15.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.28-30.
15.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.28-30.
28.О, потомок Бхараты, все, что создано, существует вначале в непроявленном состоянии, в середине проявляется, и непременно становится непроявленным, когда уничтожается. Поэтому, что может быть другое (лучше), о, достойный полубогов.
КОММЕНТАРИЙ.
Очень часто, и ранее, и в этом стихе, и впредь, передавая Арджуне совершенные знания, Бог Кришна использует разные приемы, поясняя суть знаний, идя от общего к частному, как это было видно в стихах 16-18 этой главы, а также от частного к общему, как это видно из стихов 27-28, этим сосредотачивая, углубляя и расширяя путь мышления Арджуны, выводя за рамки достаточно узкие, за рамки человеческого тела и устремляя к обзору Божественного всеобъемлющего труда, позволяя хоть краем глаза на первых порах посмотреть и в эту сторону, увидеть закономерности, используемые при творении и поддержании всего, что создает Бог, включая живых существ.
Можно также сказать, что это своеобразный курс совершенных духовных знаний для начинающих, самые азы, но без них не обойтись, не пойти по пути духовного просветления, не увидеть себя и свое место в общем созидании Бога, не найти удовлетворения, будучи сосредоточенным только на своих страданиях, проблемах и преодолениях, возводя их в невежестве в ранг жестокости и несправедливости подавляющего масштаба и не видя за всем созидающую Волю и План Бога. Невежество никогда не отвечает на назревшие человеческие вопросы, но замыкает человека в себе, делая его неоткрытым Богу, недоверяющим Богу, нерелигиозным, идущим в невежестве в разрез с Мнением и Волей Творца. Наступает периодически тот момент, когда такой уровень сознания начинает активно мешать Богу в развитии живых существ, а потому начинается этап всеобщего образования, так называемый религиозный ликбез, в котором наиболее совершенные и реализованные становятся первыми слугами Бога и ведут других, открывая им глаза на то, что уже приравнено самому воздуху, крайне необходимо, жизненно важно, как важно и Арджуне, ибо без этого знания и шагу не сделать. И ступив на этот путь совершенных духовных знаний, зерно которых в данном стихе бросает Бог как в сознание Арджуны, так и всех, внимающих вместе с ним Богу, человек уже не остановится. Но для такого расширенного и готового к восприятию духовных знаний человека уже уготованы Богом на Земле Святые Писания, которые и дадут исчерпывающие по возможности ответы и пояснения для начинающего мыслить Божественными категориями и заинтересовавшегося Божественным трудом.
В самой Бхагавад-Гите Бог не дает исчерпывающих пояснений, но приоткрывает существенный принцип работы Бога касательно процесса творения Бога – периодичность проявления всего материального творения, что лишь отдаленно напоминает жизнь и смерть и снова жизнь и смерть живого существа и так бесконечно в материальном мире. Прерывность созданного материального творения, причины периодичности во всем процессе есть Закон Бога, скрытый от человека, но такой путь считается Богом самым благоприятным, лучшим, себя оправдывающим, единственно возможным и приемлемым, как относительно всего материального проявления, так и относительно крохотных живых существ, включая человека.
Причем сами переходы из непроявленного состояния в проявленное и наоборот не предполагают окончательное и бесповоротное уничтожение созданного Богом творения. Все, созданное Богом изначально, только развивается в таких условиях и устремлено в своем развитии вперед, как и не может подлежать уничтожению полностью или частично, ибо труд Бога абсолютен, целесообразен, направлен только на развитие Божественного Тела, на его одухотворение, т.е. одухотворение до Божественных качеств и функций Самого Бога его частиц, речь идет о живых существах, включая человека, и далеко не ограничиваясь только человеком и теми формами жизни, которые реально видны и известны на Земле.
В данном стихе речь идет о проявлении и разрушении материальной субстанции вселенских масштабов, что позволяет Арджуне и на факт рождений и смертей посмотреть не столь трагично, но с точки зрения переходов из состояния в состояние, что используется Богом для претворения Своих Планов на развитие Своего творения, перевода его со ступени на ступень, в новые условия, давая ему новые жизненные обеспечения, цели, силы, непременно давая в непроявленном состоянии отдых, но никак не небытие. Как есть в человеческом понимании понятие об усталости и изнашиваемости материальных вещей, так есть и Божественные причины, позволяющие через проявление и уничтожение развивать и сохранять развивающую способность всего того, что исчерпывает свои силы, свои сроки, свои цели.
Следует ли напоминать, что процесс творения Бога необозримо сложен, имеет бесчисленные причинно-следственные связи. Т.е. существуют неоспоримые, реальные божественные причины именно так развивать материальную субстанцию, что есть тоже сама энергия Бога, Его Тело, которое только таким долгим и периодичным путем, идя через проявленное и не проявленное состояние и вновь проявление и т.д. может трудом Бога одухотвориться до Божественного уровня.
На самом деле, в материальном проявлении существуют циклы, а в них свои подциклы и так далее, от глобальных вселенских уничтожений и проявлений, до крохотных, почти миниатюрных, что есть жизнь живого существа, его рождение и смерть. Но даже уничтожая планеты, срок годности которых по Божественным меркам истек, которые должны перейти в не проявленное состояние, вновь ожидая своей очереди в непрерывном процессе творения, Бог все живые существа этих планет воплощает на планеты такого же уровня, готовые и подготовленные Богом заранее для принятия на своей территории всех живых существ именно в тех телах и формах жизни, которые соответствуют их предыдущей жизни и пониманию на предыдущей, теперь уже не проявленной планете. По сути, Бог воплощает живые существа уничтоженных планет среди своих же родственников по предыдущим воплощениям, делает переселение на другие планеты безболезненным, иногда незаметным, но иногда человеку приходится несколько адаптироваться к новым несколько отличным от прежних условиям бытия, приходится как бы подгонять свои качества и понимания в соответствии с здесь принятыми нормами, приспосабливаться поведением и запросами, что происходит Волею и Планом Бога, с Богом и достаточно приемлемо. В некоторых случаях воплотившиеся на новых планетах люди проявляют качества мистические или тот развитый ум, через который Бог передает живым существам этой принявшей Волею Бога их планеты новую информацию, способствующую развитию общества, людей этой планеты во всех направлениях, включая технологический прогресс или религиозное развитие и подъем общества на более высокую ступень материального и духовного развития..
По сути, долгого не проявленного состояния для живых существ не существует, ибо невозможно прервать надолго процесс их, по сути, непрерывного развития, и у Бога есть достаточно понятные человеку способы отведения ему отдыха от реальной материальной жизни такие, как промежуточное состояние между рождениями.
«Бхутани» в переводе с санскрита означает все видимое творение Бога, но сюда также входят те живые существа, которые очень малы и их невозможно увидеть человеческим зрением, как и мельчайшие реально существующие материальные частицы. Вся материальная природа, все планеты этой вселенной, все вселенные – все это «бхутани», то, что уже создано, проявлено, живет своей жизнью, имеет свои качества – все это находится на этапе проявленного состояния. Все это уничтожается в одночасье, когда идет глобальное уничтожение, и каждый элемент имеет свои сроки, промежуточные, когда переходит из проявленного состояния в не проявленное и далее снова в проявленное, в то время, когда другие проявлены, или когда другие непроявлены. Направлять этот процесс может только Бог, как и все, что с этим связано.
Стих утверждает, и это абсолютно авторитетно, что до процесса непосредственного творения все находится в не проявленном состоянии. Идя мыслью далее, следует понимать, что до этого не проявленного было проявленное, и снова не проявленное, и снова проявленное… И это будет далее. Один Бог Знает, что происходит с творением, материальными объектами, воистину, когда оно находится в не проявленном состоянии, но Веды, древние святые писания, говорят, что это состояние неактивное, невидимое, тонкое, есть состояние в Теле Бога, уподобленное сну. Здесь речь не идет о живых существах. Бог не углубляет в этом направлении мысль человека, но дает многие ориентиры через Святые Писания, преследуя, однако, цель более необходимую – дать человеку знания о его личной душе и путях и средствах ее развития на пути к Богу. Все остальное приложится. Но следует знать, что процесс творения, когда все из не проявленного состояния переходит в проявленное, предваряется очень долгим медитационным процессом Бога, Его мыслительной деятельностью, подключающей Божественную память, Божественную Милость, Любовь, Целесообразность, Необходимость и Решимость, Знания.
Бог есть Изначальная Причина процесса творения, пронизывающая Собою это творение, входя в него по мере его проявления, так входя во вселенные, планеты, живые существа, продолжая изнутри и извне вести и развивать Свое творение, учитывая его прошлое, настоящее и будущее. Период проявления – период активного развития материального мира, проявление новых живых существ, новых форм жизни, входящих вновь или продолжающих круговорот жизней и смертей.
Относительно живых существ не принято говорить в проявленном материальном мире, как о проявленных или не проявленных, но как об оставляющих тело и воплощенных вновь.
Что объясняет этот стих? Основной принцип, по которому работает Бог, чтобы живое существо увидело извечность всего, расширило свое понимание о себе и своем месте в Божественном непрерывном творении. Почему бы не создать и вселенную, и планеты в ней развивающимися без перерывов, как и жизнь живых существ без переходов через смерть? На это Бог вкратце говорит Арджуне в этом стихе: «татра ка пари…». «парах» - означает: другое, лучше, выше. Т.е Бог этими словами утверждает, что это есть лучший путь. Что может быть другое? Но не вдается в подробности и объяснения, хотя понятно, что такой периодический перерыв только может быть благоприятен, продиктован Божественной необходимостью, а также есть отдых и переключение на новые проявления и формы деятельности. Для живых существ это чуть ли ни привычная смена тела, что влечет и очень многое другое в виде новой судьбы, новых возможностей, независимость от предыдущих форм жизни, но сохраняются последствия любой предыдущей деятельности в виде наград и наказаний.
В этом стихе Бог называет Арджуну – Девана, достойный полубогов. Это, опять же, Божественный аванс, помогающий стимулировать внимание, придает уверенность и одобряет мыслительную активность при всех сомнениях, а также дает желание Арджуне внимать Богу, утверждаться в знаниях
|