Произведение «16.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.31-35.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 233 +1
Дата:

16.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.31-35.

16.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.31-35.


31. Также, исходя из своего религиозного долга, тебе не следует идти на поводу своих чувств. Согласно религиозным принципам, для кшатрия лучшего дела, чем сражение, не существует.


КОММЕНТАРИЙ.
Бог объяснил Арджуне в предыдущих стихах природу души, ее неподверженность уничтожению, неизменность, вечность. Это знание было необходимо, в первую очередь, для осознания того, что никто из присутствующих на поле боя на самом деле убит не будет, даже если многие оставят тело, и это относится ко всем живым существам, а потому не следует очень сильно скорбеть или впадать в отчаянье. Однако, это была не единственная причина, из-за которой Арджуна, не осознав еще истинной Воли Бога и своей подчиненности этой Воле, не хотел принять участие в сражении. Арджуна был также в замешательстве относительно выполнения своего религиозного долга, поскольку, с одной стороны, он, как кшатрий, должен был принять участие в сражении, защищая интересы государства и его подданных, а также справедливость, но, с другой стороны, с точки зрения религии убийство духовных учителей запрещалось. Оно могло  навлечь проклятие на весь род и соответствующие последствия. Также не допускалось разрушение семьи, что могло бы повлечь за собой не религиозность в семье, а, следовательно, и общества в целом и, как результат, - появление нежелательного потомства.

Теперь же Бог собирается поговорить с Арджуной относительно именно его религиозного долга, поскольку пока еще Арджуна стоит еще на убеждении, высказанном в ст.5 гл.2., т.е. «5.Непременно, не следует убивать великие души учителей. Лучше наслаждаться только одними желаниями, даже в этой жизни, в этом мире. Но тот, кто в этом мире непременно убивает учителей и старших ради своих страстных желаний, получит наслаждения, окрашенные кровью.».
Также, Арджуна, вопрошающий Бога о том, как ему поступить, должен услышать Мнение Бога окончательное через Наставления и непосредственное Указание, которым, по сути, является вся Бхагавад-Гита, дающая ответ каждому.

В этом воплощении Арджуна был рожден в семье кшатриев древнейшего рода Куру, религиозный долг которых всегда был – защита интересов государства и его подданных, включая  непосредственный насильственный путь сражений и завоеваний. Но, как это уже было отмечено в  гл.1, Арджуна, всю жизнь честно исполнявший долг кшатрия, теперь находится на той ступени материального и духовного развития, достаточно высокой для того времени, следом за которой могла быть уже ступень брахмана и жизнь в отречении, к которой он тяготел. Это значит,  что качества кшатрия уже исчерпали себя или почти себя исчерпали. Мягкость и доброта Арджуны, великое милосердие свидетельствуют  не о его слабости и безволии, а, напротив, о его более высокой ступени, на которую в этой жизни поднял его Сам Бог, ведя его через страдания, аскезы, исполнение религиозного долга и общение с Самим Собой, с Богом.

Переходный период на более высокую ступень материального и духовного развития всегда очень труден для любого, порою мучителен, ввергает во многие сомнения. Бог никогда не обрывает резко один путь, но делает переход постепенно через внутренние переживания, поиски, общение с более продвинутыми и опытными в этом направлении людьми. Арджуна уже почти готов идти путем совершенных духовных знаний, путем служения и предания себя Богу и уже ведом Богом в этом направлении.  Именно поэтому Арджуна Волею Бога как бы ослаб в качествах кшатрия, не столь решителен, тверд и непоколебим, но более благостен, не зная, что дальше, будучи как бы на распутье. Земные игры кшатрия скоро будут не для него. Это Знает Бог и предчувствует и тяжело переживает он сам, будучи в неведении о своем будущем, но, чувствуя тягу к миру и мирному исходу, а также удалению от мира, что, возможно, и подготавливает его к следующей жизни, когда он предпочтет  путь йога, путь отречения. Поэтому, ему теперь особенно необходима поддержка Бога, Наставления и разъяснения Бога. Но, тем не менее, Бог, зная истинное положение и назначение Арджуны, все же вовлекает его в то дело, которое было дано ему в этой жизни, ибо в этом сражении и столкнутся внутри Арджуны два его состояния – необходимость сражаться и невозможность сражаться -  и он сделает окончательный поворот к тому в себе, что назрело, что требует от Арджуны  полный и бесповоротный поворот к пути духовному, исключающему все долги перед государством, но только перед Богом. К тому же, уже трудно пойти против тех качеств в себе, которые Бог развил на данный момент и которые препятствуют пути материальному, отвергая его. Но это, можно сказать, одно из последних сражений, Арджуна должен принять, должен воочию увидеть, что теряет вкус к этому долгу кшатрия, как и далее ему придется убедиться, что он теряет навыки, искусность, меткость, особенно после удаления Бога в Свою Обитель. Так каждому Бог дает Свои дары в виде талантов, гениальности, физических и мистических способностей на некоторый период жизни, чаще всего недолгий,  и, когда они отрабатывают свое в соответствии со ступенью человека, привнеся в него и общество необходимое, отбирает, что душа переносит болезненно, видя в этом свое падение и не подозревая, что поднята на более высокую ступень, и полученные качества еще послужат немалую службу.


Чтобы направить Арджуну на исполнение долга кшатрия, необходимы аргументы, но такие, чтобы они были  все же приемлемы, близки для Арджуны. Но не столь важно содержимое аргументов, сколько выраженная через них однозначная Воля Бога, который  Говорит с Арджуной как бы на его языке, исходя из того, на что еще Арджуна  может посмотреть, дабы все же мобилизовать свои желания хотя бы на данный момент, ибо, на самом деле, когда Арджуна уже определится, он будет исходить из другой причины, из другого понимания, но четко зная Волю и Мнение Бога, Который до последних строчек Бхагавад-Гиты предоставит ему свободу выбора, но, по сути, не позволит сколько-нибудь отклониться.

32. Также, о, Партха, счастливые кшатрии, достигшие в результате сражения и в соответствии со своими желаниями райских планет, нашли там широко открытые двери. Достигни и ты это в сражении.

КОММЕНТАРИЙ.
Здесь речь идет о бытующем тогда понимании относительно дальнейшей судьбы тех кшатриев, которые, исполняя свой религиозный долг, погибли во время сражения. Считалось, что в следующей жизни и в соответствии со своими желаниями кшатрий, погибший на поле боя, непременно родится на одной из райских планет. Такое понимание придавало смысл, стимул,  рождало бесстрашие, мужество, твердость, отвагу. Несомненно, такое желание и устремление могло возникнуть только у религиозных людей, но у тех, кто еще был привязан к наслаждению чувств, к удовлетворению материальными объектами, кто слепо следовал многообразному обещанию Вед и духовных учителей того времени, которые сами в основном стояли на таком понимании. Но всякий ли мог достичь райской планеты, если, исполняя религиозный долг кшатрия, погиб на поле сражения? Отнюдь. Сама по себе гибель не отражала истинных достоинств человека и может лишь являться кармическим последствием. Но во время сражения и не одного Бог смотрит на проявление многих качеств, а не только на умение владеть оружием и искусность в ведении боя. Бог изнутри видит каждое движение мысли, смотрит, чем руководствуется сражающийся, поднимет ли он руку на лежащего противника, находящегося в беспомощном состоянии, на потерявшего свое оружие, на родственника, если он в стане противников, на молящего о пощаде, на пешего, раненного, потерявшего лошадь, без доспехов, очень юного. Бог  смотрит на милосердие, желание и нежелание убивать, сокрушается ли кшатрий об убитых, молится ли об их душах, считает ли себя греховным, а также в какой степени испытывает к противнику неприязнь, какую цель ставит перед собой, на какие материальные блага в итоге рассчитывает. Поэтому не всякий кшатрий, даже очень желающий достижения  райских планет и ставящий это своей целью, исходя из религиозных знаний,  в случае гибели их достигает, но, тем не менее, убитый на поле боя может родиться и на Земле в достаточно благоприятных условиях.

Бог посулил Арджуне в случае, если он будет убит, достижение райских планет, заведомо зная, что, даже мысля такими категориями, Арджуна такой участью уже не очень привлекается, хотя в эту сторону еще может посмотреть. Если бы действительно Арджуна это имел в виду, Бог вряд ли бы стал с ним вообще говорить. У Арджуны более глубинные мотивы для отказа от сражения. Он тяготеет к милосердию и добру по большому счету. Он уже активно устремился к Богу.






33.Но если ты свой религиозный долг полностью не исполнишь, то, потеряв свой долг и честь, ты обретешь последствия греховных поступков.

34.Также все живые существа вечно будут говорить о твоем бесчестии. Также, для уважающего себя человека дурная слава становится хуже, чем смерть.

КОММЕНТАРИЙ.
С 31 стиха по 37 этой главы Бог Говорит Арджуне о необходимости исполнять религиозный долг кшатрия, что есть также исполнение предписанных обязанностей, а также предупреждает Арджуну в случае его отклонения с этого пути. На самом деле Бог прав в своем предупреждении, ибо и теперь, комментируя Бхагавад-Гиту, многие преданные осуждают Арджуну и по прошествии более, чем пяти тысяч лет с момента этого диалога, за многие его качества, включая и нерешительность в принятии участия в сражении. Надо всегда знать в любое время и каждому, что на какую бы ступень Бог не подготавливал человека, как бы духовно он не преуспел, но заботиться о мнении и людей материальных всегда надо, не попирая общепринятую нравственность. Но такая забота в своем пути не должна быть самоцелью, не должна устремляться угождать, но вести праведно в расчете, что Бог в сердце каждого, и каждый видит и увидит истину, как бы человек ни шел и устремлялся по индивидуальному пути, уготованному ему Богом. Надо быть достаточно разумным и милосердным к людям, правильным в своих деяниях, чтобы Бог внутри каждого имел основание не осудить идущего, но следовать за ним, или не препятствовать, или благословить. Нельзя с материальным миром разрывать явно связи, но делая свое дело и остальное - предоставляя Богу в своей Судьбе. Если надо, надо быть многословным, объяснять свой путь, убеждать, исходить только из общепринятых религиозных норм, включая  те нормы, которые редки в обществе, для тех, кто достиг уже достаточно высокой духовной ступени.


Однако, этот стих рассчитан на более упрощенный вариант понимания Арджуны, на материальные отношения, когда человек стремиться не ссориться с другими или оставлять о себе неплохое мнение только из-за материальных причин, материальной общепринятой нравственности, а не исходит из желания удовлетворить только чувства Бога в результате служения Ему и не привязываясь к мнению других, предоставляя это Богу, но выполняя честно свой долг перед Богом.

Но Наставления Бога соответствуют уровню духовной ступени Арджуны и должны помочь Арджуне все же сделать правильный выбор, даже исходя из его отчасти материального понимания. То,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама