26.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.5-7.
5.Никогда, непременно, каждый, в каждый момент, в любое время не может оставаться, ничего не делая. Беспомощный (не управляющий собой), он непременно вынужден выполнять работу (вовлекается в трудовую деятельность любого порядка) всеми качествами, порожденными в нем гуннами материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог дал живому существу достаточно Божественных качеств в миниатюре, которые не позволяют ему находиться в любом бездействии, но непременно вовлекают в деятельность, будь то мыслительный процесс или физический и другой труд. Именно природное любопытство, устремленность к знаниям, подвижность, управляемость души в саморазвитии, как и причины материального характера непременно устремляют любую душу без исключения к деятельности, к самопроявлению и самовыражению.
Живое существо ничего не может противопоставить в себе божественной в нем целеустремленности, ибо есть частица Бога и не может иначе себя проявлять, но исходит из своей изначальной природы, что есть ее суть. Поэтому, Бог называет ее здесь беспомощной, не в состоянии противиться направляющему на деяния Богу в ней, ибо изначально ее жизнь есть частица Жизни Бога, ведущего Себя через нее в Своем развитии вперед и не позволяющему Себе как-то расслабиться в силу Божественной причины, как и необходимости, но исходящего из качеств каждого живого существа на данный период. Но, исходя из качеств живого существа, Бог устремлен развивать эти качества, от которых непременно зависит и качество и цель осознаваемой деятельности человеком. Только в развитии качеств, в приближении их к Божественным, что возможно только в результате осмысленного духовного пути, живое существо начинает мыслить и понимать через Божественные категории, что необходимо для осознанного служения Богу, ибо это изначальное предназначение живого существа, его дхарма, его извечный путь, называемый слиянием с Верховной Божественной Личностью.
В этом стихе присутствует немалое Божественное откровение, и тот, кто увидит суть этого откровения, несомненно, найдет объяснение многим вещам, происходящим с человеком в материальном мире. Все, что бы ни происходило с человеком, не может иметь случайности, все абсолютно контролируемо, все видимо, все предназначено, все вовлекает, все беспокоит, направляет, заставляет, требует внутреннего и внешнего движения, как и осмысления. Все обстоятельства складываются не спонтанно, но Самой Верховной божественной Личностью, Главным и Всесовершенным Управляющим, неизменно и непременно присутствующем в Своем творении, не оставляя его ни на мгновение, но развивая, ведя, требуя, подсказывая и направляя всеми средствами, исходя из всех внутренних возможностей живого существа и развивая эти возможности поэтапно и систематически, как в одной жизни, так и от жизни к жизни, и в отдыхе и в труде, и в материальном теле и после смерти, на всех этапах взросления души, всеми видимыми и невидимыми средствами и Божественными приемами.
Так начиная понимать, человек увидит и Бога и научится все объяснять его Божественным присутствием, научится, зная это откровение, и уповать на Бога, и вручать себя Богу, и молиться Богу, и прославлять Бога, тем, по сути, сделав свою жизнь намного легче и осмысленней, ибо входящий в контакт с Богом получает и Милость от Бога, что не пустые слова. И еще одно откровение заключается в том, что любую деятельность, любую работу человек исполняет, упрощенно говоря, своими качествами всегда. Вот еще одни врата для осмысления. Именно в труде, в любом проявлении себя человек шаг за шагом своими поступками говорит всем о своих качествах и своей ступени, говорит о том, что в нем преимущественно развито, что есть суть его склонностей и убеждений, говорит напрямую и о добродетели человека, как и о его греховности. Вот врата, вполне конкретные, через которые Бог разрешает помогать Ему, Богу в воспитании иных или врата, где можно брать пример и следовать. Но, опять же, достойными средствами и понимать, что неразвитый человеческий ум и добродетель может принять за зло и откровенное зло за добродетель, ибо человек несовершенен, не всегда видит истинные причины поступать другому тем или иным путем и склонен свою неистину выдавать за истину. Но разумные, уже идущие духовным путем, безошибочно или с большой вероятностью истины могут судить о человеке по его любой деятельности, как и подсказывать и помогать и направлять в этой связи, истинно служа Богу и не прибавляя страданий другому на этом направлении.
Эта глава посвящена карма-йоге, в частности, необходимости вовлечения человека в любую деятельность, как связанную с преданным служением, так и необходимую для поддержания тела в материальном бытии. В ст.4 этой главы высказано предположение о том, что произошло бы, если бы человек, имея или не имея цель духовного развития, отказался от исполнения предписанных обязанностей, работы, фактически устраняясь от нее, видя в этом жизнь в отречении. Бог утверждает, что в таком случае он не смог бы освободиться от последствий кармической деятельности, т.е. не смог преодолеть круг сансары и, во-вторых, такое искусственное отречение не принесло бы ему успех в самадхи, т.е. в слиянии с Богом в себе в процессе самопогружения. Но этот стих добавляет к предыдущему и то, что такое предположение хоть и возможно, но неосуществимо.
На самом деле, человек непременно вынужден выполнять работу в соответствии с качествами, которые на данный момент порождены в нем материальным миром. Имеются ввиду все качества, которые проявляет человек, как достигнутые в этой жизни, так добытые и сохранившиеся из предыдущих воплощений. Т.е. человек в каждый момент, в любое время не может, согласно стиху, оставаться ничего не делая. С Божественной точки зрения и по Божественной необходимости душа не может остановиться в своем развитии даже на мгновение, но она деятельна, направлена, она постоянно трудится. Даже, если она в теле лежит, ходит, спит, сидит, говорит, молчит, мыслит, смеется, советует, подвинула стул, помыла тарелку, убрала волосок с лица, склонилась, отодвинулась, насторожилась – все это и более того в совокупности от мелких движений, автоматического и бессознательного действия, касаний, иных уловимых и неуловимых проявлений сознания до активного и осмысленного поведения и поступков разных уровней, есть деятельность, сам труд человека в разных формах и степенях, определяемый качествами человека, который в таком труде отвлекается и входит в контакт с внешним миром, управляемый внутренними и внешними энергиями Бога, которые он воспринимает в строгой зависимости от того, под влиянием какой гунны материальной природы он преимущественно находится, т.е. в зависимости от своей достигнутой на данный период духовной и материальной ступени.
Одни трудятся под влиянием в основном гунны невежества, лежат, много спят, сквернословят, собирают на свалках пригодные для себя вещи, устраивают скандалы, разборки, драки, воруют, насилуют, вовлекаются в азартные игры, как и проявляют дурные привычки. Это их работа, которая у любого за плечами и которая даст свои плоды. Другие трудятся под влиянием гунны страсти – строят планы, делают расчеты, озабочены плодами материального труда и привязаны к ним, считая свой труд целью и смыслом своей жизни, претендуя на все, ставя себя в прямую зависимость от своей той или иной деятельности, считая себя причиной, создающим, имеющим право и распоряжаться, в этом направлении мыслят, судят, обсуждают, постигают, изучают, читают, помогают, планируют и т.д. Таким образом, и Арджуна не смог бы не трудиться, даже если бы Бог позволил бы ему оставить поле боя и повел той дорогой, которая соответствовала желанию и качествам Арджуны на тот момент. Но Арджуне надо было понять, что любой человек, хочет он или нет, но всегда автоматически вовлекается в ту или иную деятельность, которую не обойти, не избежать, не отказаться от нее и даже не выбрать, как бы иллюзорная энергия Бога не создавала видимость безделия или активного поиска и выбора. Все только по Плану Бога и строго в соответствии с качествами человека и, несомненно, в соответствии с тем, что он заслужил по своей карме. Об этом еще Бог будет говорить и далее и не один раз.
Аналогично сказанному и в гунне благости человек непременно трудится, но управляемый преимущественно лучшими качествами, такими, как доброта, честность, справедливость, старательность, требовательность к себе, религиозность, энтузиазм, но посвящая плоды труда Богу, исполняя труд, как подношение Богу, о чем в следующих главах, как и в этой, будет сказано неоднократно.
В следующем стихе Бог даст предостережение тем, кто желает идти по пути непривязанности в процессе своей любой деятельности в начале осознанного духовного пути, но еще не пребывающего в совершенных знаниях, как и не утвердившегося разумом, а в ст.7 этой главы продолжит объяснения Арджуне, соединяя деятельность, работу или «карму» с понятием «непривязанность», тем самым подводя его очень близко к карма-йоге, т.е. к исполнению работы, как и любой деятельности самым лучшим образом и во благо для души, так начиная постепенно открывать саму суть этой главы.
6.Тот, кто контролируя действующие органы чувств, продолжает помнить умом об объектах чувств, глупая душа. Говорится, что такая душа действует ложно (идет по ложному пути).
КОММЕНТАРИЙ.
В любом деле, чтобы помочь начинающему идти и направить его более точно, его следует обругать, хотя ругающий знает, что и такой путь неизбежен, его не миновать и сам по себе он также направляющий и подсказывающий. Бог не привязан и не пристрастен к любому, кто идет по пути духовного развития. Более того, Сам ведет и направляет каждого в свои сроки. Но там, где возможны задержки, некоторые тупики и поиски, указывает направление и таким путем, который на самом деле и однозначен и действен для идущего, тем более, если он решителен и Слово Бога для него авторитетно.
Не только Арджуна, но многие до него и после него устремлялись и устремляются к духовному развитию в принципе и правильно мысля, начиная свой путь с ограничений, отказов, аскез, но часто действуя по собственному почину, не выполняя все предписания Вед, не связывая процесс духовного развития с преданным служением Богу, т.е. идя не через связующий процесс соединения со Всевышним или недооценивая все рекомендации Святых Писаний, как и духовных учителей. Поэтому, идя почти вслепую, такие люди не могли и не могут найти в себе духовные силы и внутреннюю поддержку, и как бы они ни пытались контролировать умом действующие органы чувств, мысль, как и разум, не утвердившиеся в буддхи-йоге, как и в совершенных знаниях, не могут отпускать объекты чувств, как источники удовлетворения и наслаждений, и неизменно притягиваются ими, удерживая мысль человека на них, этим вновь и вновь вызывая желания. Путь таких людей, еще привлекающихся внешними объектами удовлетворения чувств, даже если привлечение происходит только на уровне ума, здесь называется ложным, а потому неуспешен.
| Помогли сайту Реклама Праздники |