Произведение «О патриотизме и его критиках»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 270 +1
Дата:
«Менделеев о патриотизме»

О патриотизме и его критиках

Последнее время слова ПАТРИОТ и ПАТРИОТИЗМ определённым кругом единомышленников часто используются исключительно в негативном издевательском смысле с целью выставить по меньшей мере идиотами всех, кто любит свою страну и не ведётся на пропаганду Запада с предложением устроить очередной переворот со всеми вытекающими последствиями.

Ура-патриоты, квасные патриоты, поцреоты – так сейчас они называют всех адекватных людей в надежде вызвать у тех чувство стыда за свой дремучий атавизм. Действительно, на кой ляд он нужен? Какая от него польза?

Если вам, к примеру, предлагают другое гражданство и хорошие деньги за расшатывание страны во всех смыслах (выдачу государственной тайны, организацию протестов, клевету в адрес президента, искажение истории, терроризм и т. д.), то вы дурак, если отказываетесь от выгоды. Ведь сам М. М. Жванецкий сказал, что патриотизм «… чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других… Вначале мы полюбим, потом оно должно полюбить нас. Обязательно полюбить нас в ответ.  Когда полюбят нас – тогда это будет Родина». 

Циничная паразитическая позиция, а ни разу не каламбур, не находите? Обратимся к словарям.
Patria — Родина.
«Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». (Словарь русского языка. С. И. Ожегов. – М.,1953).

Итак, сатирик сознательно путает ГОСУДАРСТВО и РОДИНУ, отвергает не просто идею жертвенности и подвига, а исключает вообще желание отдавать что-либо своей стране. С такими убеждениями у нашего народа не было бы ни одного шанса победить в Великой Отечественной войне.

«Будь проклят патриотизм!», — негодовал в своё время Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), теоретик перманентной революции. Думаю, он противопоставлял ему классовую солидарность мирового пролетариата. Жизнь опровергла утопию…

Современные противники патриотизма тем не менее взяли Лейбин лозунг на вооружение и тянут в свой лагерь Салтыкова – Щедрина, Льва Толстого и др. классиков.
Они считают себя космополитами и для пущей важности вспоминают Диогена, который называл себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса.
Ну и жили бы себе в бочках, довольствуясь малым. Но не хотят…
Поэтому антипатриотов более точно характеризуют другие слова: предатель, перебежчик, коллаборационист, дефектор, манкурт.

Послесловие:
А ещё фабулянин Валерий Чижик где-то в комментарии сказал, что «каждый патриот должен убить в себе еврея» (вольная цитата). И к чему он это? ))


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:11 09.11.2021 (1)
Я бы в лоб слова ММЖ не воспринимал...  Вообще, как мне кажется, не очень верно подразделять людей на сторонников и противников патриотизма. Это просто некорректно по определению.
Всё гораздо шире и глубже.
     10:11 10.11.2021 (1)
Согласна. И шире, и глубже. И вообще в отношении патриотизма много нюансов.
В частности я озвучила один в связи с высказыванием ММЖ. Вам показалось, что его слова мною восприняты в лоб.
     14:32 10.11.2021
Да, мне так показалось...
     21:02 29.04.2021 (1)
Дмитрий Иванович - чудесный химик.
Но мысль патриотическую он сформулировал как-то не очень понятно: "дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы об нём даже упоминать". О чём не следовало бы упоминать? Об учении или о патриотизме?.. Впрочем, стилистом Менделеев был действительно не очень сильным. Цитата, правда, дана с некоторыми купюрами (судя по имеющимся в интернете сведениям), но по существу Менделеев, конечно, прав.
Кстати, поскольку слово "патриотизм" - заимствованное, то интересно было бы установить, а какое слово существовало ранее (в 16, 17-м веке, например) в нашем языке для обозначения этого понятия?..
     21:14 29.04.2021 (1)
1
«Любовь к Отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния». (с) Менделеев

Верноподданный - думаю, слово соответствует по смыслу патриотизму.
     21:17 29.04.2021 (1)
Верноподданый?..
Ну, дворянин - да, он подданый.
А у крепостных?.. Они как формировали у детей своих чувство патриотизма?..
     21:20 29.04.2021 (1)
1
У них бы и спрашивали. ))
Почему крепостные ушли в партизаны в 1812 г.?
Кто у них сформировал чувство патриотизма?
Не иначе, верноподданный барин.
     21:22 29.04.2021 (1)
Я не могу у них спросить.
Они уже умерли.



     21:24 29.04.2021 (1)
1
Читайте мемуары их хозяев. ))
     19:37 09.11.2021 (1)
1
Французы обещали русским крестьянам освобождение от крепостной зависимости. Некоторые верили. В одном имении под Смоленском крестьяне вышли из-под повиновения. Помещик их наказал кнутом. Тогда крестьяне донесли на него французам, что он партизан (это было правдой). Французы, прибыв в имение помещика, никаких улик его партизанских действий не нашли. Тогда крестьяне убили двух французских солдат, закопали их в приметном месте и опять доложили французам. На этот раз улики нашлись, помещика арестовали и приговорили к смерти. Ему предложили заменить расстрел службой у Наполеона. Помещик отказался, заявив, что русские дворяне чужим государям служить не привыкли. Помещика расстреляли.

Вот подлинное письмо этого помещика к матери.

П. И. Энгельгардт - матери.

15 октября. Тюрьма, Смоленск

Дрожайшая матушка!

Я по лживому доносу четырех крестьян: Григория Борисова, Михаилы Лаврентьева, Корнея Лаврентьева и Авдея Свиридова осужден на смерть, и сегодня покончат нить дней моих. Молите бога обо мне. Прощайте, попросите прощения мне у жены моей и тещи. Я сделал духовную: исключая подаренных попу Одигитриевскому Мурзакевичу [и отпущенных] нескольких на волю, предоставил в Ваше владение все свое имение. Вот участь несчастных. Благословите меня, хотя мертвого, много бо может моление матерние к благосердию владыки. Сестрице моей Виктории Михайловне мое почтение. Прощайте, дай бог, чтобы эта участь многих не постигла. Мне остается только полчаса наслаждаться светом.

                Истинно и усердный сын Павел Энгельгардт.

Насколько мне известно, это единственный случай сотрудничества русских крестьян с французами. 



     19:52 09.11.2021 (1)
Очень интересно! Благодарю за дополнение.
А во врем войны 1941 -1945 годов, к сожалению,
процветал коллаборационизм.
     21:02 09.11.2021 (1)
Нет, Ольга, вы ошибаетесь, не процветали. У Власова в лучшее время (конец 1943 г.) насчитывалось 130 тысяч человек.  И то они разбегались как тараканы – то к французским и итальянским партизанам, то к голландским подпольщикам. И оружие власовцам не давали, они строили укрепления во Франции. В начале (в 1942 г.) немцы формировали воинские единицы из советских военнопленных, полностью их экипировали, вооружали, привозили на Восточный фронт, и боевая единица в полном составе уходила в партизаны. А знаменитый прорыв 1000 узбеков к своим? Вооружать на свою голову врагов – оно немцам надо?
Действительно воевали против Советской армии прибалты.  И можно сказать, условно воевали украинские националисты. Русскими в немецкой армии были потомки белоэмигрантов. То есть они русские, но не советские. Строго говоря они Советский Союз не предавали. И воевали они против греческих и югославских партизан. Были ещё национальные соединения, к примеру, крымские татары, но они использовались как палачи (расстреливали) и на хоз. работах.
Были, конечно, на оккупированных территориях и русские и белорусские полицаи, но партизан было всё-таки больше.
     21:38 09.11.2021 (1)
Ладно, пусть не процветал коллаборационизм, но имел место быть.
Так будет точнее.
     22:10 09.11.2021
Да, так точнее. Плохо, что коллаборационизм и сейчас имеет место быть и место это в высших эшелонах власти.
     13:26 30.04.2021 (2)
1
Есть такое выражение: Где родился, там и пригодился. 
Пригодиться своему Отечеству - дело наиважнейшее для каждого гражданина. Что же в этом негативного? Это такой же дом, как отчий, где тебя пестовали твои родители. 
Родина растит точно так же. Даёт образование, работу, где ты можешь заработать на то, что тебе необходимо в жизни, землю в конце концов. 
Нет плохой Родины, есть плохие дети, неблагодарные. 
Сбить с пути можно многих, особенно молодых, ничего не понимающих в этой самой жизни. Им не хочется заботиться о самих себе. Но в то же время хочется очень многого. Хочешь много - заработай. Получи образование. Стань специалистом в своём деле. А как по-другому?
патриотами не рождаются, ими становятся. 
И слава нашему народу, что он не попался в американские сети. Хотя там оболванивают очень быстро. Она государства рушит, чтобы выжить.
Тридцати лет им не хватило, чтобы всё разрушить до руин в головах наших соотечественниках. 
Мне вся эта история напоминает их  войну о Вьетнаме, откуда они ушли с позором.  
Гость      21:53 09.11.2021
Как у вас все упрощенно
     14:01 30.04.2021 (2)
1
Таня, а я не очень уверена в том, что наши не попались в сети. Посмотри на навальнят. Они призывают к бардаку, лишь бы свалить государство. Но не понимают, что будет в сто раз хуже, если это произойдёт.
У них протест против государства, а Родину любить они не умеют. Увы!
     17:26 09.11.2021 (1)
1
Родину любить их не учили, Оля! За редким исключением. Профессия проститутки - самая древняя профессия. Она даёт тому, кто больше заплатит. 
В нехорошее время живём. Но мы счастливые. Нам есть, с чем сравнивать.
Особенно забавно смотреть на некоторых вещающих молокососов, которые упираются ногами, чтобы не попасть в прошлое. 
И непременно хочется спросить: А вы там были, чтобы рассуждать об этом? 
Лучше учите русский, чем выпендриваться на полу-аглицком.
     17:41 09.11.2021 (1)
1
В этом всё и дело, что не учили любить Родину. И на школу тут целиком всю ответственность не свалишь. Родители в первую очередь виноваты.
     17:42 09.11.2021 (1)
1
Вот в родителях вся загвоздка и заключается. Интересно, сколько стоит Родина и память о ней, чтобы можно было так легко всё забыть?
     17:46 09.11.2021 (1)
1
Во-первых, люди путают понятия Родина и государство.
Во-вторых, потребительское отношение к жизни, которое
с 1991 г. у нас насаждается, напрочь отбивает память.
Увы и ах!..
     18:00 09.11.2021 (1)
Всё так. Только свою голову никому не прикрутишь. А выживать будет каждый со своей головой. Очень хочется дождаться старости безмозглых. Чтобы насладиться картинкой.
     18:38 09.11.2021 (1)
1
)) Что толку её дожидаться. У них всё равно будут виноваты Путин да Сталин.
     18:42 09.11.2021 (1)
1
У этих всегда кто-нибудь да виноват. Ну ничего. Прозреют ещё. Они плохого в жизни не видели. Увидят, сами себе зенки нарисуют, если те замылились.
     18:44 09.11.2021 (1)
1
Очень в том сомневаюсь. ) Впрочем, время покажет...
     18:46 09.11.2021
1
Поживём - увидим. Мы - народ закалённый. 
Гость      23:04 30.04.2021 (1)
А простые люди многое терпят от властьпридержащих аргументируя это одним понятием Лишь бы не было войны и кстати после войны прошло 75 лет Пора бы пожить по человечески
     08:35 01.05.2021 (1)
Надо же! Какая новость! Живите, гость по-человечески, кто вам мешает.
Только понимание, что значит "по-человечески" у всех разное.
Также, как и понятие достатка.

Гость      21:58 09.11.2021
1

Пора бы пожить по человечески

это им опять не дают покоя наши сортиры с дыркой в полу. На дачах, к примеру.
     14:41 30.04.2021 (1)
1
Здравствуйте, уважаемая Ольга!
Вначале не хотел ничего писать, но, обратил внимание на одну деталь:  «.. готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». (Словарь русского языка. С. И. Ожегов. – М.,1953).
Я не готов к самопожертвованию и прочим жертвам. Поясните мне, кто я?

С уважением Н.А.
     15:55 30.04.2021 (1)
1
Надо спрашивать у Ожегова. ))
Мало кто готов к самопожертвованию
в чистом виде. Это, думаю, становится
ясно во время войны или чрезвычайных ситуаций.
А в мирное время довольно и отсутствия
потребительского отношения к Родине.
Люди делятся на три вида: одни кричат,
что им все должны, другие говорят, что никто
никому ничего не должен, третьи чувствуют ответственность
за семью, страну, за бездомных животных на улицах,
если хотите, за чистоту во дворе и т. д.
     19:44 30.04.2021 (1)
Вот и конкретика - у Ожегова.
Спасибо вам, уважаемая Ольга.
     19:46 30.04.2021
Гость      21:20 29.04.2021 (1)
Комментарий удален
     21:22 29.04.2021 (1)
1
Никакая величина, но он подтвердил некоторые мои наблюдения относительно того,
кто испоганил слово патриот.
Гость      22:06 29.04.2021 (1)
Комментарий удален
     08:37 30.04.2021 (1)
1
Да, было такое. Усиленно валили страну, а патриотизм в этом деле не помощник.
Вот и прививали вирус населению.
Гость      10:14 30.04.2021 (1)
Комментарий удален
     11:47 30.04.2021 (1)
1
Всё перевернули с ног на голову.
Национализма боятся, как огня...
Гость      12:01 30.04.2021 (1)
Комментарий удален
     12:10 30.04.2021
1
Именно его.
Реклама