Аля Хатько & Олег Вайнтрауб
ТЯЖЕЛАЯ НОША
Часть первая. БЛИЗНЯШКИ
Глава 5. Теперь одна.
Вот и осталась Ольга одна с детьми, когда муж уехал в Латвию. Она не боялась трудностей, но тяжело было ей пережить разлуку с любимым мужем. Она знала, что не бросит дорогой человек ни её,
Ни дочерей. Перед отъездом решили, что учёбу в этом году девочки продолжат. Родители кое-какую заначку имели, а потом, возможно, и Иван сможет своими «золотыми руками» что-нибудь заработать. Он был хорошим плотником и надеялся, что на чужбине сможет проявить себя с лучшей стороны. А на жизнь Оля сможет заработать, устроившись кухаркой у Ерёмыча, да и кое-какие овощи вырастила на своём небольшом огороде.
- Сколько нам-той еды и надо? – успокаивала мужа Оля. – Как-нибудь перебьёмся, может скоро всё переменится к лучшему.
Только знал Иван, что не переменится, и что оба скучать друг без друга будут. Но вида не показывал, держал себя в руках. Притихли и девчонки. Хоть и малые были, но понимали, что что-то поменялось в их жизни. Не стало слышно их песен, и учится стали ровнее, без всяких подвохов. Как могли помогали матери по дому. они уже сами мыли посуду, убирали в комнатах и на кухне. Вот только кушать готовить мать им запрещала. Боялась, чтобы не устроили пожар. Иногда с работы приносила с разрешения хозяйки остатки какой-либо еды, хлеба или выпечки. Это было большим подспорьем для семьи.
А вскоре случилось несчастье: умер отец Ивана. Умер Кузьма скоропостижно в возрасте 59 лет. Так и похоронили без сына. Не знали пока что адреса куда письмо писать. Забота о больной свекрови теперь легла на плечи Ольги. Зинаида Петровна понимала, что невестке и так приходилось туго, а теперь вот ещё один груз упал ей на плечи и старалась, как можно реже обращаться к Ольге за помощью.
Будучи женщиной доброй души, Ольга отрывала последнюю крошку хлеба от себя, но свекрови голодать не приходилось. Через полтора месяца пришло письмо от Ивана. Он писал, что устроился работать у богатого латыша, который владеет большим хутором и собственным хозяйством с коровами, свиньями, овцами. Едой хозяин их обеспечивает и по договорённости должен неплохо оплачивать их работу. Если действительно так и будет, как обещано, то тогда Иван сделает своим любимым женщинам сюрприз. Но об этом говорить пока рано. Надо поработать хотя бы год, тем более надо учить латышский язык. Хозяин понимает русский и говорит немного на нём, но остальные члены семьи и работники не понимают в основном. И ещё муж писал, что очень скучает по своей любимой Олюшке и деткам.
Получила женщина письмо и немного легче на душе стало. Словно окутал муж своей любовью и нежностью. А ещё намекнул о каком-то сюрпризе. Может сам как-нибудь приедет навестить? Жаль, что об отце придётся ему поведать в ответном письме. Но должна же она рассказать об этой беде сыну. Возможно, при случае, помянет в храме батюшку своего. Бог-то один и на чужбине, и на своей Родине.
Только вот не о приезде своём мечтал Иван, когда о сюрпризе писал. Понравилась ему местность: куда ни кинь взгляд всюду поля ухоженные, лес вековой стоит дыши вволю, не то что в городе: улочки узкие, дома друг около дружки рядом стоят окно в окно смотрит. А не дай Бог пожар случается в одном из них, так целая улица в один миг выгорает. И в конце года своей работы у хозяина решился поговорить, чтобы перевезти сюда свою семью на постоянное место жительства. Хозяин не возражал, а даже обрадовался, что такой хороший плотник не уедет от него, да и жена, как он говорит кухаркой работает у хозяина фабрики. Так что семья пользу принесёт ему и немалую. А жить будут в бараке, который сами плотники возвели в этом году. Ивану, как семейному человеку отведёт две комнаты. После этого разговора мужчины остались довольны друг другом и решили, что в конце апреля Иван сам поедет и перевезёт семью и пожитки сюда.
Получив такое известие от Ивана, Ольга обрадовалась, что теперь семейную ношу они с мужем разделят поровну. Вот только была проблема, что делать со свекровью? Но эта проблема решилась сама собой. Зинаида Петровна сообщила, что отныне она женщина замужняя, приняла к себе соседа, у которого умерла жена и теперь они своё одиночество будут делить пополам. Это как нельзя, пришлось кстати. Вряд ли свекровь изъявила бы желание ехать с сыном и его семьёй в чужую сторону.
Радостно встретила Ольга мужа. За год Иван изменился. Он был весь обветренный, казалось, что даже в плечах раздался. Да и поправился немного. Никак не могли наговорится. Много интересного рассказал Иван об обычаях, нравах латышей. Погоревал о потере отца, порадовался за мать и не осудил, что года не прошло со дня смерти отца, а она замуж вышла. Порадовался отец, глядя на красавиц дочерей. Похвалил за школьные успехи, пообщался с их учителем. Узнал, что в основном программу учебную девочки прошли и смогут в следующем году продолжить учёбу.
Ничего на это не ответил Иван. Не знал, как сложится их дальнейшая судьба. Нужно было девочкам, да и жене учить латышский язык, и только потом думать об учёбе. Но теперь думать было о чём. Они с Ольгой начали собирать вещи к отправке в Латвию. Успеть должны были к 30 апреля, так как на станцию хозяин обещал к этому часу прислать лошадей за пожитками и хозяевами.
На станцию перевезти вещи помог отчим. Он очень старался показать себя с лучшей стороны, и, конечно, у него это получилось.
И вот семья в полном сборе благополучно добралась до нового местожительства. Шёл 1910 год.
(продолжение следует)
|