начало –
галстук клоуна – 1
http://www.proza.ru/2019/05/28/229
галстук клоуна – 2
http://www.proza.ru/2019/05/30/191
галстук клоуна – 3
http://www.proza.ru/2019/06/02/521
галстук клоуна – 4
http://www.proza.ru/2019/06/03/88
галстук клоуна – 5
http://www.proza.ru/2019/06/04/119
*
… я сидел с непереваренным ЦРУ,
да и КГБ ещё не до конца отпустило,
а в коробке, в упаковочных складках синего ватина
лежал маленький Frank Zappa…
*
… это была кукла Пьеро с лицом Фрэнка Заппы:
он был лохмат, как Заппа
и фотографически на него похож -
белое фарфоровое печальное личико с вислыми усами и даже хохолком под нижней губой
и большой чёрной слезой на щеке,
острый длинным конусом колпак,
рубаха сводного покроя голубовато-лунного цвета с чёрными пушистыми шариками пуговиц,
такие же лунные штаны с чёрными клоунскими башмаками ,
и в белых, тоже фарфоровых руках электрогитара…
*
- Нет! Нет! Да!.. Это так восхитительно! – лепетала Беверли, разглядывая куклу, - Фрэнк, это так трогательно!
*
На встрече днём, на традиционно нелепый вопрос
о «дальнейших творческих планах»,
я рассказал, что хочу сделать документальный фильм
о человеке, который объявил себя мессией.
*
Зал слегка притих,
но для Америки мессии – это привычно,
там гур и мессий полно.
Спросили только – каких политических взглядов будет мессия –
коммунист, или демократ?
Я отболтался, что меня больше интересует человек и его внутреннее состояние, чем политика.
И заметил, что издали и сверху, из окошка проекционной
на меня смотрит кто-то носатый в бейсболке с длинным козырьком и с вислыми усами
Решил – киномеханик.
С такими безвкусными усами бывают только киномеханики.
*
Спросили – а как будет называться будущее нетленное произведение?
Я ответил – «Pierrot Lunaire», «Лунный Пьеро».
Тогда поинтересовались – музыка будет оригинальная,
или я буду использовать уже готовые сочинения?
И каких именно композиторов?
*
Я учуял – вопрос с подвохом –
авторские права.
Мы тогда брали музыку для фильмов, совершенно не задумываясь,
кому принадлежат права -
нас это ааа-абсолютно не заботило.
Но наши фильмы были сняты на государственные деньги –
значит –
СССР ворует музыку…
*
Ответил – музыка, по счастью, уже написана:
«Лунная соната» Бетховена в начале и в конце,
а весь фильм - на «Pierrot Lunaire» Арнольда Шёнберга,
https://www.youtube.com/watch?v=DeU892032jY&t=2s
ааа-абсолютно не понимая,
что и Шёнберг, и Бетховен –
это тоже авторские права.
*
И немного поплакался, что искал запись ««Pierrot Lunaire»
аж чуть не по пятнадцати городам Америки
и еле нашёл б/у кассету 74-го года на музбарахолке в Лос-Анжелосе.
Из зала раздались обещания помощи.
*
Заппа слышал всё это из будки –
это он и сидел там в кепке, взятой у киномехаников, чтоб его не узнали.
(об этом - позже)
И вот – Pierrot Lunaire приехал в отель
и лежит в коробке в облике Фрэнка Заппы.
ЦРУ подотпустило.
*
- Moon Pierrout - Frank Zappa, - как-то грустно пояснил Заппа.
*
- О, нет!... о, да!... это великолепно! - твердила моя ненаглядная,
то рассматривая куклу, то прижимая её к груди.
Пьеро под одеждой был безвольно-тряпочный и гнулся во все стороны.
*
- Я эту куклу сам сделал, - сказал Заппа…
*
… а я не понял –
какой myself –
это мастерски сделанная профессиональная кукла…
*
- Нет, голову и руки - это одна художница сделала, -
как услышал он,
- Из пластика. А я волосы приклеил, усы. Я с детства делаю куклы. У меня их… даже не знаю сколько.
*
- О, Фрэнк!... это вы сделали сами! – стонала Беверли, - Это восхитительно!
*
Zappa … делает куклы… Pierrout Lunaire… ЦРУ… надо закурить…
Я взял его сигариллку…
*
- У меня дома и кукольный театрик маленький есть, - стал объяснять Заппа, - Мы с детьми, с друзьями делаем спектакли.
*
Заппа… дети… кукольный театрик…. какой-то фельтринелли зачем-то хотел взорвать столб.... взорвался сам… или это было КГБ… красные бригады… кукла Pierrot Lunaire с вислыми усами и лицом Заппы… всё смешалось в доме Облонских…
Я сидел, курил с недозабытым КГБ и непереваренным ЦРУ в животе… надо выпить водки…
*
- Может – вискаря ещё? – заботливо спросил меня Заппа.
*
- Да, - решительно сказал я, - Только со льдом и содовой.
А сам подумал:
- Да побольше, а не этот сраный сантиметр в стакане. Может, у вас в ЦРУ так и принято, но у нас, в СССР даже дети это пить не станут.
*
- Ну… ты теперь знаешь, кто пьёт виски со льдом, – сказал он
и позвал шурщащую.
*
- Знаю, - сказал я, - И мне пофигу – у меня тяжёлый день.
- А что случилось? – встревожилась Беверли.
Хотел сказать – в ЦРУ не приняли, но неопределённо помотал рукой.
*
- Трудные дни бывают у многих, - возразил Заппа, - Но не все кладут лёд.
*
- Насрать. На этих многих, - подумал я,
но вслух об этом не сообщил.
*
- Это так чудесно! – с растроганным придыханием лепетала Беверли, прижимая Пьеро к груди, - Спасибо, Фрэнк!
*
Заппа слегка растерялся – Пьеро приехал не в тот адрес.
- Твой ковбой о тебе много рассказывал, -
опять наврал он,
- Сказал - собирается делать фильм с «Pierrot Lunaire» Шёнберга, -
и тонко намекнул,
- Я подумал – может, мой Лунный Пьеро-Zappa ему пригодится?
*
- Спасибо, Фрэнк, - ещё более растрогано ответила она ему, - Спасибо.
И Заппа смирился.
*
Так как Пьеро был уже её,
я теперь буду звать её - Кукла.
От нежности.
*
- Там в коробке… - показал он мне на коробку, - … три моих фильма. Я согнал их на одну кассету, чтоб тебе три не возить. И дискеты. Адрес мой и все мои телефоны.
*
А мне в этой Америке кассет надавали!
И режиссёры свои творения, и студенты, и все кому не лень,
с просьбой посмотреть и написать потом, что я думаю.
У меня уже сумища была с этими кассетами.
Причём, несколько своих фильмов, люди записывали каждый на отдельную кассету,
не сильно заботясь, как я всё это попру.
И только Заппа подумал об этом.
*
- Когда вернёшься, посмотришь. Потом созвонимся – я тебе расскажу, или пришлю наброски сценария - какой фильм я хочу сделать. Посмотрим, может, найдём общий язык. И не тяни. У меня на этот проект – запланирован год. Ну, год с небольшим.
- Да, конечно, - заобещал я.
И тут Заппа вдруг встал и кому-то поклонился головой…
*
… я обернулся:
это вышел пианист –
оказывается, был перерыв в музыке –
старый негр во фраке с бабочкой и мелкостриженных седых кудряшках.
Ему вяло и жидко похлопали.
Он остановился и ещё более почтительно склонил голову перед Заппой,
потом поклонился публике.
Над кожаной банкеткой согнулся, откинул руками фалды фрака и уселся за рояль…
*
- Хороший клавишник, - сел и сказал о нём Заппа, - Играл… -
и он стал перечислять, с кем этот негр играл,
из коих я не идентифицировал ни одного,
только обратил внимание, что негр не играл с Бахом.
Заппа это, конечно, заметил.
*
Негр начал играть.
Мы сделали наши рты потише…
*
- Значит так – какая у нас программа? – почтительно понизив голос перед музыкой и негром, спросил Заппа.
*
Я пожал плечами, а сам подумал:
- Какая программа – в ЦРУ вступать. Как в комсомол.
*
А он вдруг полушёпотом предложил:
- Можем сгонять и дать в морду этому коротышке Бобу Дилану.
*
- Вау! – тихо воскликнула Кукла.
И непонятно было – возмущена ли она
или ей тоже хочется дать в морду Дилану.
*
- Ты – как? – спросил он меня.
- Да за что? – тихо изумился я.
- А пусть не врёт, что его в машине в СССР фанаты на руках носили, - совершенно серьёзно возмутился он.
*
- Really! – опять воскликнула Кукла.
и непонятно было – спрашивает ли она,
или ей понравилась идея дать в морду Дилану.
*
Мы перешли на полушёпот.
Я сказал, что читал в наших газетах об этой истории с Диланом в Тбилиси,
как Дилан юркнул от поклонников в машину,
а толпа подняла её и понесла в гостиницу.
- Они, наверное, на помойку хотели его отнести, - прокомментировал Заппа.
*
- Seriously? – воскликнула Кукла.
И непонятно было – то ли возмущена она,
то ли Дилану туда и дорога.
*
Я ответил, что не очень поверил, про машину на руках.
- Да, конечно, пи*дит! – обрадовался Заппа, - Но говорят, у вас там – рвутся с него.
*
С Диланом в СССР возились.
И Вознесенский, и Евтушенко.
Думаю, с самых верхов это шло,
но по Москве гуляла сплетня, что на его очередной концерт не состоялся,
потому что было продано всего четыре, что ли, билета.
И эту сплетенку я и передал, как старая бабка.
*
- Ваууу! – тихо сказала Кукла, играя куклой.
И непонятно было – много это, четыре билета, или мало.
*
- Не знал, - как-то сокрушённо запереживал он за Дилана, - А то б ещё два купил… - и через паузу, - …. и не пришёл.
- А я б сходила, - сказала Кукла.
*
- Пусть сначала определится, - ответил ей Заппа,
- То он… -
воздел руки,
- … О, Иисус! –
опустил руки,
- То он Хабад-любавич, –
и от бакенбардов показал пальцами вьющиеся вниз пейсы,
- Потом Мохаммеду пойдёт кланяться. Потом Зевсу. Потом в компартию вступит. Ну, ты - определись, парень.
*
- Это верно - он должен определиться, - подтвердила Кукла, - Зевс еврею - не к лицу.
*
- А ты как думаешь? – спросил он меня.
- Меняется человек, - уклончиво ответил я
и не смог удержаться и не съехидить,
- Я вот тоже сегодня – с утра из KGB был, а к вечеру чуть агентом ЦРУ не стал.
- Really! – удивилась Кукла, - Ты ж не американец?
*
Заппа рассмеялся.
Однако вернулся к старой теме:
- Да я шучу – мне нравится Дилан. Я просто слушаю его голос. Музыки там – кот набздел и тексты у него туфта полная. Но я его люблю. И он обязательно получит какую-нибудь… -
он задумался, подбирая, что должен получить Дилан,
- … нобелевскую премию. Вот увидишь. Евреи ему выгрызут.
*
- Seriously? – серьёзно спросила его Кукла.
*
Я помню, от души рассмеялся.
Не хочу обидеть поклонников,
но это было очень смешно -
Боб Дилан и академики.
Рок певец и Нобелевская премия.
Это был абсурд абсурдыч.
*
Но, поди ж ты – сбылось!
Когда недавно услышал это по ТВ,
сразу Заппу вспомнил:
а шуточка-то сбылась…
*
Оказывается, больше двадцати лет некие силы продавливали Нобелевский комитет,
чтоб Дилану дали премию
и в 2016 комитет сдался.
Скорее всего, Заппа просто уже тогда это знал, что кто-то уже начал давить.
*
Но были вещи, которых он знать не мог.
И они тоже сбылись.
*
- Ты еврей? – спросил он меня.
- Нет, - ответил я
- Я тоже, - сказал он, - И это плохо.
- Это плохо, - подтвердила Кукла.
- Чем? – спросил я.
- Не видать нам нобелевских премий, - вздохнул он и засмеялся.
*
И эта шуточка сбылась.
*
- Это плохо, потому что евреи богоизбранный народ. А я – еврейка, - гордо сообщила Кукла.
Чем повергла меня в шок.
Гораздо больше, чем ЦРУ.
Натуральная голубоглазая блондинка с золотыми, мягко вьющимися волосами…
*
- Значит – получишь нобелевскую, - пообещал ей Заппа.
- Она мне не помешает, – пожала плечами Кукла,
словно он ей посоветовал заранее отказаться от Нобелевской премии.
Меня это слегка подивило,
а Заппу порадовало.
*
- Ладно, хрен с ним, с Диланом, - закончил он дискуссию, - Такое дело… меня тут попросили посмотреть артистку. Один номер. Короткий. Но, говорят, забойный. И прикинуть - возьмусь я сделать для неё музыку. Погнали?
- А что за артистка? – оживилась Кукла.
- Амазонка, - ответил Заппа.
- Really! – восхитилась Кукла, - На коне?
- На палке, - ответил Заппа.
- На какой палке? – не поняла Кукла.
- Погнали, - согласился я –
мне было всё равно, на коне скачет та амазонка, или на швабре,
главное, чтобы дух-душок ЦРУ остался тут и не поехал за нами.
*
Встали на выход.
У дверей случилась заминка –
Заппа отдал кредитку шуршащей и она ушла с ней…
*
… из-под пальцев седого пианиста лилась музыка.
Заппа подошёл к нему, встал рядом,
приложив руку к груди,
|