Но есть Злынка на Оке, но и у неё нет этимологии. Приплыли. 

     Не найду я города такого.
     Он - речная веха, бакен, буй.
     Я протопал всё, аж до Белёва,
     у Козельска мне сказали, дуй...
     До слияний Мокши и Оки,
     - Для чего вам городишко злой?
     - Я ищу название реки!
     Чтобы веха, всё равно какой.
     Злынка, потому что это Злынка!
     Ничего, что город, что её -
     я ищу по берегу в косынке.
     От реки название берёт.

     Ну что делать? Сами себе и сделаем. Комар носу не подточит. Смотрю красивые картинки Ипути, куда впадает речка Злынка. Конечно же, разберусь, почему оно так... Краеведине штука такая, что без знания истории мира не узнаешь историю России, а без неё - конкретного места на карте. Всё взаимосвязано. Надо только потянуть за клубок и осмотреться вокруг. А, заодно, по материалам статьи «Река Ипуть» (сайт http://komanda-) приведу пример этимологического изыскания для того, чтобы показать на нём, как делать этимологию не надо. Цитирую:

    Ипуть (белор. Iпуць) — река в Могилёвской области Белоруссии, Смоленской и Брянской областях России, Гомельской области Белоруссии, левый приток реки Сож (впадает в Гомеле). Крупнейшим населённым пунктом в верховье реки является село Ершичи — центр Ершичского района Смоленской области. Исток ее - в двух километрах западней села Медведь на высоте около 200 м (за пределами Брянской области). Река Ипуть, судя по раскопкам, была довольно обжитым путём. Её название возникло в глубокой древности. В старославянском языке было местоимение «и», которое означало «вот он» и служило в роли указательного местоимения. В переводе на современный язык слово «Ипуть» должно было звучать так: вот он путь. Возможно это говорилось об удобном пути от северян к радимичам, племена которых жили на территории Новозыбковского края. (А. Шкроб, В. Соколов. «Брянская старина»). Есть ещё ряд версий расшифровки этого названия. Остановимся ещё на одной из них. Из топонимики мы знаем, что на окончания «...нь», «...ть», «...дь» и подобные им оканчиваются балтийские названия. Балты – предки современных литовцев и латышей. По видимому, «Ипуть» - название балтийское. Это предположение подтверждается данными археологии. До прихода славян в наших местах жили балты. Учёные находят на территории Брянщины балтийские городища, многие из них носят следы пожаров. По всей видимости, эти поселения были сожжены во время колонизации нашего края славянами, хотя надо сказать, что эта колонизация проходила большей частью мирно. Что же обозначает слово «Ипуть»? В современном литовском языке есть слово «упе», что в переводе на русский означает «река». «Упе» и «Ипуть» - очень похожие слова, во всяком случае, однокоренные. По всей видимости, «Ипуть» и означает «река». Мы знаем из той же топонимики, что иногда гидронимы (названия рек, водоёмов) образовывались таким образом, что местные племена называли реку на которой они жили словом «река», «вода» и т. п. По всей видимости, жившие в наших местах до славян балты и назвали реку, на которой жили – «Ипуть» - «Река».

    Золотая в Ипути вода,
    и рубаха - ряженый камзол,
    что ни день, то новая беда,
    на воде посад и вырос зол…

    Дальше не имеет смысла читать, потому что по этой версии все реки Полесья, да и вообще России должны именоваться «ипуть», а они все разные. Рядом течёт река Десна, она, как и Ипуть с Сожем впадает в Днепр, вот уже целых 5 «ипутей», но она левый приток, а носит имя «дясно» - правая. Или Беседь, или Злынка - сотни русских имён остаются не разгаданными. Значит, дело в чём-то другом? И, главный вопрос, который меня всё время одолевает, а почему мы должны всё время гадать? Кто бы мне на него ответил. В каждой шутке есть своё зерно. Какое оно тут? Попробую выделить ключевые фразы из статьи:

      1. Балты – предки современных литовцев и латышей. По видимому, «Ипуть» - название балтийское. Это предположение подтверждается данными археологии. - Извините, как может -


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама