Произведение «Путешествуй пока молодой. В Тбилиси»
Тематика: Рассказ

Путешествуй пока молодой. В Тбилиси

Прошел год. Наступило время очередного отпуска. Я  приобрела авиабилеты в Тбилиси и мы с сыном направились в путешествие по Грузии.

Подруга Тамара встречала нас на аэродроме, который расположился на небольшой высокогорной площадке за городом. Мы доехали до города и пересели на метро. Выйдя на надземной площадке станции Дидубе,  мы оказались на конечной остановке.

– Я живу здесь недалеко, сейчас пройдем станкостроительный завод, всесоюзного значения, где я работаю, –  сказала Тамара.
          – А вот и Авчальское шоссе, мой дом недалеко,
– продолжила подруга. Мы обошли дом и с задней стороны по скрипучей деревянной лестнице поднялись на третий этаж. Дом был старой постройки, каменный.
          –  Наш дом давно в очереди на переселение, но когда это будет – неизвестно, –  пояснила подруга.
          По длинному коридору мы прошли в однокомнатную квартиру. Из распахнутого окна доносился шум мчащихся машин по шоссе.

После дороги мы прошли в каменную душевую кабину, предназначенную для мытья жильцов этого этажа. Свет был тусклый и было необычно от этого. За перегородкой находилась общая кухня, где на газовых печках женщины готовили еду. Поздоровавшись, Тамара познакомила  меня с жильцами, находившимися в кухне.

После состоялся обед, за которым Тамара угощала нас блюдами из грузинской кухни –  сациви, лобио, которые после дома я готовила, чтоб удивить своих гостей.

Вечером мы пошли в кинотеатр. Так за разговорами прошел первый день прибытия в Тбилиси. На другой день, а это была суббота, мы поехали в Гори, на родину И.В. Сталина. Видно, что здесь чтят и помнят вождя. На многих машинах приклеены его портреты.

Сначала мы зашли в музей, где увидели экспонаты об участии грузинского народа в Великой Отечественной войне. Недалеко от музея  расположилось двухэтажное здание музея И.В. Сталина. Перед зданием находился небольшой домик, крытый соломой, с куполом над ним. Был сохранен дом, где родился вождь и где жила его семья. В торце здания расположился зеленый, бронированный вагон, на котором И.Сталин ездил на Тегеранскую конференцию со странами коалиции. В музее мы познакомились с многими фактами из жизни вождя, предметами, которые окружали его. Была трубка, которую он курил и посмертная маска.Выйдя из музея, мы подошли поближе к вагону, а сзади музея и вагона находились развалины древней крепости 14 века.

Возвращаясь домой, Тамара показала мужской монастырь, о котором писал М.Лермонтов в поэме «Мцыри».
          «Однажды русский генерал
            Из гор к Тифлиси подъезжал», - вспомнились мне строки знаменитой поэмы.

На другой день мы поехали в зоопарк, где увидели животных, обитающих в Грузии, а также и других обитателей – тигров, львов…

Тамара была интересным собеседником и многое нам рассказывала.
            После зоопарка на метро  поехали в старинную часть города, где  расположились ажурные, деревянные строения, украшенные красивыми резными обналичниками. Это памятники старины, –  сказала подруга.
            По мосту мы прошли через реку Кура  с мутно – желтыми водами к памятнику королю Вахтангу Горгосали, основателю города Тбилиси, обнаружевшему теплые источники, установленному в 1970году.  Тбилиси переводится как теплый город.

Мы зашли в каменное строение, в котором расположился храм Метехи. Раньше, в дореволюционные годы здесь  находилась тюрьма, из которой бежал Камо.

Купив билеты до города Ткварчели, мы поехали к родственникам по военно-грузинской дороге. Порой становилось страшно, когда проезжали по ущельям с отвесными скалами, а далеко внизу шумели речки, на одной из которых стояла электростанция. К концу дня мы приехали в Ткварчели, где на такси добрались до станции Квизань. Городок этот маленький, лежал в небольшой долине, окруженный горами с белыми шапками снега. Здесь добывали уголь.
              Тётушка Матрена и её муж Гриша очень обрадовались нашему приезду, угостили свойским домашним вином, познакомили с сыном – инвалидом, за которым они ухаживали. Мы долго разговаривали о папе, нашей и их семье. Эти разговоры продолжились и на другой день,  посетили  на местную достопримечательность – рынок.  От железнодорожной станцию, в  составе из нескольких вагончиков съездили в Сухум, где покупались в Черном море и пожили у других родственников. В подарок тетушка дала нам трехлитровый баллон инжирового варенья. Очень вкусным оказалось это варенье! А в пятницу мы вернулись в Тбилиси.

На следующий день мы с подругой поехали в город, где у нас была запланирована экскурсия на гору Мтацминда, где находится пантеон захоронений знаменитых людей Грузии. На фуникулёре, в вагончике по канатной дороге  поднялись на смотровую площадку, откуда открылся прекрасный вид на зеленый  город, густо застроенный зданиями с белыми и красными крышами, переливающий всеми цветами радуги на солнце. Мы посмотрели могилу А.С.Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе, матери И.Сталина – Екатерины Джугашвили, поэтов и писателей, актеров, дипломатов  и других знаменитостей. А спустились уже  в трамвайном вагончике. Погуляв по городу, мы вернулись домой.

В воскресенье мы поехали на Тбилисское море, где купались и загорали на пляже.
              В понедельник мы с сыном поехали на вокзал, чтобы купить билеты на обратный путь до Ростова. Нам пришлось простоять в очереди целый день. И всегда находись люди, которые пролезали к кассе без очереди, не обращая внимания на возражения очередных, что-то говорили на своём языке, но мы терпеливо стояли в очереди. А на другой день, мы сами с сыном, уже хорошо ориентируясь,  гуляли по городу, пройдя от площади Руставели значительное расстояние, поскольку подруга была на работе.

В среду полные новых впечатлений о Грузии, о гостеприимном городе и народе, мы выехали домой.
              Через несколько лет, подруга приезжала в командировку в Ростов и заезжала  к нам. Мы смогли ей показать наши достопримечательности – угольные копи и шахты. Ещё несколько лет мы переписывались с подругой, а потом в связи с отделением республик, связь прервалась. Однажды, знакомые ехали в Тбилиси и я передала Тамаре письмо. В ответе она написала, что жить трудно, квартиру не получила, диплом свой забросила и села за швейную машинку…

11:42 12.06.2022 (1)
Грузины говорят Тбилисо!
Щас песню найду про Тбилисо.
     17:55 15.06.2022
Спасибо, Светлана, за песню!
     08:40 01.04.2022 (1)
Интересные впечатления. Когда состоялось это путешествие?
     12:02 01.04.2022 (1)
То же, тогда, в 80-е годы. Сейчас нас уже там не принимают
и связи нарушились. Но вот, читала в Аргументах и фактах статью
Г.Зотова, он везде путешествует, он там был и простые люди сожалеют,
что русских туристов не стало.
     12:07 01.04.2022
Я в 1973 году летом  была с родителями в Абхазии, в Гантиади. Это недалеко от Гагры. До сих пор помню, как нас душевно принимали. А папин двоюродный брат был женат на грузинке.  Папе привозил с Грузии чачу.
     23:36 21.02.2022 (1)
На Авчальском шоссе г.Тбилиси располагалось Производственное объединение, в котором я проработал четырнадцать лет...
     18:03 25.02.2022 (1)
Интересно,Владимир! А подруга работала на станкостроительном заводе, вы наверное, тоже там проходили...
     16:10 04.03.2022
Разумеется, по пути к метро. Этот завод был от нас в паре километров.
     22:24 25.02.2022
Аня, читая, попутешествовала вместе с тобой, испытав приятные эмоции. Невольно вспомнила свою поездку в Грузию. Может, тоже когда-то напишу об этом.
     02:05 20.02.2022 (1)
Позволю себе прокомментировать:
Не знаю о каком аэродроме была речь, но аэропорт Тбилиси находится примерно на уровне города, то есть не высокогорный. И площадка там не "небольшая".
Ещё момент (чисто по тексту): "Недалеко от музея  расположилось двухэтажное здание музея И.В. Сталина".  Получается недалеко от музей был музей. Тавтология. В этом абзаце сократить бы количество слов "музей".
Далее. Тбилиси переводится как: "Тёплый источник", а не "тёплый город". "Тбили" - тёплый, "иси" - источник.

А вообще - всё точно. Вплоть до маршрутов. И огромные очереди за билетами - хорошо узнаваемая картина.
Спасибо Вам за ностальгические картины!
     18:03 25.02.2022
Спасибо, замечания учту. Но как-то по другому не смогла выразить.
     10:18 01.12.2021 (1)
Есть такой жанр - путевые заметки. А тут путешествие не только в пространстве, но и во времени. Я так и подумала, а потом в комментариях прочитала, что это давно было. Я тоже была в Тбилиси примерно в это время, правда, только один день.
Хорошие, теплые воспоминания.
     12:53 01.12.2021 (1)
Спасибо! Сейчас уже и не попутешествуешь. Года не те, да и время не то, и я читала в заметке Г.Зотова в Аргументах и фактах, что многое изменилось в Грузии и нас не так встречают. Даже В.Повзнера не так приняли в прошлом году на его день рождения.
     02:08 20.02.2022
Россиян, в принципе, хорошо встречают. Россияне, как-никак, деньги в республику везут.
А с Познером особая история приключилась.
     14:14 22.10.2021 (1)
А я и не знала, что есть такое - Тбилисское море. Думала, что ближайший город, где в Грузии есть море - это  Батуми.
Нравится мне, как ты пишешь, Аннушка. У тебя получаются повествования из серии "Ни прибавить, ни убавить". Пишешь настолько просто, что эта простота захватывает.
Мне про Тбилиси одна очень хорошая знакомая рассказывала. Как там красиво и здорово. А Валечка  Аситашвили, зная мою привязанность к фотографии, прислала целый ворох снимков. Судя по тому, что на них изображено, город действительно очень красивый.
     15:48 22.10.2021
Спасибо, Магдалинушка! Твои комментарии для меня очень важны!
     16:24 17.10.2021 (1)
Какая прекрасная зарисовка,Аня.Спасибо за экскурс по Тбилиси.
     18:27 17.10.2021
Спасибо, Танюша!
     16:37 06.10.2021 (1)
А я, вот, ни разу не был в Грузии.  Грустно...
Привет, Аня!
     17:44 06.10.2021
А я в Питере не была...
ВСЕГО ДОБРОГО!
     08:28 04.10.2021 (1)
Целая литературная экскурсия по Грузии!!!
Очень понравилось!!!
     11:14 04.10.2021
Сережа, Спасибо! Рада, что понравилось!