Произведение «БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 16.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 164 +5
Дата:

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 16.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 16.

Ученик.

Мне не очень понятен вопрос Арджуны в ст. 1 гл. 5. Почему Арджуна считает, что Бог Кришна направляет его по пути отречения от деятельности. Ведь, понятно, что Бог Кришна призывает его к карма-йоге, сражаться, не привязываясь к плодам, результату сражения.

Бог.

Вообще, Арджуна еще не уяснил себе, что путь, провозглашаемый в ст. 41 и в ст. 42 гл. 4,  есть, по сути, один путь, посчитав, что в ст. 41 Бог провозглашает  карма-йогу, а в ст. 42 гл. 4 просто путь йога, деятельность в отречении, не имеющий отношение к фактической деятельности.
Карма-йога – более конкретный путь, четко провозглашающий, что требуется от так идущего преданного, а именно, отказ от плодов деятельности, зная, Кому они изначально принадлежат и Кто ими распоряжается. А вот путь йоги, отречения, также выводит на карма-йогу, но вначале во главу угла ставит отречение от деятельности во всей ее совокупности, не утомляя себя деталями и совершенными знаниями, однако, посвящая всю деятельность также Богу Кришне, ибо йога – это связующий процесс с Богом и без этого не обойтись. Можно или просто мысленно встать на путь отречения или можно проговорить в себе суть отречения, назвав конкретно, отчего и почему: отречение от плодов, т.к. все изначально принадлежит Богу Кришне. Однако, отречение, путь йоги в те времена еще трактовалось, как полное, физическое устранение от работы, уединение и практикование йоги в безлюдных местах, поддерживая тело милостыней. Находясь под влиянием таких практик, которые были распространены, Арджуна не совсем понял, к чему его призывал Бог Кришна (ст. 1 гл. 5). Вообще на тот период понятие отречения бытовало, было распространено, но что именно оно подразумевало… Это требовало также Божественного разъяснения, достаточно точного, ибо люди должны были начинать идти в этом направлении. Об отречении Бог Кришна Говорит Арджуне в ст. 2-3 гл. 5:

2.Шри Бхагаван Сказал.
И отрешенный образ жизни, и путь карма-йоги не освобождают руки. Но из двух преданное служение карма-йога выше, чем отрешение от деятельности.

3.Необходимо знать, что тот считается в истинном отречении, кто не ненавидит и ничего не желает. Непременно свободный от двойственности, он, о, Сильнорукий, счастливо освобождается от оков (материального мира).



Такое отречение считается полным, достигнутым только практикой преданного служения, ибо оно требует проявления себя во всех направлениях. Человек более не может  ненавидеть, гневаться, проявлять неразумные эгоистические желания. А значит, и равнодушен к внешним объектам, наслаждающим чувства. У него развивается духовный вкус, духовные устремления. Он все контролирует умом, но и этот процесс доходит до автоматизма. Мгновенно он понимает, что можно, а что нельзя, уже не столько управляя одухотворенными чувствами, сколько следуя за ними, ибо они предоставлены всецело на Управление Богу. Он равен к любым проявлениям двойственности материального мира, преодолел три гунны материальной природы. Такой человек воистину отрешен, ведет отрешенный образ жизни, находясь в гуще всех событий и никак не устраняясь от фактического исполнения работы, любой деятельности. Но и работу выполняет в состоянии отрешения. Но карма-йога выше тем, что, привлекая к работе в отрешении, никогда не забывает свою конечную цель – достижение Всевышнего. В процессе работы человек не столько понимает себя отрешенным, сколько служащим Богу Кришне и Богу все посвящающим, начиная с плодов любой своей деятельности. Как бы он ни воспринимал отрешенность, она не отводит от работы, а делает ее средством достижения Всевышнего, достаточно действенным, абсолютным, выводящим на связь с Богом Кришной постоянно, при любых условиях, в любой деятельности, независимо, работаешь ли ты в условиях дома или на той работе, за которую получаешь материальное вознаграждение. Главное – любое дело посвящать только Богу, в этом направлении следует развить свой мыслительный процесс, сделав этот путь необратимым, а состояние – неотъемлемым (ст. 2-3 гл. 5).

И еще. Надо знать, что преданное служение никогда не может считаться полным, если  в нем не присутствует карма-йога. Этот путь  в настоящий период не распространен среди преданных Бога Кришны, есть величайшее упущение всех духовных учителей, которые, по сути, игнорируют Слова Бога касательно этого направления духовной практики. Воспевая преданное служение, они не разъясняют, как быть человеку, который, всем сердцем желая служить Богу Кришне, не может, однако, жить в храме, не может служить Богу и в домашних условиях по самым разным причинам. В лучшем случае такое служение сводится к приготовлению прасада и проведению арати, Богослужения с воспеванием имен Бога, поклонением духовным учителям, подношением Божествам огня, лепестков туласи и прочих ритуалов, которые отнюдь не могут быть достаточно эффективными (в современном мире все это Богом запрещено, а преданные, так поклоняющиеся Богу Кришне, провозглашены преданными староверами) и не дают человеку тот уровень духовного самосознания, с которым можно оставить материальный план.

Но иначе дело обстоит с карма-йогой. Но идти по этому пути в условиях современного материального мира непросто. Нужны духовные наставники, необходима и разъясняющая духовная литература, т.е. изучение Нового Святого Писания. Поэтому, Сам Бог настоятельно рекомендует всем желающим и готовым служить Богу Кришне, Высочайшему Творцу, Абсолютной Истине, Тому, от Кого все исходит изначально, таким людям непременно следует направить свои усилия на карма-йогу, единственную духовную практику, которая возможна в этом мире, ибо другого, более действенного пути достижения Всевышнего в этом мире  нет и не будет. Только посвящение Богу Кришне всех плодов своей деятельности, только постоянная медитация на Бога в любых материальных условиях, только отказ от плодов любой своей деятельности, только путь отрешения могут привести к Богу Кришне.

И снова. Никогда Бог так настоятельно не требовал от человека именно этот путь, именно такой духовной практики. Но материальный мир погряз в высочайшей греховности и непостижимо, невозможно вырваться из его пут. И это грозит всему человечеству величайшими потрясениями. Только разумные люди, хорошо понимающие нависшую опасность, те, кто не желает более страдать, они  непременно должны предаться Богу, следовать указанному пути, не жалея сил, времени, изучая Святые Писания, переданные на Землю Самим Богом через Наталию и практикуя карма-йогу, единственно возможный путь, устремляющий к Богу, который может завершить круг сансары.


Ученик.

О, Всевышний, будь Милостив, разъясни, почему не следует считать путь постижения духовных знаний и путь йоги (преданного служения) как отличные пути (ст. 4 гл. 5). И почему, устремляясь одним путем, достигаешь результаты обоих (ст. 5 гл. 5)?

БОГ:

Пойми, Бог Кришна направляет по пути преданного служения только тех людей, которые своими качествами для этого подходят, кто достаточно Управляем Богом и следует Указаниям Бога в себе. Но путь каждого человека уникален, во многом зависит и от кармы человека, от его духовных устремлений и в прошлых рождениях.  Одних Бог начинает вести сначала строго через духовные знания и далее понуждает, давая непреодолимое желание, эти знания опробовать через духовную практику, преданное служение. Другие Волею Бога начинают свой духовный путь преимущественно с преданного служения и испытывают при этом потребность осознать свой путь через изучение Святых Писаний. Такие люди уже сделали свой выбор. Устремление к духовному совершенству у них доминирует уже над материальными привязанностями. Они, становясь  на любой здесь рассматриваемый путь, со временем переходят на рельсы обоих и пожинают плоды обоих направлений, которые в совокупности есть один путь, где неотъемлемы духовные знания и духовная практика (ст. 4-5 гл. 5). Т.е. оба пути ведут к отрешенному образу жизни, когда человек через совершенные духовные знания и духовную практику все посвящает только Богу Кришне.

И еще. Надо знать, что совершенные духовные знания являются не только предметом их изучения, но и объявлены Богом, как само преданное служение. Как только человек берет в руки Святые Писания, как только сосредотачивает свое внимание на Слове Бога, тотчас он хочет или нет, но входит в контакт с Богом. Это очень существенное замечание и его следует каждому иметь ввиду. Но если человек мыслью входит в Бога, он, непременно, тотчас получает от Бога разъяснения, получает и желание постичь эти знания, а также, со временем Бог дает и в некотором роде потребность идти дальше, т.е. начать духовную практику.

Но и это не все. Человек устремляется и выполнять те предписания, которые рекомендует Бог, ограничивая себя в наслаждениях, начиная вести аскетический образ жизни, желая почувствовать в себе Бога.  Таким образом, человек, непременно, желает духовно развиваться, испытывает в этом потребность, изыскивает возможности, чтобы общаться с преданными Бога, так входя с ними в контакт, так усиливая свою веру, незаметно шаг за шагом входя поэтапно в преданное служение и получая от Бога небольшие свидетельства, что делает путь человека необратимым.

Поэтому, непременно, следует начинать изучать Святые Писания, понимать, что это высочайшее послание Бога, что другого пути для живого существа нет и не может быть. Надо всегда в этом направлении стараться, поскольку это путь и выхода из материального мира, из круговорота рождений и смертей. Иначе, человек все более и более погрязает в последствиях своей греховной деятельности, превращая свою жизнь в ад, где нет и не может быть ни счастья, ни радости, ни смысла, ни цели, ибо любое другое понимание ведет к уничтожению, к страданиям, к смерти и снова к рождению, делая человека задолжником материальных цепей.


Ученик.

О, Всевышний, но может ли быть отрешенный образ жизни без связующего процесса? ( ст. 6 гл. 5).

БОГ:

Никогда. Во имя чего отрекаться, если не ради Всевышнего? Ведь, связующий процесс есть, фактически, практика преданного служения, имеющая конечной целью достижение Бога. Если человек решил пойти по пути отрешения без связующего процесса, то… для чего? Какую мысль, какую причину он берет за основу, на что в себе смотрит? На что в себе опирается? На какие знания? Без Бога любая причина тленная, а отречение – временное. В чем суть и цель такого отрешения? Оно бессмысленно. Бог может показать это направление. Но покажет и тупик. Сам Бог такого отрекающегося и кормить не будет. Если не ради Бога, то и ни ради кого. Иди и работай. И посмотрим, что даст тебе такое отрешение. Одну печаль. Так что, Бог не поддержит. И вернется такой мудрец во круги своя.

И понятно, что человек, идущий по пути отрешения ради Бога, посвящая все Богу, будет благословлен Богом и в своей мере достигнет Верховный Брахман,  Самого Бога. В этом не может быть сомнений ( ст.6 гл. 5). О качествах такого человека сказано в ст. 7 гл. 5. Так идущий человек действительно очищает свое существование, непременно контролируя ум и чувства, милосерден, аскетичен, достигает успех в работе тем,

Реклама
Реклама