Произведение «Память сердца Kuruwinda гл.50» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 341 +1
Дата:
«Николай и Матильда»

Память сердца Kuruwinda гл.50

Любовь к балеринам
В плен берёт танец и гибкое тело...

Как песню, слагаешь ты лёгкий танец -
О славе он нам сказал, -
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.

И с каждой минутой всё больше пленных,
Забывших своё бытие,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твоё.
(А. Ахматова
Тамаре Платоновне Карсавиной)

  Представители российской  императорской семьи  всегда были неравнодушны к балеринам. Я имею в виду представителей сильной его половины.
  Самый известный роман был между юным цесаревичем Николаем и Матильдой Кшесинской. Об этом чуть позже.  Вот только  это увлечение было далеко не первым в императорской семье. И эти увлечения  стоили дорого. В прямом смысле дорого.(1)
"Если не находишь прелестей и увлечься не выйдет"
(Джулиана Вильсон)
  Мода на подруг-балерин и артисток появилась при Павле I. Хотя, если учитывать крепостные театры,  то ещё раньше. Павлу I  приписывают романтические отношения с 18-летней Настасьей Бериловой. (2) Настоящая фамилия Настасьи  точно не известна, потому что она была крепостной графа Шереметева, который любил давать своим артисткам звучные фамилии, прежде всего,  по названию различных драгоценных камней.
  Например, самая известная -  Прасковья Жемчугова, ставшая графиней Шереметевой. (3)
  Настасья Берилова входила в труппу императорского балета и была любимой танцовщицей императора.
  Будущий правитель впервые увидел 18-летнюю балерину в 1794 году, за два года до своего восшествия на престол.  В 1796 году Берилова в Гатчине отправилась на свидание с одним из офицеров. Внезапно около дворца она столкнулась с Павлом I, который спешил на развод караула.
"Куда торопится моя  дорогая танцовщица?" - спросил  император.
"На развод, уж больно нравится", - ответила Настасья.
  Тогда же государь решил "побаловать" девушку и заодно её коллег: он издал приказ, по которому вся императорская балетная труппа обязана была присутствовать при каждом разводе войск у дворца. (4)
  Их роман закончился в 1798 году. Тогда в Петербург из Франции прибыла семья артистов: балетмейстер Пьер Пекен Шевалье, его супруга оперная певица Луиза  (5) и её брат -  балетный танцовщик Огюст Пуаро.
.  Брак Луизы был условным. Никаких детей, никакой любви. Крепкое партнерство. Для мужа она была витриной, он -  агентом, кассиром, охранником, кем угодно.
  Вместе с мужем эта французская певица поступила в императорскую труппу в 1898 году и удачно совмещала пение с выгодными романами. С помощью "почитателей" пополняла свой кошелёк.
  Особенно  способствовал этому любимец Павла I Иван Павлович Кутайсов. (6)
  Кутайсов - турок, мальчишкой взятый в плен и подаренный Павлу для обслуги. Стал брадобреем наследника и настолько окутал своей заботой, что превратился в графа и самого влиятельного человека в стране. (7)
  Луиза  произвела  на него огромное впечатление не столько своим чудесным пением, артистическими талантами, сколько сказочной внешностью. Тонкий гибкий стан, милое лицо с правильными классическими чертами, рыжие волосы, большие голубые глаза, смотревшие на мир с такой наивностью.
  Иван Павлович без лишних реверансов предложил мадам Шевалье своё ложе и покровительство, а она с благодарностью приняла.
"Добродетель женщин происходит часто от скупости их любовников"
(Квинт Гораций)
  Кутайсову было тогда под сорок лет. Женат, старшему сыну уже 17 лет. Но он и не думал скрывать этих отношений. Все в Петербурге знали, кто занял сердце этого ненавистного любимца Павла. Знали также, что француженка родила ему дочь.
  На волне любви Кутайсова мадам Шевалье превратилась из популярной актрисы в женщину государственного значения. Она стала устраивать приемы, на которые собирались самые знатные люди, которые на перебой спешили поцеловать её ручку, преподнести подарок, сделать комплимент. За всем наблюдал влиятельнейший брадобрей, они это знали.
"Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают"
(Демокрит)
  Мадам Шевалье очень любила  украшения.  Начало её ювелирной коллекции  положило кольцо, отделанное бриллиантами, стоимостью 1500 талеров. (8) Бриллиантовое кольцо, как было написано в приложении к одному из гамбургских журналов, было подарком от герцога Мекленбург-Шверинского.(9)
"Каждая девушка сокровище, но далеко не каждая украшение"
(Владислав Гжещик)
  Луиза Шевалье стала для многих символом жадности и коррупции, потому что за деньги обеспечивала просителям возможность решать вопросы с помощью влияния Кутайсова и не только. Она брала и деньги напрямую, а также  предлагала в качестве взятки в дни своих выступлений снять определённые ложи в театре за 1500 рублей, хотя в другие дни это стоило 25.
  Муж Шевалье принимал в приёмной, разрешал войти к ней. Она, как владычица из сказок, благосклонно выслушивала просьбу, смиренно принимала конверт или украшение, ценой в несколько её годовых театральных зарплат и обещала помочь. Говорят, помогала. Поэтому, ненавидели, осуждали, называли агентом Наполеона, но шли к ней за решением вопросов, кланялись учтиво.
"Не ко всему, к чему взгляд прикоснулся -  можно загребущими дотянуться руками!"
(Философия жизни ...Пётр Квятковский)
  После убийства императора в конце марта 1801 года к мадам Шевалье пришли с обыском, изъяли чистые бланки за подписью Павла I и перстень с его вензелем. После этого её выслали из России. Добрый Александр Павлович разрешил ей просто уехать, со всем имуществом и даже разрешили не платить стандартный при вывозе за границу налог в 10%. И жила мадам Шевалье дальше долго и счастливо на русские деньги и  могла себе позволить никогда больше не выступать.
Подробности дальнейшей жизни мадам Шевалье неизвестны. Хотя есть информация от  её брата, что она стала монахиней. Красиво. Достойно.
"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо...больше жестокости, нежели чувственности. Но главное  глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза".
(" Былое и думы" Герцен о Николае I)
  Императору Николаю I приписывали отношения сразу с 7 балеринами, правда, все ему быстро надоедали.
  Одной  из первых в 1833 году стала Софья Дранше. (10) Через год  она разонравилась императору, он увлёкся другой балериной. А  ещё через год  Дранше беременную  выдали замуж за её коллегу по труппе Василия Самойлова.
  Молодожёнам  из бюджета дирекции Императорских театров пожаловали  3000 рублей приданого, и ещё ежемесячное жалованье 700 рублей  + 200 рублей на съем жилья. На эти деньги тогда можно было снять шикарные апартаменты. Да и до этого император на подарки не скупился.
  Балетная карьера Софьи Ивановны не была ни особо успешной, ни шумной.
Знаки внимания к красавице-танцовщице со стороны императора всея Руси не прекращались и после её замужества.
  Поговаривали, что  Николай I стал крёстным отцом своего же ребёнка. На рождение дочери он  преподнёс бриллиантовую розу, которую "официальный" отец - Василий Самойлов прокутил. Сейчас драгоценный подарок находится в руках частного коллекционера.
  Сама же балерина оставила службу в театре в 38 лет, заболев тяжёлой формой чахотки. Тогда её выхаживал императорский доктор. Спустя семь лет женщина скончалась от осложнений.
  Более удачливой и известной любовницей стала Наталья Аполлонская, внебрачная дочь знаменитого поэта и влиятельного человека в театральной среде Аполлона Майкова. Майков  с 1802 года был членом Дирекции зрелищ и музыки, заведующим труппами петербургского императорского театра,  в 1821 - 1825 гг. директором императорских театров.
  Историк театра А. Вольф писал:
"Юная воспитанница Аполлонская обратила на себя внимание Николая I не столько мимическим талантом, сколько красотою и особенно античными формами".
  Император с ней познакомился, когда она была 11-летней ученицей, а в 20 лет у них завязался  роман. Аполлонской прилагалось уже 40 000 рублей приданого, тоже за счет дирекции Императорских театров. Мужем балерины стал популярный тогда артист Алексей Максимов, который из-за разгульного образа жизни очень нуждался в деньгах.
  В балетной труппе Наталья Аполлонская числилась 20 лет, хотя выходила на сцену редко, но крупное жалование получала исправно.
За каждую последующую любовницу денег давали всё меньше.
  Народная молва  причисляла к подругам императора Николая I  Варвару Волкову, Марью Сысоеву, Ольгу Шлефохт и Марию Новицкую. (11)
  Красавицу Новицкую выдали замуж за артиста Петербургской группы  Николая Дюра. Это произвело страшный переполох. Все танцовщицы считали Новицкую необыкновенной дурой, потому что ей представлялась блестящая карьера жить в роскоши и обеспечить себя капиталом. Воспитанницы Театральной школы были тогда пропитаны традициями своих предшественниц и заботились, ещё находясь в школе, богатого поклонника, чтобы при выходе из школы прямо сесть в свою карету и ехать на заготовленную квартиру с приданым белья и богатого туалета. Поклонники Новицкой были озлоблены на неё, что она вышла замуж за актёра. Когда Марии  пришлось в первый раз выйти  на сцену после замужества, она очень боялась, потому что за кулисами распространились слухи. Дюр старался ободрять жену перед выходом на сцену, но сам был в страшном волнении. Присутствие государя в театре, вероятно, помешало демонстрации озлобленных её поклонников. Они ограничились тем, что не аплодировали ей, тогда как прежде до неистовства хлопали и ладоши при её появлении и в продолжение всего спектакля. (12)
 
"Лучшая теория права - добрая нравственность, и она должна быть в сердце независимо от этих отвлеченностей и иметь своим основанием религию"
(Николай I)

(1) "Императоры и их любимые балерины. Не только Кшесинская"
Пикабу
(2) Настасья Парфеньевна (Петровна) Берилова (29.10. [9.11.] 1776 - 12. [24.] 01. 1804) - актриса балетной труппы Императорских театров Российской империи. Происходила из крепостных графа Шереметьева, по разным гипотезам она урожденная Соколова или Гладышева, Даниловна, и не Парфентьевна, но в истории русского балета её имя сохранилось именно так.
(3) Прасковья (Параша) Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева (20 [31].07. 1768 - 23.02. [7.03.] 1803 - русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе,  выучила итальянский и французский языки.
  Екатерина II была поражена  игрой крепостных актёров в опере Гретри "Самнитские браки", особенно восхитила Жемчугова в роли Элианы, и  наградила её алмазным перстнем.
  Жемчугова стала невестой графа Шереметева, умерла через ьри недели после рождения сына. Ей было всего 34 года.  Граф пережил супругу всего на шесть лет.
(4) Алёна Шаповалова "Не только Матильда. У кого из русских императоров были любовницы-балерины" life-ru
(5) Мадам Шевалье, Луиза (?) (урожденная Пуаро, в замужестве Бриссоль, по принятому псевдониму мужа Шевалье-Пейкам (1774 - ?) - французская певица, любовница обер-шталмейстера Ивана Кутайсова, а позднее, 

Реклама
Обсуждение
     13:17 10.03.2022 (1)
Знаешь, балерин и сейчас любят)))Многое еще зависит от самой балерины Возьми Волочкову))))))Я ничего не буду писать Ты сама, наверное, в курсе ее похождений. А о романе Николая Первого я читала. Спасибо,Анюта.
     14:11 10.03.2022
2
Про Николая и Ксю немного напишу в одной из глав. Вот начала писать про балерин и затянуло...
     22:24 09.03.2022 (1)
1
СУПЕР! Очень интересно и познавательно! Узнала очень много нового! Спасибо!))
     22:50 09.03.2022
1
БлагоДарю, Emmi!
Реклама