Произведение «Куда делась русская литература? »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 182 +1
Дата:

Куда делась русская литература?

Раньше идеологический РУПОР худо-бедно, но заменял рупор художественный. Сейчас никаких рупоров нет, поэтому народ сам по себе, литература сама по себе. Вкусу в литературе никто не обучает. Никто не говорит, где графоман, где гений. Народ в массе своей мало в чем разбирается. Действует принцип рекламы: кого похвалили, того и читаем.
Любая идеология - это неизбежное насилие одного мировоззрения над другим. Идеи коммунизма дискредитировали себя. Сейчас у нас безидеологическое общество. И новая идеология не нужна. Народ ею сыт по горло. А приводить в пример Гайдара вообще некорректно: известно, что на совести этого писателя несколько тысяч убиенных русских людей. Так что обойдемся без новой кровавых идеологии. А жить хорошо, но не пошло, это нормальное стремление человека. Что касается упадка литературы, как части культуры, то здесь действуют разные силы.
1. Как вы сказали, нет идеологии. Правильно. Раньше выходит роман, "Остров Крым" или "Чонкин", и все их взахлеб читали, потому что читать было нечего. Конечно, приведенные примеры - это не большая литература, но она характерна для того времени. Общество само себя программировало на такое единообразие.
2. Настало время капитализма, и издательства стали частными. А капитализм, как известно, стремится к обогащению. Рынок до селе выглядевший, как тонкий ручеек, превратился в безбрежное море. Все стали равными. Некоторые даже равнее. Не будем тыкать пальцами, мы их знаем. Рынок наполнился мгновенно. Стал ли он от этого лучше? Нет. По качеству каким был таким и остался, только разлился по края. С одной стороны, мы получили огромнейшее разнообразие, а с другой - гениев так и не появилось. Причин несколько:
1. одним или десятком гениев издатель сыт не будет, для издателей нужен поток литературного хлама, чтобы есть хлеб с маслом.
2. внутри литературного мира идет борьба между посредственностью и гениями. Первых - толпы, вторых - единицы. Получилось, что гении никому не нужны, они вредны, ибо заставляют взглянуть на себя со стороны и увидеть, что ты, в общем-то, графоман, а не писатель.
3. клановость литературного и издательского мира, наличие в их среде либерального лобби, купленного известно кем.
4. литературный мир заполнился графоманскими книгами. Читатели не дураки и отреагировали адекватно - перестали покупать хлам.
5. у издателей не хватает мозгов на выработку новой стратегии. Они по инерции продолжают работать на старых принципах: получить как можно больше прибыли. Больше их ничего не волнует.
6. появился новый вид литературы - электронной. НО... условия там такие же, как и бумажной сфере: авторам платят гроши. Печатают всех подряд. Налицо информационная ПЕРЕГРУЗКА.
Выход. Если русский народ желает остаться единой нацией, а литература - это кровь народа, то нужно создавать ГОСУДАРСТВЕННЫЕ издательства (с соответствующей литературной политикой), которые должны изменить ситуацию. "Вот ведь как просто", - сказал Лев Толстой.
Вы можете, конечно, горячо возражать, но это будут ЧАСТНОСТИ. Принцип всегда один: с капиталом надо бороться капиталом.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     01:03 04.12.2021 (1)
Всё как бы верно. Но. 

А кто там будет "рулить", в этих государственных издательствах? Даже государственными театрами, лит. изданиями (типа Литературки) рулят непоймикто. Всё дело в людях. А не в частных издательствах. Хотя на частные издательства больше действует жажда наживы и заморские гранты.

А так-то... Сделать бы, как в 30е годы. Всех собрать под одну крышу, закрыть на фиг все эти грибницы новоделов в виде всех этих  "союзовписателей"), как клубы по интересам. СП должен быть один, государственный, с филиалами. И все под присмотром. И нет голодных и бездомных. И от каждого - по способностям. Ну а там уже, в процессе селекции, видно будет кто гений, кто мастер, кто подмастерье, кто просто для массовки в "богеме". Но кормить всех чтоб не так активно поедали собратьев.

Насчет борьбы посредственностей с гениями - так ведь это было всегда. В 30х более-менее защищены были талантливые люди. Но все равно время от времени всю серую свору выпускали - и тогда были процессы (типа "против формализма"- 1948 г) и др., и посадки по доносам и подставам (Заболоцкий, например)... Травили и Ахматову, и Зощенко, Мандельштама и др. - и не Сталин это делал, а те кто недолюбливал, завидовал и т.д.
Это - вечная тема. 
Не зависит от экономического строя/политического режима. Просто разреши - и сожрут, запрети - будут на цырлах ходить. Всё зависит, как это ни печально - от духовного состояния социума. И каждого человека.

А вот что касается реального состояния литературы - с ней всё в порядке. И с читателями. Просто их нет в поле официально признанных междусобойчиков. И это, скорее, даже хорошо. Знал несколько хороших поэтов, которые после случайных или не случайных премий - либо совсем перестали писать, либо стали писать очень слабо. Испортились. Хочешь заткнуть поэта - признай его, и дай премию. Как-то так. А поэтов не так мало - прекрасных поэтов. Прозаики есть - но меньше. Проза - это тяжелый физический труд. К тому же сеть... люди разучились читать тексты, длиннее чем пост в бложике, и сложнее, чем комиксы.
     03:57 04.12.2021 (1)
Я что, сказал "закрыть"? Я не говорил "закрыть". Это вы нафантазировали. А люди с иными взглядами на литературу найдутся. Вот  и всё!
Насчет прозы. Да, кто-то из критиков написал, что хороших прозаиков в России не больше 10-15 человек.
Всё равно надо делать так, чтобы этот поток графомании не являлся основным средством выражения современной литературы.
     04:18 04.12.2021 (1)
Не понял. Что и кто нафантазировал?
Вы видимо не совсем внимательно прочли комментарий. Я всего лишь обозначил свое отношение к этим липовым "союзамписателей", коих развелось как грибов. Или это нельзя делать - иметь свою точку зрения на эти кружки по интересам?

Было бы странно если бы все имели одни и те же взгляды на литературу. И не было бы иных взглядов. В 30х годах даже такого не было и близко (все были разные, и далеко не идеальные, и как-то устаканивали все эти противоречия между людьми).

А чем вам графоманы мешают? Вы как представляете себе литературный процесс? Сижу я один на вершине горы? Без графоманов нет литературы - она как гумус, и много еще чего полезного, если мыслить в масштабе литературы, а не своего места в литературе. У хорошего писателя всегда есть свое место. 
 
Литература всегда выражала себя потоком графомании.  Мы все графоманы. И Вы, и я. Одни более талантливые, вторые - менее талантливые. А вот бороться со слабыми авторами - это не здоровое занятие. Мягко говоря, культурно выражаясь.
Хорошему писателю не мешает никто. А посредственность - берется всем рассказывать какие все вокруг графоманы. Запретить их))
Скушно, товарищ земляк. Скушно.

Ладно. Нет желания спорить с Вами о чем-то.
Да и нет смысла вообще в этих псевдолитературных дискуссиях ни о чем.
     04:23 04.12.2021
Понял ваш намёк.
Удачи.
     21:07 10.11.2021 (1)
Лучше спросили бы, что делать с русской литературой? А не куда она делась.
Ибо за последние десятилетия опубликовано столько талантливых произведений отечественных писателей, что просто времени не хватает, чтоб прочитать всё!
     21:46 10.11.2021
С вами никто не спорит, кроме градации. Всё познается в сравнении, ибо если нет образца, то за него принимают любую тень, даже не очень талантливую. Вот вам и выхолащивание литературы или подмена качества. Кому это выгодно? Разумеется только издателям, потому что они любят Турцию и Мальдивы. :) А насчет того, что делать, там дан рецепт. Вы не прочитали?
Удачи!
     19:16 10.11.2021 (1)
1
Михаил, чтобы ответить на Ваш вопрос надо просто читать.
Мы мало читаем, а беремся судить Есть русская литература или нет.
До 17 года в 20 века тоже не было ГОСУДАРСТВЕННЫХ издательств, но были Толстой, Чехов, Бунин.
Так что нам надо просто писать.
     20:28 10.11.2021 (1)
1
Леонид, с тех пор прошло больше ста лет. Ситуация ИНАЯ, вы не находите? ИНАЯ. Так что вы зря меня упрекаете. А писать? Пожалуйста: я пишу с 25 лет каждые полтора-два года по роману. Пишу хорошо. А толку? К таланту нужны: 1. или деньги. 2. или нормальная литературная ситуация. Желательно, второе. Но если нет ни первого, ни второго, то нет и литературы. Увы... таланту просто невозможно пробиться. И вы это знаете, не хуже меня.
Удачи!
     20:59 10.11.2021 (1)
По большому счету спорить не буду.
Все верно.
У нас все поставлено с ног на голову.
Публикация издательством, сайтом, газетой или журналом должна оплачиваться!
А получается, что Авторы сами оплачивают издание своих произведений.
Раз мы живем в капитализме, то тогда и действуйте как в этом обществе. Наисал-опубликовал-заплати.
Но халява - в крови, на генном уровне.
Рынок сам бы отрегулировал кто талант, а кто любитель.
Насчет таланта. Немножко поспорю.
Если он есть - пишет интересно, захватывающе, образно, как например в моих глазах Алексей Иванов, Дина Рубина,  Михаил Веллер, то их и печатают.
Взаимно, удачи!
     21:43 10.11.2021
1
Взаимно, удачи!
P.S. Названные вами авторы не являются образцом русской прозы. У вас плохой вкус.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама