Произведение «Взгляд на Таковость, или возвращение к Основе» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 408 +1
Дата:

Взгляд на Таковость, или возвращение к Основе

Таковость… пожалуй, самое молчаливое слово на свете… Высшая или Чистая, не замутнённая иллюзиями ума Реальность, в которой Противоположности являются единым целым… Естьность… само Существование. Но – так как в каждом молчании есть некая тайна – Таковость, на мой взгляд, таит в себе ещё одно значение, а точнее некое минимальное определение себя. Чтобы тема противоположностей не была для нас абстрактной, чтобы мы могли рассматривать их не только как множество, я хочу подвести под них основу. Что нам может это дать? Верю, что, исходя из нижеследующих положений нам будет проще понимать всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Итак… позволю себе наречь Таковость другим именем. Это имя Определённость-Вероятность. Его дефисное написание говорит об изначальном единстве звучащих в нём фундаментальных противоположностей. Может показаться, что у этих имён нет ничего общего, однако… корень «Так» говорит об Определённости, а вторая часть слова о том, что Определённость рассеивается, то есть о Вероятности.
Можем смело представить Вселенную в этой Основе, Определённости-Вероятности. Но в человеческой реальности Основа представлена в виде различных противоположностей. Давайте это рассмотрим.
Для начала выделим четыре мира:
• Фундаментальный
• Чувственный
• Динамический
• Качественный
Теперь назовём противоположности мира фундаментального и дополним их Основой:
• Твёрдое (не текучее) – Мягкое (текучее). Твёрдое – более определённое, Мягкое – более изменчивое, то есть вероятностное.
• Большое – Малое. Большое – более сложное и изменчивое, то есть вероятностное, Малое – более определённое.
• Простое – Сложное. Простое – более определённое, Сложное – вероятностное.
• Горячее – Холодное. Горячее – более изменчивое, то есть вероятностное, Холодное – более определённое.
• Статичное – Динамичное. Статичное – более определённое, динамичное – более изменчивое, то есть вероятностное.
• Далёкое – Близкое. Далёкое – вероятностное, Близкое – более определённое.
• Светлое, отчётливое – Тёмное, неотчётливое. Первое – более определённое, второе – вероятностное.
• Женское – Мужское. Женское – более изменчивое, то есть вероятностное, Мужское – более определённое.
• Внешнее – Внутреннее. Внешнее – более определённое, Внутреннее – невидимое или менее известное, то есть вероятностное.
Итак, в фундаментальном мире Основа различима. Но сможем ли мы так же легко разглядеть её в чувственном мире?
• Любовь – Ненависть.
• Печаль – Радость.
• Удивление – Разочарование.
• Страх – Бесстрашие.
• Вера – Сомнение.
• Тревога, Волнение – Спокойствие.
• Дружба – Вражда.
• Отчаяние, Безнадёжность – Надежда, Чаяния.
• Веселье – Скука.
Что из этого более определённое, а что вероятностное? Возможно, в Любви больше определённости, чем в Ненависти, а в Вере больше определённости, чем в Сомнении? На самом же деле мы не можем это утверждать.
А что в мире динамическом?
• Пассивность – Активность.
• Быстрота, Стремительность – Медлительность, Неторопливость.
• Сон – Бодрствование.
• Напряжённость – Расслабленность.
• Лень – Старание, Усердие.
И вновь однозначного ответа мы не видим. Правда, стоит отметить, что здесь противоположности часто дополняются друг другом. Человек вполне может быть одновременно напряжён и расслаблен, пассивен и активен (правда, иначе обстоит дело с ленью – поскольку лень – полу состояние-полу чувство, то есть разрыв между чувствами и динамикой). Это объясняется тем, что динамические процессы, в отличие от чувственных, происходят и снаружи, и внутри. Так, например, воин напряжён в битве, но внутренне (мысленно и эмоционально) может быть расслаблен; стремительный в своих действиях человек внутренне может быть спокойным и неторопливым. Бодрствующий может быть сонливым, а спящий бодрствовать во сне. О том же, кто просто ленится (не проявляет в итоге ни в чём усердия), мы говорим, что он просто лентяй. О том, кто обычно пассивен и редко проявляет активность даже внутренне, мы говорим, что он исключительно пассивный. О том, кто расслаблен и внешне, и внутренне мы говорим, что он очень спокоен и расслаблен. Тот, кто спит «без задних ног», погружён в глубокий, восстанавливающий силы для бодрствования отдых.     
Однако то, что мы не видим Основу ни в мире чувственном, ни в мире динамическом на расстоянии, не означает, что мы не увидим её вблизи. Дело в том, что оба эти мира предоставляют человеку простор для рефлексий, другими словами: ответ нам приходится искать. Может быть, Ваша любовь несёт в себе определённость, но Вам нужно это понять. Возможно, не столь разрушительна ненависть, говорящая о потери любви, но Вам нужно это понять. Возможно, то, что Вы проявляете меньшую активность в чём-то, говорит о большей определённости Вашей позиции по отношению к этому чему-то, а возможно, наоборот – готового ответа тоже нет. Возможно, о чём-то важном, определённом говорит стремительность, с которой Вы делаете шаги к достижению некой цели, но ответ зависит от ряда составляющих: «каковы шаги?», «какова цель?», «каковы Вы?». Может быть, Ваша радость – это упоительное чувство, - а, может быть – поверхностная эмоция, на месте которой могут тут же возникнуть другие, и, вполне вероятно, негативные эмоции. Может быть, Ваш страх предохраняет Вас от реальной опасности, а может быть, Вам только кажется, что опасность существует.
Почему нам важно понять, что более, а что менее определённо, что даёт нам определённость, а что, напротив, лишает нас её (хотя, конечно, обычно мы спрашиваем себя так: «есть ли в этом здравый смысл?» или «что это даёт?»)? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к нашим фундаментальным потребностям.
Всё, что нам нужно для того, чтобы наша жизнь была полноценной, вмещают в себя, если задуматься, всего два слова: Комфорт (внешний и внутренний) и Безопасность (внешняя и внутренняя). Для того и другого требуется больше Определённости, чем Вероятности. Кто-то, возможно, скажет: а как же баланс? Разве не в нём всё дело? Да, всё дело в балансе, и именно поэтому нам нужен шест, чтобы идти по канату. Человеческая жизнь - что это, как не узкая тропа Определённости в широком поле Вероятности? Природа сама по себе женственна, вероятностна, что значит также, что она бессознательна, демонична, - и потому нуждается в нашем осознании. Если бы мы, например, решили, что баланс между Верой и Сомнением заключается в пребывании между Верой и Сомнением, что бы из этого вышло? Если бы мы решили, что любить и ненавидеть для баланса нужно одновременно, то что бы из этого вышло? Смогли бы мы вообще сдвинуться с места? Сомнение – экзистенциально (в силу вероятностности вещей и одновременно того, что человеку приходится полагаться в жизни на себя, на свой разум), оно всегда живёт в глубине нас, и поэтому для шага вперёд нам нужна Вера. Ненависть всегда будет таится за нашей Любовью, но (или поэтому) нам ничего не остаётся, кроме как любить. Человек – не только как часть природы, но и как часть, в силу своего разумения обособленная от неё – в большей мере тоже вероятностен, бессознателен, демоничен (отсюда его вечные желание и потребность экспериментировать), но вместе с тем – и опять-таки в силу своего разумения – отличается способностью управлять собой.
Вероятность для нас – это всегда некая неизвестность, возможная опасность. Это то, что скорее лишит нас Комфорта и Безопасности.
Таким образом, путь человека лежит в Определённость. Она – наш постоянный дорожный ориентир. В то же время – поскольку изначально противоположности едины – Вероятность сама по себе не является отрицательным аспектом реальности. Просто в отношения с ней нам лучше вступать, так сказать, не уходя с дороги.
Обратимся теперь к четвёртому, качественному миру. Здесь живут такие понятия как:
• Доброта – злоба.
• Забота – безразличие.
• Скромность – гордыня.
• Доверие – отсутствие доверия, подозрительность.
• Мужество – безволие.
• Смелость – боязливость.
• Простота – лукавство, манерность, ухищрённость.
• Верность – предательство.
• Естественность – искусственность, принуждённость.
• Восприимчивость – ограниченность в восприятии.
Из самого названия «Качественный» следует, что речь здесь идёт не о противоположностях, то есть не о противопоставлении одного другому, а именно о качествах и их отсутствии. Если бы, к примеру, злоба являлась противоположностью Доброты, то, совершенно очевидно, противоположности невозможно было бы примирить. Если бы Скромность являлась противоположностью гордыни, то не существовало бы подлинной Скромности. На самом деле Доброта – это качество, а злоба – его отсутствие; Скромность – это качество, отсутствие гордыни; Мужество – это качество, не допускающее безволия. И именно от них, от наших человеческих качеств зависит определённость наших действий и чувств. И только так – обретая всё большую Определённость – мы подготавливаем почву для дружбы с Вероятностью.
Важно понимать, что добро и зло – вопреки расхожим


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама