Наша семья была обычной советской семьёй, живущей без особых излишеств. Но жили мы очень дружно. Детей не надо было уговаривать помочь по дому или в огороде. Они сами видели, что мне с мужем приходится нелегко, поскольку с раннего утра и до позднего вечера мы трудились в колхозе: дояркой и трактористом. Старшие дети приучали к домашней работе младших, а также помогали им делать уроки. Вот так и протекала наша сельская жизнь.
Дети незаметно выросли, и вот уже старшего сына призвали на срочную службу в Прибалтику. Он прислал письмо, в котором просил приехать к нему на Присягу. Но мы, к сожалению, не смогли отпроситься у председателя колхоза. Сын отслужил и вскоре уехал на ПМЖ в другой регион, где очень быстро женился. В гости приезжал очень редко и без особого желания – никак не мог простить нам того, что не приехали тогда к нему. И тогда я решила, что к другим сыновьям обязательно поеду на Присягу, чего бы мне это не стоило.
Пришло время служить среднему сыну, которого призвали в Военно-Морской Флот. В своём первом письме сын только кратко написал, что у него всё хорошо. В ответном письме я спросила о дате принятия им Присяги? Но сын сказал, что поездка к нему – это дорогое удовольствие и попросил не выбрасывать деньги «на ветер». И тогда я написала письмо командиру войсковой части, номер которой был указан в обратном адресе на конверте. В письме я описала ситуацию и попросила разрешения на посещение сына в день принятия Присяги. К моему удивлению, ответ пришёл очень быстро. Командир части поддержал мою идею, сообщил дату и предложил не сообщать сыну об этом, чтобы мой приезд стал для него сюрпризом.
Я не буду описывать весь процесс подготовки и саму дальнюю поездку простой сельской женщины, которая никогда в жизни не ездила дальше своего районного центра. Поезд прибыл на железнодорожную станцию строго по расписанию. Я вышла из вагона, прошла через здание вокзала на стоянку «такси» и, отмахнувшись от назойливых «частников», села в зелёный «УАЗ». Командир в/ч прислал свою служебную машину, после того, как я сообщила ему телеграммой дату приезда и номер поезда. Водитель отвёз меня в гостиницу, поселил в номере и сказал, что заедет за мной через два часа. Я привела себя в порядок и, в условленное время, спустилась к выходу. Через десять минут мы были уже на КПП, где мне оформили пропуск, и водитель провёл меня в кабинет командира. Он обрадовался моему приезду, угостил чаем и рассказал о том, как служит мой сын, зарекомендовавший себя исполнительным и добросовестным матросом. Время в беседе пролетело быстро, и пора было идти на плац, где уже всё было готово к торжественному мероприятию.
Командир поставил меня в таком месте, откуда я могла бы хорошо видеть всё происходящее, не боясь быть преждевременно замеченной сыном. Далее была приветственная речь командира, прозвучал Гимн Советского Союза и начали по алфавиту приглашать матросов для принятия Присяги. И вот, наконец-то, прозвучала фамилия сына. Вот он – моя кровинушка, в новой военно-морской форме, с автоматом на груди, строевым шагом подошёл к столу, покрытому красной скатертью, взял в руку текст Присяги. И незнакомым мне голосом чётко и громко прочёл: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю Присягу и торжественно клянусь…» Я с замиранием сердца слушала твёрдый голос своего быстро повзрослевшего сына, а слёзы радости и гордости за него непроизвольно текли из моих глаз. И сдержать их было не в моих силах.
После принятия присяги и торжественного марша, сыну дали увольнение в город до 22.00 часов. Мы сначала поехали в гостиницу, где я накормила сына домашней едой, по которой он очень соскучился. А затем мы пошли прогуляться по городу, в т.ч. зашли в фотоателье, где и было сделано это фото. Стояла чудесная летняя погода, всё вокруг цвело и благоухало, а я шла под руку со своим взрослым защитником.
Но всё хорошее заканчивается очень быстро. Вот и время увольнения подходило к концу. Сыну предстояло служить ещё долгие три года, но я была уверена – он справится.
Мне восемьдесят восемь лет и я – счастливая мать пятерых детей: четверых сыновей и дочки.
Я радуюсь тому, что все они выросли хорошими людьми.
А ещё тому, что мои дети подарили мне пятнадцать внуков, двенадцать правнуков и двух праправнуков.