Произведение «Память сердца Kuruwinda гл.72» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 230 +1
Дата:
«Оазис Сива. Храм Амона»

Память сердца Kuruwinda гл.72

Визит к Оракулу

"Победа - это простая математическая задачка. Уравнение. Не удача, не судьба. Это расчет и действия. Всё так просто. Для победы не дельфийские оракулы нужны, а просчитанная логистика, старательные исполнители и вдумчивые командиры. Ну или просто полчища и злость. Разные бывают переменные, уравнение всегда одинаково"
(Франц Вертфоллен)


  Интересно устроен человек. В нём одновременно  уживается и хорошее, и плохое... И раскрывается и то, и другое в разных для этого человека ситуациях. Вот, к  примеру, тщеславие:
"высокомерное стремление к славе и почитанию".
  Такое определение даёт в своём толковом словаре профессор - лингвист С. И. Ожегов. (1)
Тщеславие: хорошо это или плохо? Как вы думаете?
  Высокомерие - точно не совсем хорошо. Это пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своём превосходстве над ними.
"Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других"
(Мишель де Монтень)
  Это и гордыня -  непомерная гордость, заносчивость, эгоизм, нетерпение упрёков. А вот гордость - это чувство собственного достоинства и самоуважения, а также уважения к окружающим.
  А тщеславие? Тщеславный человек ощущает превосходство над окружающими людьми, упивается достигнутыми результатами.
"Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь"
(Л.Н. Толстой)
  Тщеславие (порой в разумных пределах) характерно для людей разных знаков Зодиака. Но особенно для Львов -  полководцев прошлых лет.
  Напыщенным, но отнюдь не тщеславным был Наполеон Бонапарт. Хотя, как сказать... мальчишка из простой многодетной семьи с Корсики дослужился до гениального полководца и императора французов!  Был практически непобедимым, пока не пошёл на Россию, а там не за горами  Ватерлоо и... остров Св.Елены.
  Но речь пойдёт о другом великом полководце из очень отдалённых времён, ещё до нашей эры. Само его имя означает "защищающий людей"  или просто "защитник". Это Александр Македонский. (2)  А вот он был довольно тщеславен. 
  Захваченные города, включённые им в свою империю, часто называл в свою честь - Александрия. Всего это имя носило около 70 городов. Только один Александр назвал в честь своего коня -  Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане. (2)
"Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет, - говорил Александр Македонский. - Война рождается из побед".
  За всю свою жизнь Александр Македонский не потерпел ни одного поражения. Он выиграл все битвы, в которых участвовал. И неудивительно, что в западной историографии  известен как Александр Великий. Первую победу он одержал в возрасте 18 лет.
"Победителя никто не спросит, правду он говорил или нет"
(Адольф Гитлер)
  Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте в дельте Нила  город Александрию, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне.
  В оазисе располагался один из самых известных храмов бога Амона.
Амон (егип. "незримый") - древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже  - бог солнца Амон-Ра. Греки приравнивали Амона к Зевсу и называли бога, которому поклонялись в Сива, Амоном-Зевсом. (3)
  Древнеегипетское название Сивы - Cехт-аму, то есть "Поле деревьев" - самый удалённый из египетских оазисов,  находится на уровне 18,3 м. ниже уровня моря на старом караванном пути. Это небольшой островок жизни в сердце Западной пустыни, отделённый от Каира расстоянием в 550 километров безжизненной пустыни, возле границы с Ливией.
  Как и любой другой оазис, появился благодаря воде. Сива лежит во впадине, на 11 - 22 метра ниже уровня моря, и подпочвенные воды восточной части Сахары, или, как её еще называют, Ливийская пустыня, прорываются здесь на поверхность многочисленными источниками.
  Часть из них - холодная ключевая вода, вполне пригодная и для питья, и для орошения, другие же - тёплые и минерализованные. Самый знаменитый -  Клеопатровы ванны, где, по преданию, любила поплавать легендарная египетская царица.
  Круглый бассейн, метров десяти в диаметре, лежит между двумя рощами финиковых пальм. Стены его выложены массивными каменными блоками. К прозрачной, булькающей воде ведут крутые ступени.
  Что удивительно, температура воды в Клеопатровых ваннах меняется. Ночью она теплее, чем днём, а зимой -  теплее, чем летом.
  В настоящее время оазис сохранил оригинальное очарование, несмотря на недавно полученный статус одной из основных туристических достопримечательностей.
  Современная столица оазиса -  Шали. Прежняя, заброшенная столица -  Агурми, расположена  в трёх километрах к востоку. По неясным до сих пор причинам в 1203 году  жители покинули Агурми и начали строить на другой скале новую столицу. Впрочем, впоследствии вернулся к жизни и Агурми. Он был обитаем до конца 20-х годов XX века. (4)
  Возможно, жители  до сих пор жили бы в древнем городе, если бы не причуды природы. В 1926 году в Сиве три дня подряд лили дожди - явление чрезвычайно редкое для этого оазиса. Вода растворила солевые кристаллы, и дома стали рушиться. Пришлось людям покинуть насиженное место и строить новые жилища - на этот раз под скалой.
"Жизнь жестока ко всем. Ливень льёт на святых так же, как на грешных"
(socratify.net)
  В  старом Агурми, на скале, сохранились развалины  знаменитого с древности храма бога Амона, известного также как храм Оракула.
  Храм Амона воздвигнут в период 26-й династии, которая правила Египтом с 663 ло 525 год до нашей эры.
Жрецы его очень скоро прославились своими прорицаниями, и уже в VI веке до н.э. Оракул Сивы считался одним из семи знаменитых оракулов античного мира. Впрочем, оазис тогда не назывался Сива, это название появилось лишь в средние века. Древние же греки так и называли его -  оазис Амона, или Аммония. О чудесах его прорицателей сохранилось немало письменных свидетельств.
Правители, полководцы и философы ездили на поклон к Оракулу бога Амона, чтобы спросить у него совета.
  В 525 году до н.э. Египет завоевал персидский царь Камбиз. "Отец истории" Геродот, живший менее века спустя после этого события, отмечал в своих записках, что спустя год  Камбиз отправил против аммонийцев 50-тысячную армию, чтобы превратить их в рабов и низвергнуть Оракула.
  Бог Амон представлялся завоевателю символом чуждой ему веры, которую он хотел уничтожить. Жрецы храма напророчили Камбизу недоброе.  Войска вышли из Фив, нынешнего Луксора, и благополучно достигли оазиса Харга.
  Оазис Харга - самый южный из оазисов Египта, расположен примерно в 200 км от долины Нила. Отсюда они двинулись на север, в Аммонию -  да так сюда и не пришли: исчезли в пустыне. По словам Геродота, разыгравшаяся на полпути сильнейшая песчаная буря заживо похоронила армию Камбиза.
  До недавнего времени утверждения Геродота считались легендой. Итальянские учёные-археологи братья-близнецы Анджело и Альфредо Кастильони заявили, что нашли в пустыне Сахаре останки погибшей армии Камбиза.
  Выводы братьев Кастильони основаны на 13-летней работе и пяти экспедициях в Африку. Первые находки были сделаны в 1996 году, когда археологи искали следы падения железных метеоритов в районе оазиса Бахрин, что неподалеку от Сивы. Сначала среди песков был обнаружен сосуд и человеческие останки. Затем братья обнаружили скалу - 35 метров в длину и 1,8 метра в высоту. Поскольку рядом подобных крупных скал не было, Кастильони сочли, что эта могла служить идеальным укрытием от песка во время бури.
  Братья Кастильони смогли выдвинуть версию, объясняющую, почему рассказ Геродота о погибшей в песчаную бурю армии был объявлен легендой. По их версии, археологи, потерпевшие неудачу в поисках останков персидских солдат и потому поставившие историю под сомнение, попросту не там искали. (5)
  Итальянские учёные считают, что армия Камбиса не пошла проторенным путем - по караванной тропе между оазисами Дахла и Фарафра. По их версии, воины отправились к западу, в сторону плато Гильф-эль-Кебир, пройдя через сухое русло Абд-эль-Мелик, а оттуда направились на север, в сторону Сивы.
  Этот путь давал персам ряд преимуществ, в частности - возможность подойти к аммониям с той стороны, откуда они не ждали врага. Кроме того, войско могло идти по этому пути без помех. Ведь все оазисы, располагавшиеся на другом маршруте, были под властью египтян, и персам пришлось бы держать бой за каждый из них.
  Чтобы проверить эту гипотезу, Кастильони провели раскопки на том пути, которым, как они считали, пошла армия Камбиза. В результате они нашли пересохшие водные источники, а также искусственные колодцы - многочисленные горшки с водой, закопанные в песок. По словам археологов, такие колодцы позволяли армии утолять жажду во время похода. Термолюминисцентный анализ керамики подтвердил датировку - около 2500 лет назад, время правления Камбиза.
  Однако, именно этот  удобный маршрут и стал причиной гибели 50 тысяч воинов. В ходе своей последней экспедиции в 2002 году археологи сверились с древними картами и выяснили, что на них было ошибочно нанесено местоположение храма Аммона. Солдаты армии Камбиза должны были прийти именно к тому месту, где археологи делали свои первые находки. Под скалой они, судя по всему, укрывались от хамсина - сухого и знойного ветра пустыни. Кастильони предположили, что кто-то из воинов мог продолжить путь, добраться до озера Ситра и выжить. А в том, что остальные погибли, сомнений нет.
  Гибель персидского войска была расценена в античном мире как победа аммонийцев, и авторитет Оракула храма Амона ещё больше возрос.
  Кульминацией его славы стало посещение оазиса самим Александром Македонским в 331 году до н.э. Царь со своей свитой отправился туда из Мерса - Матруха.*
*Мерса-Матрух -  город в Египте, на побережье Средиземного моря, примерно в 240 км к западу от Александрии, на трассе Александрия -  граница с Ливией.
  Александра не страшил  томительный  переход под палящими лучами солнца,  нещадный зной,  пыльная буря. Им двигало одно желание: подтвердить своё божественное происхождение.
"Жрецы и Оракул должны были признать во мне  потомка греческого бога Зевса. Иначе и быть не может!"
  После  8-ми дней  показался оазис с долгожданной прохладой. Дорога здесь блуждала меж пальмовых садов, огороженных заборами из пальмовых же листьев.(3)  На одном из поворотов  перед Александром предстало удивительное зрелище: прилепившийся на скале древний глиняный город, с высоким минаретом над узкими воротами.
  Внутрь города вёл тесный коридор, стены которого были  сделаны из смеси глины и некрупных камней. Но только пройдя коридор, Александр заметил, что стены искрятся на солнце: в глине проблёскивали  кристалли соли.
  По вырубленным в скале ступеням он поднялся к воротам. Тяжёлая пальмовая дверь, скреплённая коваными гвоздями, была открыта, словно ожидала Александра.
  Там его  встретили жрецы. Они провели императора в святилище, где он оставался там один. Никто до сих пор не знает, что за вопросы задавал

Реклама
Обсуждение
     00:05 05.08.2022 (1)
1
СУПЕР! Очень интересно и познавательно всё написано! Спасибо! Узнала много нового!))
     00:06 05.08.2022
1
БлагоДарю за интерес к моему произведению!
     18:15 04.08.2022 (1)
     18:28 04.08.2022
     13:58 04.08.2022 (1)
1
Спасибо! Интересная работа!
     14:02 04.08.2022
1
БлагоДарю! Поклон от историка.
     12:36 04.08.2022 (1)
Кладезь информации.. 
Анечка, удивительна и познавательна эта глава. 
Спасибо огромное за твой труд! 
     12:52 04.08.2022
2
Столько информации приходится "перелопатить", прежле чем выудить главное...но о Александре ещё не всё...
Реклама