Произведение «Рассказ случайного человека»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 59
Читатели: 504 +1
Дата:
«Рассказ случайного человека» выбрано прозой недели
21.06.2021

Рассказ случайного человека

Что-то цепляющее душу?.. Не знаю. Впрочем, может эта история сгодится.

В ней нет ничего величественного или драматического. Ни подвигов, ни душераздирающих страстей. Но есть в ней нечто иное. Легкое изящество печали. И чем больше нежность, разлитая в ней, тем она очаровательней. Впрочем, обо всем по порядку.

Он был старше нас на семь лет и казался очень взрослым. У него было несколько прозвищ. Рыжик, Рыжий, Косой (он чуть-чуть косил), Шомка (что это означало, так и осталось неизвестным), Оскар (звали его Аскаром, но предпочитал он себя называть Оскаром, то ли отождествляя себя с  престижной премией, то ли с Оскаром Уайльдом) и, наконец – Циник.

Это подходило ему больше всего. Не было ничего, что он не мог бы высмеять, или принизить, причем так филигранно, что оставалось только развести руками. От высмеиваемого предмета ли, человека, события не оставалось и камня на камне, но делалось это так элегантно, что вызывало восхищение. Бывают же люди со злым даром ниспровержения. Именно таким талантом Бог наделил его щедро: Оскар насмехался над всем, ни с чем, и ни с кем не считаясь. Раздаваемые им характеристики были метки, точны и крепко припечатывались к объекту. Так, старики у него именовались не иначе как мешки горя, дети – муравьи, красивые женщины – пчелиные матки, умные – комарихи, мужчины – пауки, скрипачи, коты и павианы (в зависимости от возраста, внешности и финансового состояния).

Если кто-то робко интересовался, отчего такие названия, то объяснения были не менее парадоксальны. И циничны так, что от них отшатывались:

– Что же такое старики, как не мешки горя? Несут в себе груз прожитой жизни, ищут, на кого бы его спихнуть. А кому нужен лишний груз? Сплошное горе!

Изрекая это, он весело поглядывал по сторонам, словно любуясь произведенным эффектом. Надо сказать, что эффект удавался. Такая откровенность ошеломляла.

Выждав положенную паузу, он невозмутимо продолжал:

– Если женщина красива, то она как пчелиная матка, вокруг которой вьются сотни трутней. И мед у нее будет всегда!

– Умная женщина – комариха. Никто не любит, вот и пустила силу в ум. А от злости, одна, пьет кровь!

– Дети как муравьи, мельтешат под ногами, мешаю, а наступить нельзя – не по-людски как-то!

– Сразу видно мужик знает себе цену! Живот вперед выпятил, а ручки и ножки тоненькие – спортом не занимается – настоящий паук!

– Весь такой возвышенный, несчастный, словно сейчас на скрипке играть начнет, чтобы его пожалели!

– А почему именно на скрипке?

– Визжит много!

Ну и все в таком же духе…

Ему пытались подражать, но тщетно. Дар – есть дар, злой или добрый - неважно, а эпигонство – это всего лишь эпигонство, не более.

В конце концов ко многому привыкаешь. И от этого грустно. Привыкание – как душевное отупение: мысли и чувства становятся вязкими и безразличными.

Привыкли и мы. Ярлыки были давно навешаны: этот – добрый, этот – хитрый, тот – серьезный, а Оскар – циник. Роли в нашем маленьком театре жизни под названием "общий двор" были распределены.

И ночь сменяла день, и день заступал на место ночи, и текло время, но мало что менялось в нашем дворе. Лишь темнее становились кипарисы, высаженные вдоль белых стен домов, да и сам их белый цвет постепенно выцветал.

Но видно иногда и Бог устает от однообразия и устраивает людям сюрпризы. Может, хочет позабавиться, а может, другая у него цель.

Одним словом, захотел он, чтобы с Оскара как-то слетела маска циника. Совсем ненадолго. Словно на секунду с глухим скрипом приоткрылся неведомый цветок, и сразу же наглухо затворился вновь.

Это случилось ранней осенью, когда воздух еще по-летнему густой и синий, а нагретые солнцем ящики с фруктами исходят душистым паром.

Еще плыла жара вдоль мягкого асфальта, и уличные торговцы с бронзовыми лицами яростно отмахивались от мух и ос. Но небо ночью уже было по осеннему высоким и звезды горели тускло. Все звуки и голоса, особенно в предутреннюю пору гулкие и словно прозрачные, а это верная примета осени.

В такую пору плохо спится. Организм перестраивается на холодное время года. Я вышел пройтись. Было около шести часов утра и улицы были безлюдны.

Оскар жил на Платановой улице около старого парка. Сейчас там давно новые здания, но тогда были двухэтажные дома в стиле сталинского ампира, с неизменными звездами, колоннами. Свидетельство эпохи нелегкой и немилосердной, но в них есть своеобразная прелесть. Или это наша память набросила на них золотой флер.

Окно Оскара на втором этаже было полуоткрыто. В прозрачный воздух лилась музыка. Я узнал ее сразу. Проклятие моего детства: мальчик из интеллигентной семьи ходил на уроки музыки и несчастный вальс Шопена до-диез-бемоль был заезжен им до последней ноты. Он вызывал дрожь, чесотку, омерзение – прекрасный шопеновский вальс, который вбивали в меня линейкой!

«Какая нота? Какая нота, я тебя спраш-ш-шиваю?! Ля! Ля!! Ля!!! А ты что береш-шь?! – шипела учительница музыки и парик на ее голове вздрагивал. Я испытывал жгучее желание разлохматить этот безупречно завитый парик, но вместо этого деревянная тридцатисантиметровая линейка с оттяжкой опускалась на мои пальцы.

– Ля!! Ля, дебил! Ля!!!

Я ненавидел и Шопена, и его вальс всеми фибрами души. Отбарабанив его на экзамене, я решительно заявил родителем, что даже под страхом смертной казни и отцовской порки не пойду больше на музыку. Я стоял у пианино, словно у расстрельной стены. Родители пошумели и сдались. Ноты ненавистного Шопена и крышка пианино были захлопнуты, казалось, навсегда.

И вот сейчас я услышал эту музыку. Она звучала в хорошем исполнении, различим был каждый звук, видно проигрыватель стоял у окна.  И этот вальс был волшебным, таким прекрасным, каким никогда не был в моем детстве. И сердце мое впитывало его звуки благодарно, как сухая почва - воду. Но главное - он доносился из дома человека, с которым Шопен сочетался так же, как белый медведь с Африкой. Шопен и Оскар рядом – в это невозможно было поверить.

Он стоял у подъезда, глядя прямо перед собой. Жалкий, маленький, даже рыжие волосы его казались блеклыми.

– Чш-ш-ш-ш! – произнес он, увидев меня, и приложил палец к губам.

Я знал этот вальс по хронометражу. Еще 50 секунд и он окончится. Улица по-прежнему была пустынна. Раздались последние аккорды.

Оскар поднял голову. Лицо его было старым и сердитым. Словно он досадовал на меня, который застал его в этот миг, и на себя, что допустил это. Он даже не пытался ёрничать по обыкновению.

– Нравится, – коротко и словно в никуда бросил он. И резко повернувшись, зашагал к дому. Я двинулся за ним.

Он посмотрел на меня и усмехнувшись, стал рассказывать, что Шопен сочинил этот вальс, когда был влюблен в сестру своего лицейского друга. Именно ей - Марии Водзиньской  – красавице с фарфоровым личиком и темными глазами-озерами посвятил он свою бессмертную вещь. И что они были обручены и мечтали о счастье.

А потом красавица с фарфоровым личиком и темными глазами-озерами тихо и твердо решила их судьбу. Расторгла помолвку и вышла замуж за графа.

– ЮзЕфа С-с-к-ккарбека, – подчеркнуто вежливо и ядовито произнес Оскар, словно злосчастный граф был его личным врагом.

Она была талантливой художницей и прожила довольно долгую жизнь. А у него в жизни было потом еще много увлечений. Но всю свою короткую жизнь он берег пакет, перевязанной алой лентой и надписанный кратко: «Моя жаль». По русски – «моя печаль».

Письма от Марии. От самых первых, влюбленных и чудесных, до последнего, где она разумно объясняла, почему разрывает помолвку.

«Вы талантливы, страстны и молоды. Вам нужно нечто большее, чем могу дать вам я и серые будни семейной жизни».

Несчастен, кто, любя, взаимности лишен,
Несчастней те, чью грудь опустошенность гложет,
Но всех несчастней тот, кто полюбить не может
И в памяти хранит любви минувшей сон.
И вере и любви равно далекий ныне,
От смертной он бежит, не подойдет к богине,
Как будто сам себе он приговор изрек.
И сердце у него - как древний храм в пустыне,
Где все разрушил дней неисчислимый бег,
Где жить не хочет бог, не смеет - человек.(1)

Это Мицкевич. Поэт с надменным лицом и горячим сердцем. Он плакал, когда слышал музыку Шопена.

Оскар умолк. Музыка давно стихла.

– А для себя, просто так, ты пишешь стихи? – вдруг спросил я, и сразу понял, какую глупость сморозил.

– Что за глупость?! Конечно, нет. – Оскар посмотрел на меня
 разочарованно. – У меня хватает ума не делать того, к чему я неспособен. Лирика – это не мое.

– А Мицкевич как же? – пискнул я. Уж больно внезапной была метаморфоза от Оскара-Циника и Оскара, любящего Шопена и Мицкевича.

Он смерил меня взглядом и трудно было определить, чего в том больше: презрения или жалости ко мне как к безнадежно тупому. Через несколько секунд лицо его вновь стало непроницаемым и насмешливым.

– Я могу восхищаться тем, что мне недоступно. А говорить предпочитаю о том, что доступно не только мне, но и окружающим.

И помолчав, добавил:

– Общей массе окружающих.

И медленно, чуть вразвалочку пошел прочь от меня. Солнце уже вовсю наяривало. 

Он любил ходить по солнечной стороне улицы.

Я остался стоять в тени его дома, обрадованный и обескураженный. Словно прикоснулся к великой тайне – человеческой душе и сразу же потерял ключи от нее.

Больше мы никогда о Шопене не говорили. И не вспоминали то утро. А потом наши пути разошлись.

Но и сейчас, спустя много лет, стоит мне только услышать аккорды шопеновского вальса до-диез минор, в памяти звучит:

И сердце у него – как древний храм в пустыне,
Где все разрушил дней неисчислимый бег,
Где жить не хочет бог, не смеет – человек.

И думается иногда: а можно ли отстроить такой храм в пустыне, где было бы легко и хорошо и Богу, и человеку?

Да и кто отстроит такой храм?..





 










































Послесловие:
1 Стихотворение А.Мицкевича "Резиньяция"

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:49 12.08.2021 (1)
Ляман, Вы отменная рассказчица и у Вас очень живописный язык! 
Спасибо Вам огромное за Ваше великолепное «Легкое изящество печали»! :-)
     19:32 12.08.2021
Спасибо Вам огромное, дорогая!
     06:02 23.06.2021 (1)
Словно к чистой воде припала; как хорошо, что есть этот источник — твой талант! С любовью…
     19:56 24.06.2021
Спасибо, дорогая Леокадия. Рада, что запомнилось, понравилось. Стараюсь работать...
     19:39 23.06.2021 (1)
Прекрасно, как всегда, и философия, и психология. Но и цепляет словесная живопись:

«плыла жара вдоль мягкого асфальта, и уличные торговцы с бронзовыми лицами…» - это про сегодняшний Петербург, где уже больше недели не «прохладно и чудесно», а плывет 35-градусная жара…
(Люда)
     19:56 24.06.2021
Спасибо, дорогая Люда.
Боже, Петербург...
Там было так прохладно, когда мы приехали.
У нас сейчас почти 40.
А монстры лета - июль и август еще впереди...
     20:06 23.06.2021 (1)
А я почему-то еще читая, представлял Гафта. Это тоже его характер (частично, как и судьба) Виктор.
     19:54 24.06.2021
Возможно, Викто Филиппович. Вообще, Гафт, светлая ему память, был, насколько я могу судить удивительным человеком
Знаете о таких говорят: им много дано, но много и спросится...
Мне кажется, с него спросилось очень много. Гафт в последние годы жизни очень изменился, очень. Старость была к нему беспощадна.
     21:47 22.06.2021 (1)
1
Очень интересно и здорово! Ты-молодец!
     22:01 22.06.2021
Спасибо огромное, дорогой Виктор Филиппович!
     21:38 22.06.2021 (1)
1
Спасибо за рассказ! Ваш герой очень похож на моего ашхабадского друга-журналиста Гуванча! 
     21:40 22.06.2021
Вам спасибо! Рада, что понравилось и напомнило близкого друга. 
Спасибо!!!
     09:19 21.06.2021 (1)
2
Мастерски написано!
От этого не хватило какой-то мастерской завершенности.
В предложении, в котором лг спрашивает, пишет ли Оскар стихи, не хватает запятой...
Лг входит за Оскаром в дом, а потом они оказываются на улице?!
В начале рассказа дотошное внимание к деталям, а в финале полное пренебрежение.
Было приятно читать, но после прочтения возникли вопросы.
Удачи.
     21:47 21.06.2021 (1)
Спасибо Вам огромное!
Постараюсь ответить последовательно.
По поводу запятой. Вы об этом предложении говорите: А для себя просто так ты пишешь стихи? – вдруг спросил я, и сразу понял, какую глупость сморозил.
Но в этом случае оно оформлено по схеме "П?" – а. Если стоит вопросительный или восклицат. знак то запятая не нужна. http://gramota.ru/class/coach/punct/45_192

По поводу второго. Спасибо огромное. Тут Вы совершенно правы. Я поправила. В дом герои не входили. Двинулись не в дом, а к дому. Разговор происходил на небольшом пространстве у подъезда.

И третье. Возможно, Вы правы. 
Мне иногда нравится этот  прием - сведение до резкой, почти абсолютной лаконичности. Как падение с высоты. Словно  в театре (а я все же проработала 12 лет в театре именно осветителем) - вначале сцена расцвечена всевозможными осветительными приборами с цветными фильтрами- рампой, софитами, колосниками. Сияет и переливается как витраж. А потом по ходу действия или постепенно или резко гасятся все цветные огни  и остается один или два простых и резких, как свет дежурной лампочки. Или же иногда только одна свеча. И все. Графическая четкость изображения. Эффект при этом достигается довольно сильный.
 Я не очень хотела акцентировать внимание на деталях в конце.   Строила рассказ по принципу или подобной театральной постановки или музыкального произведения - вначале аккордное звучание и полный цветной свет (те самое дотошное внимание к деталям, в финале - резкая вырубка. Чтобы внимание было сконцентрировано только на последних словах - "можно ли отстроить такой храм в пустыне, где было бы легко и хорошо и Богу, и человеку?"
Ну, как-то так.
Если есть еще вопросы, пожалуйста, напишите. С удовольствием постараюсь ответить.
И Спасибо Вам еще раз!
     23:03 21.06.2021 (1)
2
По поводу запятых спорить не буду, но мне пришлось это предложение два раза прочитать, чтобы понять смысл.
Удачи!
     23:45 21.06.2021 (1)
1
А!!!!!!
Поняла!
Это не в оформлении прямой речи, это другое.
Ой, спасибо Вам, сейчас поправлю.
А для себя, просто так, ты пишешь стихи?
Вот так надо выделить запятыми.
Спасибо огромное.

     00:00 22.06.2021
2
     10:45 21.06.2021 (1)
1
По настоящему несчастный человек обычно  прячется под  маской.
     21:48 21.06.2021 (1)
1
Возможно, Валентин Иванович.
Или бережет себя.

Спасибо Вам, дорогой.
     23:16 21.06.2021
     20:46 14.06.2021 (1)
1
Тяжело жить под маской, которую себе сам придумал. И вообще, плохо быть не самим собой, а играть какой-то образ, и любоваться этим как бы со стороны.
     22:00 14.06.2021
Верно. Но некоторым эта маска заменяет лицо. Срастается с ним и отдирается с кровью...
Спасибо Вам!
     08:14 14.06.2021 (1)
1
Характер выписан мастерски, но остается горечь от ощущения, что такие Оскары сами в себе убивают жизнь - ее течение.
Знаю таких людей.
Глядя на них, хорошо понимаешь, что нет хуже врага для человека, чем он сам для себя.
Ты, Ляман, конечно же,  непревзойденный мастер описания!

     14:14 14.06.2021 (1)
1
Спасибо, дорогая.
Да, такие люди есть, их немало, и только Всемогущему Богу известно, какую хрупкость души они прячут за внешним цинизмом и насмешками.
Как говорится, всяк своему нраву служит...
Видно, такие люди как Оскары не могут по другому.
Ни одна звезда не отклоняется от своего пути, как бы ей этого не хотелось, как бы не "наступала она на горло собственной песне".
     14:20 14.06.2021 (1)
1
Здравствуй, Лямаша!
Скорей всего, это поверженные воины близкими людьми.
Именно в этих горьких случаях, человеку сложнее всего вновь подняться  без чьей-то помощи, как у моего героя в "Прививке от неверия".
Это так правильно, что ты об этом пишешь.
Кому -то непременно это поможет получить маленький  толчок к осмыслению, которого так иногда не хватает, чтобы подняться над болью.
     14:26 14.06.2021 (1)
1
Спасибо, дорогая!
Тяжела дорога  к Храму, но, если она не ведет к нему, то зачем нужна вообще?..




поверженные воины близкими людьми.

Верно сказано...

Чужой промахнется, а свой в своего всегда попадет.
     14:31 14.06.2021 (1)
1
Мне припомнилась притча:
Если вы верите в бога, но окажется, что его нет, то вы ничего не теряете.
Если вы не верите в бога, но окажется, что он есть, то вы теряет всё.



     15:57 14.06.2021
1
Мудро!
Реклама