Ветры, как и люди, - они разные бывают. Один заласкает до беспамятства, другой иссушит жаром пустынным душу, третий теплом и любовью согреет. А бывает ветер, словно осатаневший, будет дуть, выдувать, изгонять остатки воспоминаний, заживо человека хоронить, ведь что за человек без памяти.
… Поздняя осень. На совесть постарался ветер буйный — раздел деревья, чтобы спокойнее им спалось, чтобы листья неугомонные своим шелестом-разговором не тревожили их чуткий сон.
… По аллее, ведущей к морскому побережью, идёт немолодая женщина. Глядя на пожухлую растительность, на деревья, кажущиеся такими беззащитными в своей оголённости, открытости, вспоминает когда-то давно прочитанные строки:
Ты был ли - не был, смутно помню.
Что стало с именем твоим?
Так снится музыка глухому,
Так снится первый снег слепым…
Так сны, как озаренье,
И долго теплится их след.
Не ждать напрасно повторенья -
Не будет повторенья, нет!
Внезапно, налетевший с моря, ураганный ветер, оскалившись, поддакивает: «Не был, не был, не был-л-л… Всё ушло-о-о, забудь, забудь, забудь...».
Женщина встрепенулась, остановилась и подумала: «Прав был Михаил Пришвин, говоря, что надо свыкнуться с потерей всего, чем обладаешь, и даже — с собственной жизнью. Хотя, свыкнуться, не значит забыть… Потерять — одно, а забыть — совсем другое…
Было, много чего было в жизни: первая неразделённая любовь, рождение детей и внуков, уход в небытие любимого человека и самого преданного мужчины — отца, любимая работа… Да разве всё вспомнишь в одно мгновение!»
Тем временем ветер крепчал, хохоча и сбивая путницу с ног, швыряя в лицо последние листья, обледенелые, покрытые солёными брызгами моря. Горьковато-солёный вкус этих брызг обжигал разгорячённые от волнения губы, добавляя горечи в её думы.
Вдруг взгляд женщины остановился на листочке — он трепыхался на самой верхушке старого клёна, изо всех сил стараясь удержаться на ветке. Вот он изловчился и, свернувшись клубочком, укрыл собой самую нежную, молоденькую почку, с ужасом глядевшую на приближающийся шторм.
И она, скорее почувствовала, чем услышала в шелестении этого, умудрённого прожитыми днями, листка:
- Помни! Было, всё было — и радость, и счастье, и боль, и потери. Ничего не пропало, и всё имеет свои имена.
Наступит весна, развернутся почки, раскроют листы книги воспоминаний. И вновь оживут воспоминания — светлые, спокойные, мудрые… А когда и ты уйдёшь в вечность, дети и внуки, друзья, услыхав шёпот деревьев, вспомнят светлые и счастливые мгновения жизни, подаренные тобой.
Женщина расправила плечи, подняла голову и направилась к бушующему морю — никакой ветер её не сломает, не выдует из головы воспоминания. Камень, давивший грудь, свалился, душа устремилась ввысь, сердце затрепетало от радости. Жизнь продолжается!
|