Произведение «Узкоколейка? И для чего нужна эта странная дорога?»
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Сборник: Поехали!
Автор:
Баллы: 44
Читатели: 416 +1
Дата:
Произведение «Узкоколейка? И для чего нужна эта странная дорога?» самая оцениваемая(19) работа за сутки
12.08.2023
Произведение «Узкоколейка? И для чего нужна эта странная дорога?» самая читаемая(25) работа за сутки
12.08.2023
Предисловие:
Мне бы не хотелось, чтобы эта статья воспринималась как написанная "вдогон" отмеченному в воскресенье Дню железнодорожника.
Нет. Очерк был написан задолго до сегодняшних дней. Поэтому - это своеобразное извинение перед теми, о ком и о чём не удалось рассказать. 

Узкоколейка? И для чего нужна эта странная дорога?


Узкоколейная железная дорога… Наверняка, многие слышали это словосочетание. Но далеко не все представляют себе, что это такое, и зачем такие дороги вообще были нужны.
Железная дорогая – это ещё понятно. Но почему она должна быть узкоколейной?  Неужели обычные железные дороги кого-то не устроили? Или, может быть, они стали не так удобны? Или на рельсах решили сэкономить?
Если попробовать ответить на эти вопросы, то начать лучше с последнего: как раз обычная железная дорога – такая, к которой мы привыкли, намного удобнее. Экономить на изготовлении рельсов вышло бы себе дороже. Всё-таки жизнь человека важнее, даже несмотря на то, что затраты на изготовление узкоколейных рельс были, однозначно, меньше. 
Но если железные дороги продолжали и продолжают развиваться, то век «узкоколеек» потихонечку подходит к концу. Вагонов для таких дорог уже почти не выпускают, тепловозов и подавно. Так что если вам удалось увидеть где-то узкоколейную дорогу – считайте, что вам повезло. Наверное, их сейчас осталось очень мало.
Да не наверно, а точно! По пальцам практически можно посчитать! 

С чего начать? Наверное, с локомотива. Ведь любой поезд, из каких бы вагонов он ни состоял, и по какой бы дороге ни ездил – тянет электровоз. Или дизель-электровоз. Или тепловоз. Ну, или паровоз.
Стоп, стоп! А разве паровозы ещё где-то используются? Их ещё окончательно не списали в утиль?
В наше время, конечно, паровозы по железной дороге не бегают. В основном на узкоколейках трудятся тепловозы и мотовозы (последних значительно меньше). Да и вагончики узкоколеечного поезда поменьше. Они не так тяжелы, чтобы для их перемещения привлекать электропоезд. Зато раньше паровозы на узкоколейных дорогах использовались в качестве тягловой силы очень даже часто. 
Ответ на самый главный вопрос: ЗАЧЕМ нужно было строить узкоколейки – таков: чтобы обслуживать торфо- и лесоразработки, рудники, шахты. Большинство узкоколеек было построено в сталинские времена, я думаю, что объяснять почему – смысла нет.

Впрочем, железные дороги с узкой колеей используются и в наши дни. Непроходимых мест у нас ещё много. Добраться туда, конечно, хоть и сложно, но можно. Например, на вертолете, который в отличие от самолёта не так требователен к взлётно-посадочным условиям. Взлетает без разгона прямо с того места, где стоит. 
Хорошо. Допустим, людей, продукты, медикаменты доставили. Однако спиленный лес на вертолёте не увезешь. Слишком дорогим окажется это "удовольствие" - древесину перевозить по воздуху. Вот как раз для этого узкоколеечное железнодорожное полотно окажется самым малозатратным.

Использовались ли узкоколейные железные дороги для нужд обычных людей? Да, использовались. Почитайте «Мещерскую сторону» К.Г. Паустовского. При создании этого произведения он, большой приверженец путешествий, частенько пользовался именно узкоколейной железнодорожной веткой. И дело тут совсем не в романтике, а в том, что обычные вагоны по болотам не пройдут. А узкоколеечные, которые намного легче, пройдут. Учитывая то, что люди жили в отдаленных от больших городов населенных пунктах, добраться до них можно было только по узкоколейке.

Иногда нечто подобное можно увидеть и в наши дни. Например, на Урале, в Свердловской области есть село Калач и располагающаяся рядом с ним деревня Березовка. Ни на каких даже самых мощных "универсалках" туда не проехать. Вездеход – и тот застрянет. А вот по узкоколейке, которая представляет собой 170 км. пути – очень даже можно. Те, кто увлекается пешим туризмом, так и делают: от г. Алапаевска едут по лесной и болотистой местности ночным поездом до нужной станции, потом высаживаются и разбивают лагерь. Романтика чистой воды! Ни компьютеров, ни мобильников, ни планшетов. Да и зачем они нужны туристу, спрашивается? Интернета в той местности нет. Разве только в электронные игры с самим собой поиграть? Так в те места не для игр едут, а за приключениями и единением с природой.
Вагончики бывают разными. В основном, конечно, внутри они имеют сидячие места. Но бывают такие ситуации, когда людям надо ехать ночью. Для таких случаев, оказывается, есть… вы ни за что не поверите! – спальные вагоны! Плацкарты там расположены только по бокам. Может быть, это не совсем удобно, но в любом случае, это лучше, чем ехать всю ночь сидя.

Теперь о самой дороге. Езда по узкоколейке может показаться немного дискомфортной. Поезд не набирает большой скорости. Даже на малой его во время пути постоянно трясет и качает. Так и кажется, что вагончики сейчас соскочат с рельсов. Но такое случается редко. Всё-таки машинистов на узкоколейную дорогу выбирают достаточно опытных. Те же, кто привыкает к вождению небольшого тепловоза, который спокойно проходит по болотистой и топкой местности, возвращаться к «нормальной» железной дороге часто не хотят. Романтика захватывает!


Послесловие:
Фотографии из Интернета

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:54 01.12.2023 (1)
Спасибо, они тоже ещё нужны!
     13:02 01.12.2023 (1)
Да, много где еще осталось этих дорог. Кстати, детские железные дороги тоже основаны на узкой колее. 
У меня есть одна статья про детскую железную дорогу в Венгрии, давно я ее уже писала. Как-нибудь опубликую. 
     13:16 01.12.2023
будем ждать.
     20:28 13.08.2023 (1)
Очень интересно написано, Магдалина! 
     20:32 13.08.2023 (1)
Рада, что эта тема Вам понравилась. 
Сама люблю ездить поездом, поэтому  и написать старалась с полной отдачей. 
А про узкоколейку обычно даже в День железнодорожника не говорят. 
Вот, решила исправить сию несправедливость! 
     20:39 13.08.2023
И у Вас это замечательно получилось! 
     20:53 11.08.2023 (1)
Просто потянуло проехаться... Ещё и кукурузники бы вернуть для сообщения между райцентрами...
Спасибо, Магдалина!
     21:48 11.08.2023 (1)
Да уж... У нас раньше была малая авиация, когда авиасообщение связывало небольшие города в области.
АН-24 летал даже, ЯК-40, бывало тоже.
А сейчас у нас с "Кукурузников" только парашютисты прыгают.
     21:55 11.08.2023
Точно...
     20:19 11.08.2023 (1)
1
Позновательно и написано интересно.
     21:23 11.08.2023
1
Спасибо,  Владимир. О железной дороге скучно писать и не получится. 
Она всегда в движении. )))
     19:08 11.08.2023 (1)
Интересно написано и фотографии замечательные. 
     19:41 11.08.2023
Спасибо, Светлана. Очень старалась написать так, чтобы и понравилось, и запомнилось. 
Фото на сей раз не мои. 
Спасибо, что напомнили. Сейчас сделаю приписку.
Гость      16:56 11.08.2023 (1)
Очень интересна и познавательнпя статья, Линна! 
И написано с юмором! 
     17:34 11.08.2023
Я рада, что Вам понравилось. Те, кто вырос в СССР, они еще могут похвастаться тем, что знают хоть немного об узкоколейках. А нынешняя молодежь ничего не знает. 
В принципе, об этом и не обязательно знать. Так, просто интереса ради. )))
     17:15 11.08.2023 (1)
Паровозик из Ромашкова. Милота невероятная.
Хочу похвастаться: у нас в Грузии есть такая узкоколейка. "Кукушка" называется. Раньше паровоз тянул пять вагончиков, сейчас электровоз. Ездит из Боржоми в горно-лыжный курорт Бакуриани. Дорога живописнейшая пролегает серпантином в горах. Построена в начале прошлого века. Побывать в Боржоми и не прокатиться на "Кукушке", значит не увидеть самого интересного.
     17:28 11.08.2023 (1)
 Спасибо, Валечка. Да, что-то вроде Паровозика из Ромашкова, точно ты сказала :)))
А я еще хотела поинтересоваться, есть ли в Грузии узкоколейки. Есть, оказывается! 
Вообще, хорошо, что такую дорогу сберегли для последующих поколений. Сейчас некоторые и не знают ни что такие дороги есть, ни того, как они выглядят. 
Я представляю себе, какие там пейзажи! Если даже по военно-грузинской дороге едешь - и то глаза постоянно к окну тянутся, то там, что описала ты - наверное, и подавно красота неописуемая! 
     17:32 11.08.2023
Я сейчас посмотрю в интернете, есть ли о ней информация и фото. Скину тебе.
     13:58 11.08.2023 (1)
Можно было бы еще дополнить ваш рассказ, но и этого достаточно, чтобы понять, как недорогие дороги позволяли развивать обширное пространство страны. Лучшего в мире пока никто не придумал, а вот делают транспорт для них или нет, знать не могу, думаю все кануло в воспоминания.
А вы знаете, как, и с помощью какого инструмента(пересчитать на пальцах руки можно) укладывали десятки километров дорог - в месяц? Какая была технология? При минимуме людей. Это был очень тяжелый труд и за него не плохо платили, да не каждый выдерживал там работать. Теперь работать некому. Совсем некому. 
И несколько десятков лет уже никогда не решат проблему кадров - они вымерли, или уехали. Такие дела.
     14:40 11.08.2023 (1)
Добрый день, Никита Антонович.
Я, честно говоря, и не думала писать об узкоколейной железной дороге. Если бы в одном из журналов при написании статьи про обычную железную дорогу меня не попросили бы расширить тему - этот очерк и не появился бы.
В сталинские времена эти дороги были просто палочкой-выручалочкой при всём том, сколько добывалось угля, руды, спиливалось лесов. На чём-то всё это надо было вывозить. А на чём? Железнодорожную ветку к рудникам не подведёшь. Не построишь её и на болоте. А вот узкоколейку можно. 
Строили эти дороги сами заключенные. Сами строили - и сами же потом на них работали.
Не всегда, конечно. Иногда строили и самые обычные люди. Я у того же Паустовского читала, что за постройку узкоколейки одному мужчине так хорошо заплатили, что он купил автомобиль. Не знаю, правда, какой. "Победу", наверное. 
Но по тем временам это было что-то из рода чудес.
А вот то, что при постройке работать мог далеко не каждый - это верно. 
Наверное, все силы из людей выжимали при прокладке узкоколеек.
     15:57 11.08.2023 (1)
Не выжимали - нельзя было, как говорится, были нормы. А нормы...... О них столько песен было.
     16:35 11.08.2023 (1)
Ох, уж эти нормы... Запредельные. 
     17:06 11.08.2023
При Союзе у нас было два вида нормы, как и два "труда" - плановый для газет, и когда надо было много и срочно. А срочно было всё! Как и лозунг, наверно, помните : "Сегодня план - завтра норма!"
Это о том, что было два Советских Союза - открытый и закрытый. Так вот, этот лозунг был для закрытого СССР и все отлично работало, а что было открыто - пестрило приписками.
Но это все в прошлом, о котором стараются не вспоминать, как об узкоколейках.
     15:42 11.08.2023 (1)
много интересного узнал,
 ты всегда интересно пишешь спасибо
     16:35 11.08.2023
Тебе спасибо, Андрей.
     15:30 11.08.2023 (1)
1
Замечательный очерк. Вдвойне мне дорог, поскольку, родилась и живу в Шатуре. Восток Подмосковья. Торфоразработки. Вернее, сейчас - просто карты. С детства помню узкоколейки, которые использовались как для перевозаи торфа, фрезера на ГРЭС, так и для услуг пассажиров, живущих в поселках. Матрисы ходили с прицепленными к ним вагонетками или пассажирскими вагончиками. Вагончики казались игрушечными из-за маленького размера и постоянно обноаляемых свежей краской внешних стен. Помню их зелеными с желтыми окантовками небольших окон. Дорога имела две колеи, и матрисы курсировали постоянно. Давно уже нет разработок, да и автодороги проложены в сложнодоступные уголки района. Узкоколейка демонтирована. Но осталась память о ней. Светлая, как ромашковые разливы вдоль колеи.
Была удивлена информацией о спальных вагонах. Не знала.
Спасибо Вам. Фотографии очень дополнили очерк.
     15:40 11.08.2023 (1)
Вам спасибо, Наталья, за такой развернутый и интересный комментарий.
Тем, кто представляет себе, что такое узкоколейка, много говорить не надо. Они и сами всё знают. Как Вы, например.
У наших соседей жили родственники в отдаленных местах. Туда только по узкой колее и можно было доехать.
Часто они приходили к нам звонить. 
- Алё, - кричали (связь там была плохая), - вы на праздник как, приедете?
- Нет! - кричали оттуда. - Снова вагончики с рельс сошли. Пока всё в порядок приведут - дня три пройдёт!
Вот так жили... 
     15:58 11.08.2023
Да, так и жили. У бабушки было семеро дочерей, моя мама - старшая. Мама с ужасом расскаазывала мне, как они с сестрой катались по узкоколейке на открытой платформе. Дети. Матриса имела малый ход. Они сидели на этой платформе, болтая ногами. Потом соскочат на землю, пробегут метров сто рядом с поездом и снова запрыгнут. И быоо это в порядке вещей. У меня волосы до смх пор дыбом встают, когда вспоминаю мамины рассказы.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама