Произведение «Ружьё не выстрелило»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 44
Читатели: 504 +1
Дата:
«Ружьё не выстрелило» выбрано прозой недели
20.03.2023

Ружьё не выстрелило

      Дед Василий в эту ночь плохо спал. Слезал два раза с печи и подходил к окну: пороша царапалась и постукивала в стёкла, выбелила перед избой чуть схваченную морозцем дорожку, которая теперь хорошо просматривалась, но было непонятно: кончится снежок к утру или завьюжит покрепче.
      Теперь он проснулся окончательно. Сполз с лежанки, зажёг свет, глянул на часы – полседьмого. Сунул ноги в валенки, накинул полушубок и вышел в сени; хлопнула входная дверь, в комнате проснулась старуха Катерина, его жена. Когда старик вернулся, послышался её голос:
      – Унялся снег-то аль нет? Пойдёшь?
      – Не снежинки не летит, язви его... надо идтить.
      – И не лень им переться, – ворчала Катерина, – охотнички... зайцев смешить они пойдут, а не охотиться. Брось, не ходи!
      – Обещал, Катя. Надо идтить. Собери чё поклевать.
      Жена поняла, что отговаривать бесполезно:
      – Счас встану.
      Она в накинутом поверх ночной рубашки пуховом полушалке, вздохнув, сходила в сени, принесла свёртки.
      Дед посмотрел на еду:
      – Теперь не буду, не хочу, с собой поклади.
      – Знамо дело, башка, поди, трещит со вчерашнего?
      – От его самогонки не трещит.
      – Это ж надо, сгоношил-таки этот шебутной старого дурня на свою охоту. Сам-то он чё в ней кумекат?
      – Говорил, что ходил с ребятами.
      Пока Василий умывался под рукомойником, жена в комнате надела юбку, кофту, принесла небольшую хозяйственную сумку из кожзаменителя, стала складывать в неё еду.
      – Ага, ты ишо чемодан мне дай на охоту! - дед достал из-под лавки приготовленный с вечера рюкзак, раскрыл.
      – Сюда ложи.
      – Самый большой, вишь, нашел, куда такой?
      – Можа мы и лося ишо завалим.
      – Вы там друг дружку не завалите...
      – Ты каркай больше! Мужик под пули можа идёт, а она каркает.
      – Господи, помилуй меня, дуру грешную!
      – Лося не лося, но зайцев будет куда складать.
      Дед Василий натянул шерстяные носки, ватные штаны, валенки, стал надевать телогрейку на рубаху, жена внимательно следила:
      – Почему не полушубок?
      – Будет мне там с ружьём в полушубке поворачиваться.
      – Тогда безрукавку вязану пододень.
      – Ладно, давай.
      Расправляя лямки рюкзака на мужниных плечах, сказала:
      – Я тут сала хороший кусок поклала, хлеб, огурцы, колбасы кружок: Витька-то колбасу мою давеча хвалил. Батюшки! Яиц-то не сварила!
      Будет, Кать, хватит нам, не на этот... не на пикник собираешь.
      В сенях Василий достал с верхней полки солдатскую фляжку, протянул жене:
      - Кинь в рюкзак.
      Катя встряхнула флягу:
      - И чего это там?
      - Молоко.
      - Уж нацедить успел! Без молока свово не можете. Не вздумайте перед пальбой-то прикладываться!
      - Само-собой, Катя! Это я на опосля для сугреву: вон мороз-то какой!
      - Ладно-ладно, мороз...
      Вышли на крыльцо.
      – Ну... Жди с добычей.
      – Жду, не дождусь. Ты ж такой фартовый! – Катерина вздохнула. – Пока там шастаете, всё одно борщ сварю.  Можа не пойдёшь, Вась?
      Свет от лампочки, что была вкручена над дверью, таял за плетнём. У калитки Василий обернулся и привычно махнул жене рукой. Та крикнула:
      – Иди с Богом! Недолго там!
      И зашагал дед Василий из своей Тарасовки в деревню Ольшаники по слегка заметённым следам от колёс "Беларуси", на которой вчера приезжал к ним племянник Виктор. Его не было с лета, а тут завалился проведать родню. Старики обрадовались: своих детей у них не было, были только племянник Витька да племянница Верка.
Катерина собрала на стол, выпивали, закусывали.
      Завёл Витька разговор об охоте. Сказал, что у него два ружья: одно от отца осталось, другое сам купил, называется как мотоцикл... Иж, что ли... и патроны есть. Что на дальних озимых, за Ольшаниками, он зайцев видел немерено, и их можно брать чуть ни голыми руками. И прилип Витька к дядьке смолой: пошли да пошли вместе на зайцев. Василий охоту не любил, был мужиком мирным и за свою жизнь только кур рубил, но под конец бутылки, что привёз племяш, согласился, и ударили они по рукам. Катерина, ложась в комнате на кровать, слышала их пьяный уговор, но встревать не стала. Муж ещё колобродил, собирался, видать, загодя.
      Мужики порешили так: ежели ночью будет снег, а к утру уймётся, (так заячий след виднее), то с рассветом дед подваливает к Витьке в Ольшаники, они берут ружья, патроны и выходят на зайцев. После этого племянник отключился на пару часов, потом продрал глаза, завёл трактор, врубил фары, крикнул: "Дядь Вась, уговор в силе!" - и укатил домой.
      Теперь старик не хотел идти ни на какую охоту... но обещания привык выполнять.
До Ольшаников - пять километров. Хорошим шагом можно управиться за час. Луны и звёзд не было, запорошенный просёлок виднелся справно, чуть поскрипывал снежок под валенками, рюкзак плечи не тянул, на слабом морозе дышалось легко.  На полпути дорогу пересекали два оврага: первый - маленький буерак, второй - глубокий лог с покатыми берегами.
Поднимаясь из первого оврага, Василий почувствовал, что заныло правое колено, и стало тянуть поясницу, но это было делом привычным. Когда, осторожно ступая, вышел из буерака на открытое пространство, то в лицо дунул колючий ветерок, позёмка перебежала дорогу... Ветер потрепал деда за воротник, залез под телогрейку, но безрукавка грела хорошо - спасибо Катерине. Василий стал чаще перебирать валенками, чтобы поскорей спуститься в следующий овраг.
      По дну лощины бежал незамёрзший ручей, через который, рядом с бродом, тому годов десять Василий срубил мосток. Придирчиво пошатал жердяные перила... держались гоже - ещё постоят. После долгого спуска ноги гудели, и одышка появилась... Старик рукавицей смахнул с деревянной приступки снежок и присел на неё. Под мостком тихонько плескалась о камушки вода, перекатывалась на броду через зубчатые колеи от трактора, низкое небо ещё чернело, но дело шло к рассвету: даже здесь, в логу, воздух стал чуть прозрачнее, и глаз видел дальше.
      Достал беломорину, закурил, кашлянул... и вспомнил о Катерине. Сказала, что будет варить борщ... Ох, любил он её борщ!
В глубоком овраге, над которым уже начиналась метель, Деду Василию представилось, как укладывает Катерина в печь берёзовые поленья, разводит огонь, ставит рядом любимый четырёхлитровый чугунок с водой, кладёт в него бледно-розовый кусок свинины с сахарной костью, как сначала сбоку, а потом и вся занимается пузырями в чугуне вода, и по поверхности расплываются кружки прозрачного жира... Печь прогревается, горнило пышет жаром. Ладными, знающими дело руками жена управляется с хрустящей капустой, багровой свёклой, бледно-жёлтой картошкой... а ножи в доме острей литовки. Утирая слёзы, шинкует ядрёный лук, вместе с морковью погружает его в широкую сковороду с растопленным салом и пододвигает ближе к жарким углям. Сковородка шкворчит.
      Василий почувствовал в носу смачный дух жареного лука, услышал как шипят брызги бульона, вылетающие из чугунка, когда Катя высыпает в него нарезанные овощи.
      Вскоре и поджаренные морковь с луком скользят со сковороды в кратер чугуна, а багровая лава в нём продолжает бурлить и волноваться. Хозяйка открывает заветную железную коробку из-под чая, в которой у неё смешаны разные приправы. Здесь и перец, и можжевельник, и тмин, и розмарин с базиликом, и купырь с лаврушкой, сушёный сельдерей и какой-то маран... Парочку щепотей Катя бросает в чугунок, и из печи, как пар из каменки в бане, выплывает облаком такой ужористый аромат, который описать словами нет никакой возможности. Тут можно на лавку валиться от блаженства, и рюмки гранёной не надо - без её пьяный! А всего верней из избы куда податься на время, потому как терпежу нету, а борщ пока не готов: теперь, посоленный, принявший в себя пару кусков сахару, он будет ещё полчаса томиться в печи.
      Наконец дед Василий сидит за столом, и перед ним дымится добрая миска огневого борща. Хлеб нарезан. Катя мелко шинкует на доске чеснок и кропит его в миску. Потом ставит в неё ложку полную сметаны. Василий шевелит ложкой, борщ начинает розоветь... Господи!
      От этой картины под языком деда Василия образовалось целое озеро, седой кадык подпрыгнул и медленно встал опять на своё место. Теперь и небо посветлело. Василий кинул окурок в воду, тот прошипел коротенько и, прыгая, забелел на быстринке. По своим следам старик вернулся из оврага наверх - здесь вьюжило, дорогу заметало... он завязал под подбородком уши ушанки, поднял повыше воротник, сунул руки плотней в рукавицы, тряхнул тощим рюкзаком и уверенно зашагал к дому.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:38 23.03.2023 (1)
1
Йэээх!!!!
Это же какую силу любви надо иметь, какое сердце, чтобы такую поэму из простого приготовления борща сотворить!
Вот уж как правдива  строчка из какого-то стихотворения: "Если варишь борщ для любимого/Поэмой становится борщ!"
Дело ведь не в борще, а любви и согласии супругов проживших вместе добрые полвека и ставших, поистине единым духом и единой плотью.

Спасибо!!!
     15:54 23.03.2023 (1)
2
Да, дорогая Ляман, это рассказ о любви. И я от сердца вам благодарен за такой замечательно-ёмкий комментарий моей авторской задумки!
     00:27 24.03.2023
     04:40 21.03.2023 (1)
Из простейщей в общем-то фабулы вытанцевался такой отличный рассказ!
Лексика хороша, но слово "старуха" здесь немного глаз режет.

     16:18 21.03.2023
Если режет – уберём.
     12:43 20.03.2023 (1)
Беспокойство за здоровье деда Василия сменилось такой умильной картиной приготовления борща...
Действительно, какая охота, когда такой борщ? 
И, кстати, тот факт, что вьюга началась "над большим оврагом", где он сидел - вроде как оправдывает отмену охоты))) 
     14:48 20.03.2023
1
Ага. Всё одно к одному сложилось.)))
     09:51 20.03.2023 (1)
Саша, поздравляю, очень достойный рассказ, очень!
     12:28 20.03.2023
Лилия, благодарю от всей души!
     00:51 20.03.2023 (1)
Поздравляю, Александр, с попаданием на главную.. Рассказ достоен быть прозой недели!
     01:23 20.03.2023
Искренне благодарю, Алекс!
     00:22 20.03.2023 (1)
Очень понравился рассказ! Он такой тёплый, душевный и жизненный. Спасибо, Александр!
     00:40 20.03.2023
Марина, очень признателен за прочтение и добрые слова!
     20:23 15.03.2023 (1)
Саша, а я еще раз перечитала и снова получила огромнейшее удовольствие! Браво! Ты талант! 
     22:44 15.03.2023
Мариша, спасибо тебе громадное!
Я просто переместил рассказ из черновиков на основную. Как он тебе попался на глаза?
     18:44 15.03.2023 (1)
Очень рада, что дедушка вернулся домой, что охота не состоялась!
Всё-таки духмянный борщ вкуснее!
Как-то по интернету ходило видео о Трезоре, о собаке из осажденного Ленинграда.
16 семей жили в деревянном доме на окраине города, а во дворе был умный пес Трезор.
 И вот однажды, когда в миске у Трезора
не было ничего, кроме воды, он ушел со двора.
Вернулся он вечером с добычей, с зайцем в зубах. Жители дома стали варить для всех похлебку.
 Так, Трезор подкармливал жильцов дома, а ему доставались требушки и косточки. 
Жильцы узнали, что Трезор ловил зайцев на колхозное поле, где осталась неубранной капуста, благодаря чему
зайцы расплодились. Да потом и жители стали ходить на поле, собирать капусту и выкапывать мерзлый картофель.
Но однажды, Трезор вернулся домой окровавленный - задело осколком мины.
Благодарные жители похоронили его во дворе и поставили памятник.
     22:33 15.03.2023
Спасибо, Анна! Слышал такую легенду. Жалко Трезора.
     10:27 15.03.2023 (1)
Я теряюсь в эпитетах)) Читала ранее, но сейчас прочла с огромным удовольствием! Люблю этот деревенский колоритный говор, как передан здорово! 
Рассказ высокого класса! Всё, начиная с первой строчки поражает глубиной: знание деревенского быта до мельчайших подробностей, тонко подмеченные детали морозного, ещё тёмного утра и т.д.

  Свет от лампочки, что была вкручена над дверью, таял за плетнём.

 
Под мостком тихонько плескалась о камушки вода, перекатывалась на броду через ребрастые колеи от трактора, низкое небо ещё чернело, но дело шло к рассвету: даже здесь, в логу, воздух стал чуть прозрачнее, и глаз видел дальше.
[quote]Василий кинул окурок в воду, тот шИпнул и, прыгая, забелел на быстринке.

[/quote]

Настоящий художник! Как просто и неповторимо!
Про описание сотворения борща в печи писать не буду - слов не хватит. Шедевр!
     17:17 15.03.2023 (1)
Лилия! Такой подробный коммент, столько добрых слов! Нет, я недостоин! Ты слишком щедра! Низкий поклон
     17:22 15.03.2023 (1)
Все, кто по-настоящему талантлив, как правило очень скромны 
     17:32 15.03.2023
     14:48 15.03.2023 (1)
Класс! Это ж надо так написать здорово! Терпеть борщ не могу, а тут даже захотелось попробовать, казалось, что запахи ароматные чувствую.
     17:22 15.03.2023
Галина, спасибо! Я лично больше люблю щи, но умело сваренный борщ тоже крутая вещь!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама