Произведение «Взаимодействие элементов сознания в "направленной релаксации" 30»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 107 +1
Дата:

Взаимодействие элементов сознания в "направленной релаксации" 30

30
Попробуем поговорить о свободе воли. В психологии понятия «воля» и «внимание» иногда рассматриваются на примере рисунка 9. Здесь можно видеть четыре типа возможных ситуаций в зависимости от типа личности субъекта и тех внешних обстоятельств в которых он может оказаться.


Рисунок. 9  Схема взаимодействия человека с окружающим миром на предмет необходимости проявления волевой регуляции

Ситуации I-го квадранта – простой субъект в легком мире. У человека один мотив и нет преград на пути реализации своего мотива. В данной ситуации проявления волевой регуляции субъекта нет.
Ситуации II-го квадранта – простой субъект в трудном мире. У человека один мотив (природный) и возникает преграда для его осуществления. В данной ситуации реализацию потребности придётся задержать, то есть необходимо проявление терпения со стороны субъекта. Препятствие для человека является непреодолимым без специальной подготовки и человеку необходимо время на переосмысление своего мотива, препятствия и поиск возможности удовлетворения своей природной потребности с учетом наличия препятствия. В данном случае происходит развитие «внимания» человека, то есть расширение познавательной сферы человека в результате чего человек осваивает средства по преодолению имеющегося препятствия.
Необходимость в волевой регуляции возникает при наличии у человека нескольких мотивов и волевая регуляция необходима для усиления имеющейся недостаточной мотивации, которой изначально недостаточно для удовлетворения потребности. Для проявления волевой регуляции человек должен иметь хотя бы два мотива, то есть являться «сложным субъектом».
Ситуации III-го квадранта – сложный субъект в легком мире. У человека несколько мотивов и нет преград на пути их реализации, но есть проблема – какой мотив реализовать (проблема выбора). В данной ситуации человеку приходится столкнуться с борьбой своих мотивов и сделать осознанный выбор в пользу одного из них.
Ситуации IV-го квадранта – сложный субъект в трудном мире. У человека несколько мотивов и имеются преграды на пути их реализации. В данном случае человеку необходимо первоначально определиться с мотивом, который необходимо реализовать, а уже затем решать проблему с препятствием, которое при первом рассмотрении кажется непреодолимым. В этом случае, после преодоление ситуации IV-го квадранта субъектом впервые, полученный опыт является неким откровением. Он осознает, что далеко не каждое непреодолимое препятствие является таковым, просто он изначально не видит возможного решения по преодолению препятствия, так как для нахождения такого решения необходимо качественно новое расширение собственной познавательной сферы. Имеются наглядные примеры, позволяющие понять, что подразумевается под качественным расширением познавательной сферы, например, история с правителем и рабыней. Правитель сказал рабыне, что она должна вслепую выбрать один из двух камней. Если выберет черный, то он ее отпустит на волю, а если белый, то она будет его женой. Рабыня случайно заметила, что правитель взял два белых камня – ситуация на первый взгляд была без возможности выбора и получить свободу в этой ситуации казалось было невозможно. Рабыня берет один из каменей вслепую и выбрасывает его в окно. Правитель спрашивает – какой там был камень? Рабыня отвечает - … Думаю ответ рабыни понятен, и она смогла найти решение, чтобы получить свободу в, казалось бы, невозможной ситуации.

Схема на рисунке 9 может быть пособием по размышлению над весьма многими концептуальными вопросами. Например, интересно посмотреть на ситуацию с Адамом, который жил, на мой субъективный взгляд, в мире описываемом I-квадрантом. Выходящей за рамки I-квадранта была лишь потенциальная ситуация с плодами древа «познания добра и зла», но так как Адам не имел мотива по вкушению этих плодов, то это его и не беспокоило. Что сделал змей? Змей во - первых преподнес плоды древа «добра и зла» в таком виде, что у Евы возник мотив по их вкушению и этот мотив занял первоочередное место, а так как явных преград, кроме устного запрета, не было, то ситуация после возникновения мотива перешла в I-квадрант и мотив был удовлетворен.
Из этого следует, что положение первых людей было шатким на предмет нарушения заповеди Господней. Стоило змею только вмешаться и люди в силу своей простоты и наивности, а также отсутствия познавательной сферы в данном вопросе, совершили глобальную ошибку.
Однако, по всей видимости это было неизбежно, так как люди, по быстрее всего создавались не для того, чтобы за ними постоянно ходила нянька. Относительно людей должен был быть некий план, который предусматривал каждого человека, как некоего помощника Господа и человек должен был знать, что можно делать, а что нет и почему это можно делать, а то нельзя. Человек по всей видимости должен быть неким неумолимым стражем, который был бы способен в любой ситуации принимать решение в соответствии с волей Господней.
Чтобы занять подобное место, человек должен был бы пройти полный цикл в соответствии с рисунком 9, так как только правильное разрешение ситуаций IV квадранта способствовало бы приобретению необходимых для этого навыков «воли» и «внимания». Однако это предполагало бы наличие у человека хотя бы двух мотивов. В результате грехопадения человек получил двойную мотивацию – это мотив добра и мотив зла. С одной стороны, можно на это смотреть с точки зрения, что то, что несет удовольствие - это добро, а с другой стороны, что добро является то, что добром считает Господь даже если для человека это приносит страдания. Перед человеком стоит непростая задача – качественно расширить свою познавательную сферу таким образом, чтобы понимать – почему-то или иное Господь считает добром и уже после этого из множества мотивов отдавать предпочтение тому мотиву, реализация которого является добром не только у Господа, но и в соответствии с собственной познавательной сферой.
В общем, жизнь каждого человека проходит в соответствии со схемой, представленной на рисунке 9 и полная реализация этой схемы должны быть освоена человеком на всех семи уровнях потребностей в соответствии с рисунком 5 (глава 12).
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама