Пустынная, заснеженная улица. Яркая луна куталась в тяжелые облака. Снегопад медленно ткал белые кружева в свете уличного фонаря. Мороз сердито покусывал щеки настороженной Дарьи, будто говорил: «Иди домой! Домой иди!». Девушка с беспокойством вслушивалась в ночное безмолвие и ждала шагов драгоценного Жака.
Вдруг тишина осыпалась осколками ветра.
Морозный порыв заговорил на чужом языке!
В памяти всплыло утро…
Дарья стояла перед зеркалом и беспокойно поправляла пояс да прическу. Её кузина Агата сидела у окна и лениво ела яблоко, с любопытством смотря за пылкими движениями сестры:
- Хороша ты! Хороша! Только я не понимаю, зачем так рядится из-за этого француза?! Ты же его слышала, он же не любит Россию, а значит и нас тоже. Твердит о своей Франции! Скучный он!
-Во Франции соблюдаются права женщин!
- Какие права? Быть битой на площадях?! Знаем, мы такие истории! Мой батюшка и братья не допустили бы этого! И зачем ломать, то, что есть?
Агате было всего четырнадцать, но она имела свое мнение. Даша удивлялась её знаниям, и слишком взрослым взглядам. Пухленькая, и чуть неуклюжая барышня была так похожа на девушку из деревни, но очаровала в беседе. Но сейчас Дарья с раздражением проговорила:
-Ты ещё мала и многое не понимаешь.
Агата притворно нахмурилась:
- Мала, так мала! Но во всяком случаи я не буду так глупа как Белая Дама…
Дарья прекрасно знала характер Агаты - любительницы сказок, да страшилок. Пока ни расскажет, не угомонится.
-Ну, хорошо, что за белая дама? Расскажи! – примирительно улыбнулась Дарья, присев рядом.
- Десять лет назад, у нас в городе, под мостом нашли утопленницу из знатных. Я ещё маленькая была, но матушка мне рассказывала, что эта барышня сама сбросилась с моста из-за несчастной любви к французу. Её отец запретил им жениться, и вот такая беда случилась! Это случилось зимой, и с тех пор, каждую зиму люди возле моста пропадают. А по мосту появляется призрак Белой Дамы в черной карете и ветер говорящий вызывает! Он чужеземщину говорит!
- Что за глупости?! Ветра не говорят! - рассмеялась Дарья.
Собственные слова вертелись мозолью разума. Несносный ветер принес слова милого Жака:
-Daria Alexandrovna, Je vous aim!
И этот же ветер с силой толкнул её в сугроб. Девушка с трудом встала и с ужасом поняла, что ноги её не слушались. Они тяжелыми казались и шли сами по себе в сторону печально известного моста. Дарья бежала, остановиться, не могла. Мороз люто кусал, ветер за талию хватал. В ушах звенело, да голос Жака!
- Ах, матушка, зачем я убежала?!
Горький и поздний вопрос: «А я его любила?!»
Дарья Александровна была знакома с Жаком по балам и по походам в театр. Она была благодарна ему за свой первый бал, за беседы о таинственной Франции. Жак Дю Бош говорил о России как о дремучей стране, это озадачивало Дарью. Девушка слышала о насилии в семьях, об угнетенных крестьянах, и не понимала, почему такие зверства вообще возможны?
- А кто народ учил, как нужно жить? Дарья, не стоит гневаться на прошлое, - ласково увещала её Елизавета Романовна, - Пытайся изменить себя и своё будущее. Вот, мы с твоим отцом открываем школу для наших крепостных.
Дарья Александровна считала, что это всё пустое, и думала, что для обучения нужно приглашать людей с запада.
Жак Дю Бош всегда с гордостью говорил о культурном развитии Европы и о соблюдение прав человека. Даша восхищалась им, а Агата постоянно возмущалась:
- В России тоже много что делают! Школы открывают, книги пишут! У нас есть Пушкин, Ломоносов, Крылов. Наши люди талантливы! Даже в селах! А если он хочет помочь, пусть едет в сёла и помогает! – пылко высказывалась она и наивно требовала, - Переведи ему!
Несносное поведение Агаты смущало Дарью, и она краснела под взглядом Жака.
Мимолетные встречи, он был красив, умен и весел. Жак читал ей французские стихи и всегда хвалил её голос. Говорил, что Париж будет у её ног, если только она поедет с ним. Она поверила. В пылком забытьи первой влюбленности, Дарья кивнула, подобрав записку, написанную на старой программке, решив судьбу.
И вот она бежала сквозь снежную пургу. Вдруг перестук копыт, да грохот колес. Черная карета поехала мимо. На миг Дарьи показалось, что и экипаж, как и она, попал под чары ветра. Но резвые кони заступили ей путь, встав на дыбы, и карета остановилась. Из окна экипажа послышался властный приказ:
- Остановись!
Странный ветер послушался её голоса. Девушка смогла замедлить шаг и остановилась посреди моста, а подойти ближе забоялась, вдруг там белая дама сидит? Приметы, то сходились.
Из окон раздался печальный женский голос:
- Не хочешь на спасительницу свою посмотреть? И поблагодарить её?
Девушка промолчала, но всё-таки подошла и увидела призрачную даму в белом плаще. Дама открыла дверцу и жестом пригласила её в карету. Увидев смущение Даши, она строго напомнила:
- Я тебя спасла. Садись, согреешься!
Дарья Александровна не посмела ослушаться и села в карету.
Она навсегда запомнила молочные глаза своей спасительницы и её истинную историю:
– Я пыталась сбежать с ним, но в последний момент передумала. Но он не захотел отпустить меня. Дарья, для девушки важна верность семье и своим мыслям. Когда ты с ним, то ты думаешь иначе! Лживость и двуличье не красят человека, они делают его пустым. Пройдут века, многое изменится, но Россия будет стоять. Дарья Александровна, никогда не теряйте своего достоинства и не забываете своих корней. Не стыдитесь своих предков.
Проницательный взгляд Белой Дамы заставил Дашу вспомнить своё счастливое детство. Да, всякое бывало, но раньше она умела находить счастье в мелочах, да помогать людям. А эти балы и пустая болтовня Жака запутала её.
Она долго молчала, а после устало шепнула:
- Хочу домой…
Белая Дама взяла её за руку…
|