А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
К высокой степени безумства.
( Белла Ахмадулина)
Любовь… безумство чувств! Ей и только ей посвящено бесчисленное множество произведений, её воспевают авторы в стихах и прозе, она вдохновляет на создание музыкальных шедевров и бессмертных картин живописи. Можно сказать: без любви нет жизни!
Узнав о теме конкурса, для меня не было сомнений, о чём писать. Конечно же, о ней! Вечной, всепоглощающей, многогранной любви. Драма А. Н. Островского «Бесприданница! И её прекрасная экранизация замечательным режиссёром Эльдаром Рязановым «Жестокий романс». Есть такие фильмы, которые можно смотреть бесконечное количество раз. И не важно вторым, восьмым или двадцатым по счёту будет данный просмотр. Совершенно не важно, что реплики героев давно выучены наизусть, и ты не только их отлично знаешь, но и представляешь жесты, мимику, движения актёров. Тебе всё это известно, а ты, в который уже раз, прильнув к экрану, наслаждаешься происходящим действом, вновь сопереживая, сочувствуя, находясь душою там, в центре событий.
Я считаю, что Эльдар Рязанов обогатил произведение классика, помог заиграть новыми яркими красками, добавив множество мелких, но очень колоритных деталей. Считают, что режиссёр взялся за экранизацию после первого прочтения драмы, настолько мощное впечатление она оказала на него, так его захватила, поразив собою. Я как будто вижу, что ещё в процессе чтения сценарий обрастает множеством примечательных деталей. Ведь через зрительное восприятие легче донести до наблюдателя ту идею, которую хочет выразить постановщик. Первая встреча Ларисы и Паратова на теплоходе « Ласточка». Сергей разрешает ей подержаться за штурвал, ласковое лёгкое касание руки девушки, сияющий взгляд, и мы понимаем, что вот он – один из самых счастливых моментов её жизни! Режиссёр по-новому переосмысливает произведение, иногда преображая или сокращая реплики, изменяя, если ему это кажется более целесообразным место действия, предметы. Так, например, в фильме Паратов стреляет не в монетку, которую держит в руках Лариса, а в часы.
Волшебные мелодии, печальные и нежные, проникновенные стихи… Замечательная плеяда великолепных артистов помогают лучше проникнуть во внутренний мир героев, раскрыть их характер. Лариса Гузеева – тёзка своей героини чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Очень мечтательная, что так понятно и извинительно в её возрасте, музыкально одарённая. Мы видим её кроткий и спокойный нрав. Но в глубине – это натура страстная и увлекающаяся, желающая настоящей любви. И кого же может она полюбить из своего окружения? Конечно же, его – Сергея Паратова, роль которого сыграл талантливый Никита Михалков. В его исполнении перед нами предстаёт довольно ещё молодой богатый человек, живущий на широкую ногу, в своё удовольствие, который умеет произвести впечатление, красиво ухаживает за женщинами, душа компании, балагур, любящий веселиться и пускать пыль в глаза. Неторопливость движений, авторитетность его слов, белый, выделяющийся костюм, всё это подчёркивает его индивидуальность, ослепляет, заставляет чаще биться любящее сердце наивной девушки. Но за показным великолепием скрывается чёрствая эгоистичная натура, которая воспользовалась любовью, безрассудством и неосторожностью героини. Показателен в этом плане эпизод расставания после проведённой вместе ночи.
-Явились вы и говорите: «Брось всё, я твой!» …Я думала, ваше слово искренне, что я его выстрадала.
-Всё это прекрасно, и обо всём этом мы с вами потолкуем завтра.
-Нет, сегодня, сейчас.
-Вы требуете?
-Требую.
-Извольте. Послушайте, Лариса Дмитриевна! Вы допускаете мгновенное увлечение?
-Допускаю. Я сама способна увлечься.
-Нет, я не так выразился; допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет всё на свете?....
-Ну, что же! И хорошо, что он забудет!
-Это душевное состояние очень хорошо….но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит…этих цепей разорвать нельзя.
Прагматичный и расчётливый ум не собирается менять свои планы. Что там любовь и сломанная жизнь какой-то, пусть даже и милой девушки, причём бесприданницы! Красивого и роскошного Сергея Сергеича ожидает будущая жена, дочь золотопромышленника. Когда на кону деньги и богатство о какой любви может идти речь? «У меня ведь, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, лишь бы выгоду найти».
Всех остальных действующих лиц произведения я воспринимаю через призму их отношения к главной героине.
Харита Игнатьевна (Алиса Фрейндлих) в силу сложившихся обстоятельств не может выдать дочерям приданое, так как сама еле сводит концы с концами. Она по-своему любит Ларису, желает ей счастья, судит о жизни с высоты своих прожитых лет, увы, далеко не радужных. По-своему пытается устроиться в этой непростой действительности, способна на маленькую ложь, подхалимство, лесть. На всё то, что так претит честной и прямодушной Ларисе. Взаимопонимания между ними нет и не может быть.
Карандышев. Казалось бы всё: выбор сделан в его пользу. Но что это за выбор! Выбор от безысходности и отчаянности! Сыгранный Андреем Мягковым персонаж выглядит никчемно и даже глуповато. Небогатый чиновник, отличающийся самовлюблённостью и навязчивостью. А сколько апломба! Чего стоят его реплики!
«Нельзя, господа, нельзя,Лариса Дмитриевна не станет петь». «Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться, и я горжусь». «Я беру вас, я ваш хозяин». Мелкий эгоистичный человек, претендующий на более высокую роль. Для него Лариса – игрушка, которой можно похвастаться.
Василий Вожеватов (Виктор Проскурин)– Вася, как его по-простому называет Лариса, считая своим другом детства. Но какой же это друг? Богатый и безнравственный человек, никогда не был в неё влюблён, отличается остроумием и хитростью, жениться «не согласен», хотя и претендует на то, чтобы взять девушку на содержание. И это называется друг? Цинично разыгрывает её судьбу монеткой, не находя в этом ничего предосудительного. Такую ли помощь можно оказать нуждающейся?
Мокий Парменыч (Алексей Петренко) – богатый женатый человек преклонного возраста, проявляющий симпатию к главной героине. Неторопливый, конкретный, обстоятельный. Обещает девушке, которую хочет сделать содержанкой материальные блага: «Для меня невозможного мало».
Считают, что свою драму А. Н. Островский написал, основываясь на реальных событиях. Я этому не удивляюсь. Могло такое произойти в реальности? Да, сколько угодно! Плюсом этого произведения является то, что автор выразил свою гражданскую позицию: реалистично изобразив быт и аморальные нравы русской провинции. В чём же «вина», трагедия бедной девушки? Только в одном: она родилась в семье, где в силу сложившихся материальных затруднений, ей не может быть выделено приданое. Только вдуматься: нет денег, богатства и нет – трагически обрывается молодая жизнь! Жестокий безжалостный мир и молодая наивная, вступающая в этот мир девушка. Никому нет дела, что у неё на душе, никто не проявляет к ней искреннего интереса и сочувствия. Везде показное участие, лицемерие, ложь. Как выжить и выстоять в этом бесчеловечном мире? Считают, что за свою любовь надо бороться, броситься «в омут чувств» с головой. Разве не так поступила главная героиня? «Вы – мой повелитель!» – проникновенно говорит она любимому. «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Она устремляется туда, куда влечёт её любовь, и что же находит в итоге: разочарование, утрату радужной надежды, принятие того, что она (живой-то человек!) является просто забавной вещью для других. Как поступить? Мы видим, как героиня судорожно ищет решение. Возможны ведь разные варианты: можно вернуться к бывшему жениху, можно перейти на содержание к богатому любовнику, а можно броситься в Волгу. Но надо что-то делать с этой жалкой жизнью! Автор поднимает вечные проблемы: проблемы долга и чести, проблемы поиска смысла жизни, проблемы безответной любви. Отталкиваясь от конкретного частного случая, он делает нелицеприятные заключения: нет и не может быть любви в обществе, основанном на власти золотого тельца; никакие чувства не могут противостоять жажде наживы; всё в этом мире продаётся и покупается.
Я не могу сказать, что экранизация получилась лучше, чем произведение, по которому поставлен фильм. Всё таки основой для неё послужили строки великого классика. И в тоже время зрительное и слуховое восприятие имеет больше возможностей влияния на наши органы чувств. Я не могу отметить минусы картины, так как не являюсь специалистом в режиссуре. Я обычный простой зритель, которому этот фильм очень нравится. Пейзаж поздней осени, размытые капли дождя на окне, подъехавший экипаж, поспешно собирающаяся на свидание девушка: «Ах, мама, не останавливайте меня!» Или может быть это: великолепное, со слезами на глазах исполнение романса.
-Лариса! Как я проклинал себя, когда Вы пели!
-За что?
-Потерять такое сокровище, как Вы!
-Кто же виноват?
-Я, конечно я, и гораздо более виноват, чем Вы думаете. Зачем я бежал от Вас? На что променял Вас?
- Зачем Вы это сделали?
-Я потерял более, чем состояние, Лариса! Но клянусь Вам ещё несколько таких минут…
-Говорите!
- Ещё несколько таких минут, и я брошу все расчёты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня!
- Что же Вы хотите?
-Видеть Вас, слушать вас, Лариса!
Понравившиеся эпизоды можно перечислять бесконечно. Актёры не играли, а переживали жизнь своих героев, перевоплотившись в них.
Невозможно без слёз смотреть конец фильма. Роковой выстрел, взлетающие испуганные птицы, скользящая по стеклу, пытающаяся дотянуться до лица любимого, рука, задорная мелодия поющих цыган, и это проникновенное: «Благодарю».
Финал приходит неожиданно. А. Н. Островский решил закончить драму так. Чистая, светлая, наивная звёздочка, мелькнувшая на небосклоне. Как жаль! «А напоследок я скажу…»
ОЦЕНКА ЖЮРИ
12.2
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
16.88
НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
4.68
ДРУГИЕ РАБОТЫ КОНКУРСА
ГАНГСТЕР СИДХ
Гангстер сидх
ВЫСОКАЯ СТЕНА ПЕРЕД ШИРОКИМ ЭКРАНОМ
Высокая стена перед широким экраном
| Помогли сайту Реклама Праздники |