«…станешь взрослым. Будешь видеть и слышать как они, а значит ничего не увидишь и не услышишь.» Туве Янссон.
Лето. Выходим с внуком Павликом, семи лет, на детскую площадку. Присаживаюсь на скамейку в тени, достаю книгу, приготавливаюсь читать. Метрах в четырех от меня детский «грибок» со столиком и высоким деревянным бордюрчиком. Там уже играют две девчушки шестилетки. Между детьми завязывается беседа. Убеждаюсь, что мой Павлик и его новые знакомые в безопасности, погружаюсь в чтение, не теряя из виду детей. А ребятишки затеяли игру в «кафе». Павлик берет инициативу в свои мужские руки, - он теперь хозяин данного заведения с двумя помощницами. На бордюрчике-«витрине» стали появляться листики-тарелочки, наполненные песком, украшенные травинками и цветочками. По всей видимости, это бутерброды, салаты, пирожки и прочая снедь. Павлик готовит из сырья, что добывают девчонки. Дети увлеклись игрой, - перекликаются, обсуждают меню, цены на свои изделия. «Хозяин» придорожного кафе подбадривает девчонок:
-Официанточки, нам надо все успеть, скоро посетители будут!
Девчонки отвечают звонкими голосами, суетятся, наводят порядок. И не остаются незамеченными. Через какое-то время к ним подъезжают два велосипедиста - мальчики лет по десять. Они спрашивают:
-Что это тут у вас?
«Официантки» наперебой расхваливают свои изделия и предлагают попробовать. Внук изо всех сил трудится на «кухне» - стучит «ножом»-палочкой по подставке, «нарезает» продукты. Ребята хоть и постарше, но принимают правила игры. Уточняют, что и почём. «Покупают», то есть выбирают бутерброды, салат, «расплачиваются» листиками подорожника. Хозяин выдает еще и чек. Всё законно. Сделка состоялась. Все довольны, кафе начинает приносить доход,- игра становится еще интересней.
Подъезжает на самокате другой посетитель. Не намного старше моего Павлика. Такого мальчика трудно не заметить. Одет в униформу цвета хаки - все новое с иголочки. Пухлый с красными щечками и уже с животиком, туго стянутым кожаным ремнем. Самокат новый, цвета камуфляжа. Множество разноцветных значков украшают его грудь. Брючки с накладными карманами, рукава, так и хочется сказать гимнастерки, закатаны, на голове пробковый шлем.
(Я определила его как «скаута».)
Скаут пристально всматривается в суету вокруг грибка. Тот же вопрос, что и у предыдущих посетителей:
-Что это тут у вас?
Официантки рассказали о своей продукции, предложили «попробовать» и обязательно купить. Мальчик надувает щеки, исподлобья рассматривает изделия и выдает:
-А я у вас сейчас тАк заберу!
Сотрудники кафе вместе с хозяином застыли в недоумении. Одна из девочек все же пытается объяснить, что надо покупать:
-Деньги есть?
-Я заберу! - и этот Мальчиш-Плохиш попытался схватить бутерброд.
Да не тут-то было! Официанточки вместе с хозяином, раскинув руки, телами накрыли свою продукцию. Скаут пытается пробиться к бутербродам, действуя локтями, но ему мешает самокат, с которым он не желает расстаться. Девчонки ногами отпихивают назойливого посетителя. На всю детскую площадку поднялся крик и гам, как в стае скандальных воробьев! Я закрываю книгу, возможно, придется вмешаться, чтоб не началась потасовка. Скаут осознает, что терпит поражение в неравном бою. Отъезжает на безопасное расстояние, но уступать не собирается:
-А чё это вы тут раскомандовались? Кто вам разрешил своими пирожками торговать, а?
-Иди отсюда! – кричат наперебой хозяева «грибка»-кафе, раскрасневшиеся и растрепанные.
Самое интересное, что и скаут уже весь в игре! Грозит кулаком:
-А я на вас в налоговую заявлю! Сейчас приду с полицией, пусть проверят! И вас закроют. Вы не можете торговать, где хотите.
Ну, надо же мальчишке оправдать статусность своего серьезного костюма. В ответ дружный трехголосный хор:
-Давай, катись колбаской!
И это еще не конец деятельности кафе под грибком. Я уже и забыла про свое чтиво. Какое там чтиво, - вот она, жизнь, - кипит и влечет.
Опять появляются два первых посетителя:
-Что тут у вас?
-Вот, он…а мы…а он!..
Звучит не очень складно, но дети понимают друг друга. Велосипедисты рассматривают новый товар, который девчонки после битвы приводят в порядок, опять «покупают» и, немного подумав, предлагают:
-Мы вас охранять будем!
И уезжают. Эдакие «робингуды». Они ж все равно купили, не забрали изделия в счет своего покровительства.
Скаут осознает, тактику надо менять. Напряженно соображает. Играть-то хочется. Но другому общению со сверстниками никто и не научил. И мальчишка сам, в конце концов, находит мудрое решение. Предлагает:
-А я вам тогда лимонад поставлять буду.
Все соглашаются, дружно решают, что лимонад любят все. Новый сотрудник отправляется налаживать поставку напитков.
Я смотрела на эту сцену и думала: вот наша жизнь, наши социальные слои, взаимоотношения. Здесь и труженики общепита, и налоговая с полицией у кормушки, и «крыша» вовремя подоспела.
Нам, взрослым, надо учиться у детей. «Крыша» защищает, но бутерброды покупает. Грозный скаут, позавидовав деятельности кафе, решил, что лучше быть поставщиком сладкого лимонада и приобрести новых друзей, чем продолжать войну. ( Марта ВохеЧ) 05.05.2021. Краснодар.
|