Произведение «Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 16 ч.42» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 354 +1
Дата:
«Височные кольца»

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 16 ч.42

Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Мог бы стать ювелиром

"Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать"
(Альфонс де Ламартин)

  31 января во всем мире свой профессиональный праздник -Международный день ювелира -  отмечают мастера, что делают нашу жизнь прекрасней.
Украшать себя люди любили всегда...
Драгоценные камни - вот красота!
Камни  в ушах, на пальце, на шее -
Такие красивые украшенья!
Ювелиров ценили, но не любили,
Они ведь волшебники - магами были.
Хорошего умысла не оценить -
Камнем удачу приворожить.
(стихи автора)
  Профессия ювелира - одна из самых древних, ведь украшать себя люди любили всегда. Первые украшения изготавливали из разнообразных подсобных материалов, поддающихся обработке примитивными инструментами того времени. Это были  бусы из ракушек, ожерелья из клыков, камушки с дыркой на кожаной полоске… Самые богатые и роскошные украшения носил вождь племени. Чем больше звериных клыков на шее у вождя, значит он хороший охотник и пользуется уважением  у соплеменников и своих  воинов.
"Быть вождём лишь тот один достоин, Кому и честь, и жизнь вручает воин"
(Ж. Расин)
  Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения, выполненные из драгоценных металлов с самоцветами. Здесь появились и первые ювелиры, их можно назвать в полном смысле слова  златокузнецами.
  Обилие золота в Риме было сказочным. Согласно легендам император Нерон сжег Рим, чтобы собрать золото в домах и пепелищах погорельцев.
  Главным изобретением римлян и их истинным детищем были камеи. Известны и более древние, греческие камеи, но римляне дали им новую художественную жизнь. Профили императоров, военные сцены, Амуры, Афины, Психеи и горгоны Медузы были излюбленными сюжетами на этих уникальных миниатюрах в драгоценных оправах.
  Чаще всего для камей использовались сардоникс, гиацинт, сердолик и оникс. От размера, рисунка и изящества изделия зависела цена этих резных совершенств. Как правило, в камеях фигуры -  из светлого слоя камня, а фон  для большей выразительности - более темный контрастный тон.
  Качественные римские камеи прозрачнее всех, и они использовались в перстнях, фибулах, брошах и в ожерельях. Итальянцы очень увлекались их коллекционированием и после падения Рима от рук варваров, уже в эпоху Ренессанса.
  В России любовь к камеям, в частности древнеримским, была огромна. Императрица Екатерина Великая скупила  через своих послов крупные европейские коллекции герцога Орлеанского, лорда Беверли и Казановы. Все они были доставлены в Петербург - Северную Пальмиру - и теперь хранятся в Эрмитаже.
  Произведения древних мастеров и сейчас поражают красотой и изяществом. В украшениях использовались драгоценные камни, жемчуг, янтарь, самоцветы. Мелким жемчугом было принято расшивать верхнюю одежду. Золотые серьги  с драгоценными камнями носили члены княжеской семьи.
Ювелир волшебный мастер,
Красота его конёк,
Он холодный слиток может,
Превратить в пару серёг.(1)

Ювелирное искусство Древней Руси

  Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие.
  История ювелирного дела в России уходит корнями в далекое прошлое и начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (XIX - XII века).
Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек, браслетов, чем у мужчин.
  Так, распространенные на Руси височные кольца и колты* плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день. (2)
* Колт - древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью.
И вот опять по всей деревне поползли эти слухи,
Что ночью на погосте шныряют злые духи,
Они всех прохожих собою пугают,
Орут, воют, а иногда и кусают.
(строки из песни "Сектор Газа")
  В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищали рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук - браслеты, на шее - ожерелья, на лбу - специальная повязка, а виски, как обнажённое место, - защищались  кольцами.
  Височные кольца или Усерязь* - очень известные у древних славян украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами.
* "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.
  Височные кольца - бронзовые, серебряные, золотые  вплетались в волосы у висков. (3) Не редко их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. 
  На колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои.
  По виду височных колец в древности можно было очень легко отличить представителей разных племён, а также положение девушки/женщины в обществе
  Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Найдены как в деревенских курганах, так и в крупных городах.
  Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.
  Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как славяне придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считались типично славянскими украшениями.
"Ювелирные изделия в комплектах любят только славянки. Прошу, собирайте комплекты сами, не носите одинаковое"
(Ольга Гуцал)
  В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову.
  В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек.
  Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки.
  Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.
  В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.
"Славяне - народ душевный, конечно, но крайне непредсказуемый"
(Василий  Орехов)
  На Руси широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни считались символом верховной власти. Ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава. Царские кладовые постоянно пополнялись самоцветами, которые везли со всех концов мира.
  При Петре I уральские самоцветы приобрели всемирную известность. На Руси начали строить шлифовальные и гранильные фабрики.
  В середине XVII  века началась добыча русских самоцветов. На Урале были открыты месторождения малахита, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы.
  Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.
  Для каждого времени в русском ювелирном искусстве существует излюбленное сочетание гамм самоцветов. Если во второй половине XVII  века произведения русских ювелирных заводов отличались сочетанием в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, часто в сочетании с эмалями, то в XVIII  веке излюбленным камнем аристократии становится бриллиант - ограненный алмаз.
  В России, начиная с середины XIX века начали добываться драгоценные камни - алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.
Ювелиры - особая каста,
Этим людям дано разглядеть,
Что таится в гранях алмазных:
Счастья свет или грустный сюжет.(1)
  Во второй половине XIX  века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи.
  В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев.
  Из уральских самоцветов изготавливались не только ювелирные украшения, но и разнообразные предметы искусства: вазы, статуэтки, подсвечники, столешницы, которые пользовались огромным спросом среди состоятельной публики.
  Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Дошедшие до наших дней изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров. 
  Традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, продолжают современные мастера, радуя нас прекрасными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства.
"Искусство ювелира радует людей:
Он красоту творит как маг, как чародей.
В руках его металл и камни оживают,
Нам имидж придают и украшают." (1)
  В православной традиции покровителями кузнецов и ювелиров считают святых Косьму и Дамиана. Праздник в честь их памяти называется кузьминками и отмечается дважды в год  -  14 июля и 14 ноября по новому стилю.
  У католиков существует легенда о Дунстане, святом покровителе кузнецов и ювелиров. Однажды в его кузнице появился дьявол и потребовал подкову для своего копыта. Дунстан узнал дьявола и стал подковывать его так болезненно, что тот запросил пощады. Дунстан освободил дьявола только после обещания, что он никогда не посетит место, где есть подкова. День памяти святого Дунстана - 19 мая.
  Европейским златокузнецам не один век помогает  Элигий (588 - 660) - покровитель мастеров золотых и серебряных дел, чеканщиков, часовщиков, нумизматов. 
 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:23 20.12.2020 (1)
Впечатлил рассказ об Элигии. Теперь буду знать, что Первое декабря  - день святого Элигия, праздник ювелиров
 И про Котенёва не знала.Спасибо тебе,дорогая Продолжаешь удивлять.
     14:46 20.12.2020 (1)
2
Я и сама удивлена была не меньше, чем ты. 
     14:51 20.12.2020
Реклама