Произведение «Сказ Уральских гор» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Сказка
Автор:
Оценка: 4.7
Оценка редколлегии: 8.7
Оценка рецензентов: 7
Баллы: 35
Читатели: 525 +1
Дата:

Сказ Уральских гор

Сказ Уральских гор

  «Я ехала домой, я думала о Вас,

   Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.»

    Я посмотрел на часы и выматерился. Черт меня дернул поехать на ночь глядя в Чусовой. Свое раздражение я щедро выплескивал на ни в чем не повинный УАЗик. Он обиженно урчал, звеня клапанами , но настырно полз по колее в лесу. Час назад я решил съехать с трассы , увидев,  примерно в километре на пригорке, свежеотстроенный ресторанчик с заправочной станцией. С дороги прекрасно было видно, как своротка , пробив  небольшую рощицу, выводила к придорожной харчевне. И вот уже час я никак не мог проехать сквозь эту лесополосу вдоль дороги. Сверху она не казалась шире полутораста метров, а вот поди ж ты! Не заметил как березки уступили место елям, и теперь эти темные гиганты почти сомкнулись впереди. Дорога кончилась…
    Я озадаченно заглушил мотор и вылез из машины. В еловом лесу и днем-то сумрак, а сейчас было уже просто темно. В предгорьях Урала, даже в начале лета, темнеет быстро. Пахло сыростью, прелой хвоей и , почему-то, грибами. Я оглядел обступившие машину темные деревья — хрен я тут развернусь. Придется сдавать до дороги задом. Достал, последнюю в пачке, сигарету Житан и смятую пачку отбросил в сторону . Белая пачка казалась инородным пятном на темном мху. Когда в глазах рассеялся свет от зажигалки, я увидел огонек пробивающийся сквозь еловые лапы. Казалось, что я не доехал до него, буквально метров сто, не больше. Затянувшись пару раз, я решил таки пройти, посмотреть , что там впереди… Закон выживания говорит, что машину покидать нельзя, но — сто метров!.. Вынув ключи и заперев на всякий случай УАЗик, я пошел на свет.
    Буквально через десяток метров, ели резко разошлись в стороны, и я увидел большую лесную поляну. Верхушки деревьев в дальнем конце подсвечивались последними лучами заходящего солнца. В центре поляны стоял на опорах небольшой, но крепкий на взгляд , крытый дранкой, дом. Окно светилось, хоть и было завешено шторами. Из трубы вертикально вверх струился почти прозрачный дымок. У опушки паслась коза, привязанная к колышку… Пасторальная, идиллическая картинка, кисти  Билибина, или Константина Васильева из русских сказок… Не хотелось двигаться, чтобы не нарушать ощущение погружения. Я бросил и тщательно втоптал во влажную землю окурок…
    Поднявшись по ступеням крыльца я протянул руку к двери. Постучать я не успел-дверь открылась. На пороге стояла женщина, лет  пятидесяти пяти - шестидесяти. Крепкая , немного ниже меня ростом, с гладко зачесанными назад и собранными в пучок ниже затылка,  седыми волосами подернутыми ржой. Когда-то она была рыжая, но время выбелило ее волосы, хоть и не смогло полностью скрыть ее масть. Закатанные до локтя рукава сорочки открывали сильные, жилистые руки с узловатыми пальцами. Поверх сорочки на ней была душегрейка и длинная, в пол, темная юбка. Она молча, хмуро, исподлобья смотрела на меня, как бы прикидывая, что я за фрукт такой. Я, тоже молча, слегка наклонил голову в приветствии. Наконец она, немного посторонившись, кивнула головой  приглашая войти.
    Внутри дом оказался больше и просторней, чем поначалу, казался снаружи. Бабка, молча, мотнула головой, указав мне на скамью у тяжелого , большого, грубо, но надежно сколоченного, стола. Скамья была темная от времени и отполированная задницами за долгие годы, до блеска. Бабка достала из такого же допотопного буфета графин с бордовой до черноты жидкостью  и два больших бокала , поставила на стол и уселась напротив меня. Я ошалело глядел на  тончайшие, резные хрустальные бокалы, так они не вязались со всей окружающей обстановкой и особенно со старухой. Бабка разлила по бокалам жидкость и выпрямилась на скамье. Она сидела, по-мужски, расставив ноги и положив руки на стол, и выжидающе смотрела на меня.
    — Ну, вьюношь?!! Кто ты и что привело тебя ко мне? Дела пытаешь, аль от дела лытаешь?-бабка неторопливо пригубила из бокала.
   " Вьюношь!!! — подумал я, беря бокал, — В свои 36, я, пожалуй и правда, для нее -вьюношь". Я коротко, но внятно постарался объяснить , как я наткнулся на ее жилище. Вино оказалось очень терпким, густым и по началу, даже слегка обожгло пищевод, разливаясь приятным теплом.
    — Да… Всем мерещится отдых и еда… — совершенно невпопад, задумчиво, проговорила бабка, — Ты во чего, вьюношь… Сбился ты с дороги-то. Далеко та своротка, где ты не туда свернул,.. сегодня уж не выберешься. - Старуха, по-мужски, хлопнула себя ладонями по расставленным коленям и встала, как будто приняла какое-то решение, над которым все время размышляла, — Да и голоден ты, как я гляжу. За той дверью — она указала себе за спину, — вода в кадушке. Ковшик на стене… Умывайся и приходи, вечерять будем. Переночуешь , а завтра, я покажу тебе, как выехать.
    Стол был сервирован странно-перед нами стояли две деревянных миски с супом и рядом лежали, деревянные же, ложки, но разливала суп бабка из роскошной Кузнецовской супницы, серебряным половником работы Хлебникова. Его же мастерской были и вилки с ножами, при этом, жареное мясо лежало на деревянном треснутом посередине блюде.  В доме вообще, все было вне времени. Все вокруг не вязалось друг с другом и со всей обстановкой в целом. Инкрустированный буфет никак не вязался с большой русской печью. Изящные серьги в ушах старухи не вязались с большим клыком оправленным в золото и, висящем на ее шее, на простом пеньковом шнурке. В довершение ко всему, с печи вдруг спрыгнул огромный черный кот. Потянувшись, он сел около печи и стал остервенело драть мощными когтями рукоятку ухвата.
    — Вон пошел!.. — рявкнула старуха не оборачиваясь и ставя на стол свой бокал. Шерсть на загривке кота встала дыбом, и он молнией метнулся за печь, — Зараза,.. — проворчала старуха, — только бы пожрать и спать завалиться…
    — Дождесься! — старуха повернулась и погрозила кулаком печке, — Я-от с тебя шкуру-то спущу!
    Весь вечер за ужином, бабка расспрашивала меня обо всем на свете — кто я, как живу, как живут другие люди, что в мире происходит и слушала с неподдельным интересом, внимательно разглядывая меня.
    — Ладно! Иди-тко ты спать, вьюношь. — она указала на дверь, рядом с дверью в помывочную, — Кровать найдешь. Там постелено… Мне еще прибраться тут надо, а ты -иди...Иди.
    Я смешался и невнятно поблагодарил бабку за ужин.
    В комнате были только два предмета обстановки-скамейка и кровать. Но, зато какая? Кровать занимала почти всю комнату. Я быстро разделся и нырнул под одеяло…
    Не знаю , что меня разбудило. Комната была залита бледным светом, смотрящей прямо в окно, луны. За дверью скрипнула половая доска. Я приподнялся на локтях - в дверном проеме стояла молодая, роскошная женщина. Сильная, стройная и упругая, даже на взгляд. Она спокойно направилась ко мне. Когда женские волосы защекотали мне лицо , я почувствовал, как что-то холодное коснулось моей груди. Опустив глаза, я увидел оправленный в золото клык, висящий на ее шее…
… Она спала на животе, вполоборота, укрытая рассыпавшейся копной рыжих волос. Спала тихо, почти не слышно. Осторожно сняв руку с ее крутого и горячего бедра, я встал и не одеваясь, вышел на крыльцо. Усевшись голой задницей на ступеньку, закурил и стал смотреть на луну, выпуская в ее сторону струйки дыма. Шея устала, и я опустил голову. Передо мной сидел крупный серый волк. В состоянии грогги я продолжал курить… Волк зевнул и опустился на землю, положив голову на лапы  и продолжая смотреть мне в глаза. Сбоку подошла коза, сверкая в лунном свете металлическим копытом.
    — Жрать-то вы все горазды! — коза зло посмотрела на волка, — И чего ты приперся, собака страшная?
  — Ты что? — волк , спокойно повернул моду к козе, — Совсем мозги растеряла, коза драная?.. Или глаза травой заросли? Не видишь ни хрена , или не соображаешь? Вот же он!.. — волк мотнул в мою сторону головой, — Сидит! Живой и здоровый!.. — он помолчал и добавил, —  И даже целый…
    Коза уставилась на меня и задумалась, — И чо???
    — А то!.. Похоже, пожрать и сегодня не получится. По всему, у хозяйки другие планы… — волк склонил в сторону голову, — Не пойму… и что она в нем нашла?..
    — Я больше траву жрать не могу. — возмутилась коза, —  Того гляди, блеять научусь!
    — Соскучилась хозяйка по мужику больше, чем по мясу… — волк оскалился и в лунном свете блеснули клыки.          "Опять клыки!!!"- мелькнуло у меня в голове.
    —  Отпустит она этого… — волк опять мотнул головой в мою сторону, — Клык даю, что опять нам на десятилетия на овощи придется переходить. Она, как отпустит кого из людей, так на траву весь лес переводит. Помнишь того идиота, Пашку Бажова? Тот ей всю ночь лапшу на уши вешал. Все про свою царицу медной горы сказки рассказывал. А она и рада была, сопли его на клубок мотать… Даже утром ему с собой цветок из друзы аметиста подарила. — волк сплюнул на землю, — Что с нее возьмешь — баба...
    — Кощея на нее нет… —  коза помотала головой, — Жаль, совсем старый стал. Только и делает, что яйцо свое перепрятывает… А на хрен он ей такой ,..  без яйца-то?.. — коза подломила ноги и плюхнулась на брюхо в траву, — Жалко ее! И ведь красавица, умница, хозяйка замечательная… —  коза вздохнула со всхлипом, — А готовит как?!! Копыта оближешь!!!… И чего им  всем еще надо?..
    — А кому им-то? Ей и выбирать-то не из кого.. — волк привалился на бок, — Горыныч только водку жрет в три горла. Вечно молодой, вечно пьяный… Ящерица-переросток … — волк опять сплюнул сквозь зубы, — Домового Баюн совсем со свету сжил,.. скотина, а не кот!  Водяной только орать всем горазд, что он крутой мужик, а так-то — накачанный водой, гандон. Его даже русалки стороной обплывают- а ну, как об чешую уколется и лопнет. Леший, как был сатиром, так им и остался… Все бы ему оргии и групповухи с Кикиморами устраивать. Тоже мне, секс-символ… — волк почесал за ухом, —  Был один нормальный — Иван царевич. Так и тот — дурак. Всё свои молодильные яблоки высаживал, пол леса под яблоневый сад перепахал. Мичуринец хренов... Вот и получается, что выбирать осталось только либо рухлядь — старичка-боровичка, либо калечного — Лихо одноглазое… Одна отрада, — волк посмотрел на меня, — коли забредет кто-то, случайно.
    Они замолчали... 
    — Так что,.. — волк встал на лапы и с сожалением осмотрел меня с головы до ног, — не про нас он! Привыкай к  вегетарианской диете, пока своё серебряное копытце не откинешь… — волк усмехнулся, — Да и за что тебя кормить-то? Сколь веков жрешь, как прорва, а молока так и не научилась давать! Когда доиться начнешь, коза драная???
    — Вон пошли!!! — властно крикнула из  дома женщина, — А не то, самих на корм пущу!
    Волк метнулся к кустам и сгинул, как и не было, а коза, закричав дурным голосом меэээээ, потрусила к колышку и накинула не него веревочку, волочащуюся за ней по траве.
    Голос зазвучал  нетерпеливо, мягко мурлыкая — Яхонтовый мой, ты так весь на дым сигаретный изойдешь… Заждалася я уже…
    На утро, УАЗик легко развернулся на полянке и весело побежал по грунтовке, подгоняемый ласковыми солнечными лучами. На заднем сидении лежал прощальный подарок —  завернутый в кружевную салфетку, изящный

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Начну я, наверное, с информации о том, что в одной московской школе учащимся седьмого класса был задан вопрос: «Как вы считаете, легко ли написать сказку?» Ответы учеников были разными: от «очень сложно» до «проще некуда». Мнения четырнадцатилетних подростков сошлись только в одном: сказка действительно должна быть сказкой, то есть, быть произведением,  максимально отдаленным от действительности. И чем меньше в сказке описаний реальной жизни – тем лучше. Иначе, это уже будет не сказка, а близкое к современной жизни повествование с элементами волшебства или мистики - и не более. 

Произведение «Сказ Уральских гор» отнесено к сказочному жанру, поэтому при чтении сразу настраиваешься на появление не свойственных для реальной жизни персонажей.
Однако, с самого начала проступает описание далеко не сказочного характера, а самой настоящей сегодняшней действительности. Заплутавшийся на лесных тропках водитель «УАЗика», который выходит на огонёк деревянного домика в надежде на то, что ему укажут правильную дорогу, а так же описание утвари (супница и половник, сделанные известными мастерами), по своей сути не являются чем-то «сказочным». Произведение представляет собой самое обычное изложение происходящих с главным героем событий. В середине можно опять увидеть того же самого водителя, который пытается найти знакомый дом. И снова описание лесной дороги, на которой он оказывается , больше похоже на события, происходящие в реальности, но никак не в сказке.
В конце произведения взору читателя предстаёт беседа в участке полиции. Майор правоохранительных органов читает сводку происшествий, которые произошли за сутки, затем беседует с сержантом, пытаясь выяснить, откуда в близлежащей лесополосе был найден умерший человек, причина ухода из жизни которого пока остаётся загадкой.
Вывод: данное произведение не относится к сказке. Его можно отнести к рассказу с мистическим сюжетом.

Центральное место в рассказе занимает тема любви. Женщина, которая долгое время живёт одна, ждёт того, кто разделит с ней её житье-бытье. Чтобы появившийся мужчина остался с ней навсегда, она прибегает к использованию магических чар, обещая своему избраннику вечную молодость. И, тем не менее, мужчина отказывается. Вечная жизнь – это не для него. Он чувствует это, и, несмотря на то, что не может объяснить свой отказ, всё-таки предпочитает обычную жизнь.
Животные, которые мыслят так же как люди и умеют разговаривать – один из самых часто встречающихся элементов мистики, чем автор произведения сумел успешно воспользоваться.
 
К плюсам данного рассказа я бы отнесла наличие так называемой «народной речи», которая не чужда автору. Старуха обращается к молодому человеку словом: «Вьюнош» («Юноша»). Слово «дождёшься» произносится ею как «дождёсся». Не успев оказаться в стенах дома, мужчина слышит вопрос, который по сути является русской поговоркой. Желая узнать, что именно привело незнакомца в лесные дебри, старуха обращается к гостю: «Дела пытаешь аль от дела лытаешь?»
Чтобы усилить погружение читателя в атмосферу таинственности, автор прибегает к разного рода описаниям и противопоставлениям. С одной стороны,  на столе лежат вроде бы самые обычные деревянные ложки, но серебряный половник, оказавшийся у руках старухи, сделан не где-нибудь, а в ювелирной мастерской Хлебникова. В одной комнате стоят и инкрустированный буфет, и русская печь. Деревянное блюдо, стоящее на столе, потрескалось от времени, но в руках хозяйки дома гость видит не простую посудину, а супницу артели Кузнецова.
Как итог – автор пишет об ощущениях главного героя: время вокруг него словно остановилось. В конце автор возвращается к теме нереальности восприятия времени. Человеку, которого находят полицейские, не много, ни мало, а уже сто двадцать лет.

К сожалению, автору не удалось избежать недочётов, которые проявляются в следующем:

1. Если в произведении упоминается имя и фамилия какого-то человека, оба слова пишутся полностью, а не сокращенно. Не К. Васильев, а Константин Васильев.
2. Очень часто встречающаяся ошибка – это обозначение чисел. Числа прописываются полностью, а не цифрами. Сверху она казалась шире ста пятидесяти (а не 150) метров. На пороге стояла женщина пятидесяти пяти – шестидесяти лет. Две тысячи километров! Случившееся тридцать лет назад… И т.д. 
3. Грамматические ошибки, связанные с употреблением имен существительных мужского рода с шипящими буквами на конце. Такие существительные пишутся без мягкого знака: товарищ.
4. Марки сигарет пишутся в кавычках. Я достал последний «Житан» (Если быть более точным – то: «Я достал последнюю пачку сигарет «Житан»).
5. Прямая речь тоже выделяется кавычками. Коза закричала дурным голосом: «Мэ-э-э-э». Кроме того, прямая речь должна быть оформлена правильно. «Наконец-то, - не оборачиваясь, проворчала коза, - ненавижу чувствовать себя бессловесной тварью. Перед тире в таких предложениях ставится запятая. После слов автора в сложных предложениях прямая речь после тире начинается с маленькой буквы. Или, если есть необходимость поставить заглавную букву, первая часть прямой речи должна заканчиваться не запятой, а точкой. 
6. Неправильное склонение аббревиатуры. «Своё раздражение я выплёскивал на ни в чём не повинный УАЗик» (а не на «УАЗика», поскольку речь не идёт об одушевленном предмете). 
7. Наличие обсценной лексики. «Выматерился» ( в самом начале истории), «сопли на кулак мотать», «гандон». К сожалению, данные слова и обороты очень портят положительное впечатление от произведения. Желательно их заменить на что-то другое.

Вывод: произведение нуждается в доработке.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=110502
Оценка произведения: 7
Магдалина Гросс 02.02.2021
18:13 02.02.2021(1)
Вера Киреева
Прочитала, оценила ... 
Не  очень  люблю фантастику и  мистику ... от того  и оценка такая ..
18:36 02.02.2021(1)
1
Спасибо...Верочка, у меня не только фантастика есть ...
19:07 02.02.2021(1)
Вера Киреева
Будет время  и силы  зайду и почитаю ..
21:16 02.02.2021
1
12:22 02.02.2021(1)
Может, ваш Лг сглупил...Кто знает, о чем он думал, идя навстречу своей смерти...но рассказ очаровывает Спасибо!
12:42 02.02.2021(1)
1
Может и сглупил, но оставшись, он признал бы свою зависимость и неспособность распоряжаться не только собой но и женщиной. Заметьте! Она выбирала и хотела оставить у себя не тех, кто согласился бы на это, а только тех, кто всегда уходил, только тех, кого не могла оставить и подчинить себе, как подчинила окружающее пространство и время в своем лесу. Она искала именно такого мужчину, понимая , что это бессмысленно. Она же сама сказала ему: " —  Молчи, любимый!.. —  она спустилась с крыльца и прижалась щекой к моей груди, — Все — правильно… Все так, как должно быть… — она отстранилась и легонько толкнула меня, — Иди…  Прощай, любимый…" Ей не нужен мужчина, готовый ей подчиниться, а тот , который ей нужен, не остается...
12:53 02.02.2021(1)
Вечная диллема... любовь порой ломает человека..даже такую ведьмочку, как ваша ЛГ.
12:56 02.02.2021(1)
1
Поживем - увидим...)))))))))) Но в наших мирах время течет по разному... Она слишком могущественна в своем мире... А тот , кого она может полюбить не смирится с властью над собой...((( Это не сказка, а трагедия...
12:57 02.02.2021(1)
Ожидается продолжение? надеюсь!!! Хочется еще прочесть такого рода сказку.
13:07 02.02.2021(1)
1
Как получится... Я не задумывал , даже Гг умертвил... Вы же видите, что Сказ и так состоит из двух частей. Вторую писал по заявке... Продолжить можно будет только о ведьме...))))))))))))))))))) Уже есть заявки на продолжение ИГРЫ и Правил приличия...)))))))))) За что браться???
13:09 02.02.2021(1)
Вы - АВТОР. вам и решать))Мы будем ждать и потом читать))
13:22 02.02.2021(1)
А лично Вы, что первым хотели бы увидеть?..)))
13:23 02.02.2021(1)
 Я все прочту. 
13:25 02.02.2021
1
Спасибо...
23:27 29.12.2020(1)
ОлГус
Необычные ассоциации после прочтения...  Понравилось прои!
23:46 29.12.2020(1)
Интересно, как смотрят женщины на мужчину, прожившего свою последнюю неделю вот так... Ол, Вас , похоже, выпустили из допра?
23:48 29.12.2020(1)
ОлГус
А что такое "допр", Оклик?
13:50 30.12.2020(1)
"Случилось мне сидеть в тамошнем допре..." (Балаганов)  
Место лишения свободы, Ол...))))))))))
14:16 30.12.2020(1)
ОлГус
Понял. Я догадывался...
14:38 30.12.2020
Кто бы сомневался?!! 
Гость07:01 29.12.2020(1)
Комментарий удален
11:28 29.12.2020(1)
1
Ла, мистично получилось...Спасибо..
Гость14:33 29.12.2020(1)
Комментарий удален
17:03 29.12.2020(1)
А я люблю, когда читатель находит эмоции в моем тексте, а не простое изложение событий...)))
Гость18:05 29.12.2020(1)
Комментарий удален
18:19 29.12.2020
Вот я и спрашивал о какой конкретно любви идет речь в конкурсе о Любви?..))))
11:39 29.12.2020(1)
Магдалина Гросс
Интересный сказ... По логике вещей, надо бы написать побольше, но не знаю, что. Мистика - немного не моё. 
12:01 29.12.2020
2
Я знаю, что можно было бы дописать, но никогда не переделываю свои рассказы. Что в первый момент увидел, то и написал...))) Иначе , написание станет трудом! Работой! А где радость? И удовольствие?
Реклама