Предисловие: Непростая история, почти сказочная.
Её звали Маргарет, кто-то Грета, а мама называла – моя дочка. Вот эта дочка выросла и стала называть себя принцессой. Почему так? Может, все любили? Нет, пожалуй. Девочка была не тихой: всегда настаивала на своём, а потом и оскорблять начала. Маму свою вначале любила, а потом, когда та состарилась, стала ненавидеть: "Ухаживать за мной не можешь: какая из тебя мать? Я тебя любила, а ты?.." Дальше шли оскорбления, вроде: "Не все такие как ты, некоторые любят своих дочерей, а ты даже ленты мои не погладила. Что я, неряхой должна ходить, по-твоему (...)?"– и добавляла оскорбление, которое я не могу здесь повторить. Так длилось недолго, мать помучилась (болела сильно) и умерла. Девочка осталась одна: отца не было, ушёл к другой, а родственники ушли от девочки, считая её неблагодарной. "Ну и пусть, пусть уходят, я остаюсь одна", – думала девочка. Долго считала себя свободной, но когда запасы кончились и надо было позаботиться о будущем, Маргарет задумалась: "Действовать буду решительно и..." – тут мысли у девочки обрывались."Кого я буду заставлять ухаживать за мной?" – подумала и заплакала. Она впервые плакала от отчаяния: плакала мама, а она нет.
- Что же теперь?
- Что же теперь? – повторила кошка.
Кошка Маржи будучи котёнком нравилась девочке, Маргарет играла с ней, заставляя прыгать, и весело смеялась, когда та кубарем катилась по полу. Потом забыла о кошке, не заботилась о ней после смерти матери, а теперь...
- Хочешь, я тебя научу? – промурлыкала Маржи.
- Научи, Ма... Ма... – девочка забыла, как зовут её кошку.
- Маржи, – подсказала кошка своё имя.
- Ну конечно, – засмеялась девочка, – Маржи, только учти, Маржи, – девочка строго погрозила пальцем, – если мне не понравится твоя подсказка (она специально помощь называла подсказкой, чтобы в случае чего назвать её ничтожно малой, несуществующей), я выгоню тебя вон, – и тем же пальчиком, что грозила, указала на дверь, – будешь жить в хлеву, в сарае, – уточнила девочка.
- Я и так там живу, – сказала кошка и, подняв хвост, направилась к двери.
- Не-е-ет, постой, ты ещё не сказала...
- Я передумала, принцесса.
Девочке это понравилось: "Вот кто теперь будет заботиться обо мне". Но что-то в девочке противилось этому: кошка не человек, ни мама, ни родственница – всего лишь животное.
- Ладно, скажу, – кошка села у порога, стала умываться, – иди сюда, иди сюда – я сказала.
- К тебе? – девочка не верила своим ушам: кошка мылась и говорила с ней.
- Ко мне, – умывая мордочку, сказала Маржи.
- Маржик, – девочка умильно сложив ручки стала приближаться к кошке.
- Стой, ближе не подходи, сейчас откроешь дверь, выпустишь меня и встретишь человека, во всём слушайся его: поняла?
Своей походкой, с вытянутым вверх хвостом, кошка подошла к двери, прося выпустить её наружу.
- Маржи, – говорила девочка, выпуская кошку, – ты не сказала...
- Что не сказала тебе кошка, девочка? – улыбнулся человек, он проходил мимо, когда девочка, приятно одетая (Маргарет следила за собой), выводила свою кошку погулять.
- Кошка? – притворилась удивлённой девочка. – Она не умеет говорить, я только воображаю.
Человек усмехнулся, закурил трубку.
- Позови маму, я хочу с ней поговорить, ладно? Как тебя зовут, девочка?
- Маргарет, а её Маржи, – кошка никуда не уходила, делала вид, что умывается, на самом деле – слушала разговор.
- Маргарет и Маржи – интересно! – он что-то прикидывал в уме. – Ладно, девочка, будешь звать маму? Я хотел бы с ней потолковать об одном дельце.
Маргарет прикинула в уме: надо ли говорить чужому человеку, что у неё теперь нет мамы? И осторожно сказала:
- Сейчас её нет, мамы нет.
- А вечером?
Девочка не хотела раскрывать своё одиночество, дяде ещё не доверяла... пока.
- А вы скажите, я передам, – сказала она смело, – когда придёт, я передам.
- Хорошо, я скажу, – человек уставился на кошку, та внимательно оглядывала незнакомца и водила носом, будто чуяла его, и после того, как она сказала "Мяу", он продолжил, – и о ней скажу, уж слишком... – он начал издалека, – дело в том, что я хозяин театра, а вы замечательная пара. Да-да, не смейся, девочка. Кошка любит тебя и хочет помочь. Откуда я это знаю? У меня много животных и носорог есть.
- Так это цирк?! – девочка в восхищении всплеснула руками.
- Цирк, цирк, – мужчина смеялся, – но я не хотел говорить твоей маме в самом начале: видишь ли, родители пугаются за детей, когда я говорю о цирке.
- У меня нет мамы, – она показала на кошку, – только мы вдвоём с Маржи и всё.
Девочке хотелось хлопать в ладоши, но "дяденька" её остановил:
- Почему же ты тогда сказала... а, понятно, боишься меня? Тогда приходи завтра в это же время во-о-он туда, – и показал место, – там за заброшенным сараем мы остановились: придёшь?
Девочка усиленно закивала:
- Приду.
- Тогда захвати кошку, посмотрим, что за номер получится, – он совсем собрался уходить, но потом всё же спросил, – так никого нет, даже родственников?
- Родственники есть, но они ушли... все.
Девочка боялась, что человек уйдёт, передумав, но он ушёл с другими мыслями. Нет, конечно, он не был волшебником, но подумал, что с девочкой неладно: "Творится, но что?"
Утром девочка с кошкой Маржи была в указанном месте. Там разбирали шатёр, ставили забор для диких зверей, которые пока томились в клетках, а вездесущие клоуны сновали здесь и там. Завидев девочку с кошкой на руках, позвали:
- Девочка, девочка, иди к нам, у нас тут весело, – один даже нос натянул картошкой и стал кривляться, отчего Маржи захотелось сбежать поскорей.
- Нет, мне нужно к вашему директору, он вызывал, – сказала она гордо.
- Ну, иди-иди, к своему директору, – надув обиженно губы, сказал клоун с носом картошкой.
Девочка засмеялась, а следом засмеялись актёры кто как мог – один стал кататься по траве. Господин в чёрном цилиндре наблюдал эту сцену...
- Так, – сказал он, это был тот самый "дяденька", – пройдёмте ко мне, милая барышня, – а клоунам он скорчил рожу, отчего они попадали на землю, хватаясь за животы.
- Как весело у вас, – сказала девочка, – я давно так не смеялась.
- У тебя здесь всё будет хорошо, мы семья, Маргарет. Я узнал от твоих родственников, как ты живёшь и у тебя нет мамы. Не смущайся, здесь все о всех знают. Я родился здесь. Этот цирк – всё что у меня есть... – он говорил долго о цирке, хвалил своих артистов, приговаривая всюду, – как тебе это лучше сказать?..
А закончил неумной фразой:
- Ты нам не подходишь, Маргарет, – он опустил глаза.
Девочка повторила за ним это движение, взяла кошку (она лежала рядом) и пошла к выходу.
- Постой, ты знаешь почему я тебя не взял?
Девочка помотала головой.
- Вот поэтому, девочка.
- Но я ведь ничего вам не сказала?
Директор ждал хоть слезинку в её глазах увидеть – нет.
- А мне не надо говорить, принцесса.
Прошло два года. Цирк гастролировал по городам и, наконец, вернулся, расклеены были афиши с раскрашенными лицами циркачей. Девочка узнала двоих из семи артистов и заплакала. Она стояла у афиши и плакала. Кто-то спросил:
- Что, на билет не хватило денег?
Девочка помотала головой и пошла. Ситуация выглядела следующим образом. Когда "дядька" поговорил с девочкой, он обратился к соседу, тот указал на тёткин дом (у матери Маргарет была родная сестра). Из разговора с ней директор цирка узнал о девочке всё: её характер, запросы и отношение к людям.
- Да, жаль, она мне понравилась вначале, давайте сделаем так: я отдаю эту сумму, а девочка живёт у вас...
Дальше они договорились, как будут действовать вместе.
Маргарет вернулась в дом, кошка говорила с ней вслух:
- Ну, ладно, я буду ловить мышей, а ты как?
- Хорошо, что тебя это беспокоит, Маржи, – тут раздался стук в дверь, – кто там?
- Это я, твоя тётя Агата, Маргарет, идём жить ко мне и кошку забирай с собой.
- Ладно, тётя Агата, пойду.
Тут бы этой сказке и закончиться, но было продолжение. Два года спустя, тётя Агата смилостивилась и купила билеты на представление.
- Пойдёшь? Цирк выступает, я уже билеты купила.
Девочка закивала головой:
- Пойду, а Маржи можно с собою взять?
- Бери, – тётя Агата рассмеялась.
На представлении вышла заминка, клоун растерялся: он оглядывал зал и разводил руками – где? Все стали огладываться и тоже искать. Маргарет тоже оглянулась, но у неё был последний ряд, и тут она догадалась, подняла руку:
- Я здесь!
- Вот моя принцесса со своей кошкой, которая умеет разговаривать, – и стал звать, приглашая руками, – иди сюда, в центр арены.
Людям понравился непостановочный номер, все стали хлопать, звать девочку на арену. Девочка покраснела, отдала Маржи тёте, но та не захотела сидеть на чужих руках и спрыгнула с колен. А когда девочка вышла на арену, она оказалась у её ног, отчего публика зарукоплескала ещё больше.
- Так вот какой совет у тебя был?! – сказала девочка кошке во всеуслышание.
Отныне девочка со своей кошкой стала служить в цирке. В семнадцать лет вышла замуж и родила сына, он стал великим циркачом. А кошка долго жила и умерла в старости, нарожав за свою жизнь много котят, один из её потомков всё ещё живёт в цирке...
Эта история непростая, почти сказочная: ну и что, что кошка разговаривает с девочкой, просто та смогла услышать и перевести её слова-мяуканье. Перевоспиталась девочка? Нет. Она перестала оскорблять окружающих, но характер остался прежним. Она знала, что она принцесса, без зазнайства – знала. Это ей позволило стать принцессой на арене цирка, любимой всеми. Как это помогло в жизни? Ведь жить, понимая, что у тебя не те потребности, чем у других людей – не просто, к тому же не знать, что за этим кроется. Не в своей среде талант погаснет, примет уродливую форму, как у Маргарет в начале жизни, но попав в свою среду, он расцветает, обретая мощь, данную природой, раскрывая всю целостность натуры.
На этом всё. Рассказ закончен, и он не о перевоспитании ребёнка.
|