Узкоколейная железная дорога… Наверняка, многие слышали это словосочетание. Но далеко не все представляют себе, что это такое, и зачем такие дороги вообще были нужны.
Железная дорогая – это ещё понятно. Но почему она должна быть узкоколейной? Неужели обычные железные дороги кого-то не устроили? Или, может быть, они стали не так удобны? Или на рельсах решили сэкономить?
Если попробовать ответить на эти вопросы, то начать лучше с последнего: как раз обычная железная дорога – такая, к которой мы привыкли, намного удобнее. Экономить на изготовлении рельсов вышло бы себе дороже. Всё-таки жизнь человека важнее, даже несмотря на то, что затраты на изготовление узкоколейных рельс были, однозначно, меньше.
Но если железные дороги продолжали и продолжают развиваться, то век «узкоколеек» потихонечку подходит к концу. Вагонов для таких дорог уже почти не выпускают, тепловозов и подавно. Так что если вам удалось увидеть где-то узкоколейную дорогу – считайте, что вам повезло. Наверное, их сейчас осталось очень мало.
Да не наверно, а точно! По пальцам практически можно посчитать!
С чего начать? Наверное, с локомотива. Ведь любой поезд, из каких бы вагонов он ни состоял, и по какой бы дороге ни ездил – тянет электровоз. Или дизель-электровоз. Или тепловоз. Ну, или паровоз.
Стоп, стоп! А разве паровозы ещё где-то используются? Их ещё окончательно не списали в утиль?
В наше время, конечно, паровозы по железной дороге не бегают. В основном на узкоколейках трудятся тепловозы и мотовозы (последних значительно меньше). Да и вагончики узкоколеечного поезда поменьше. Они не так тяжелы, чтобы для их перемещения привлекать электропоезд. Зато раньше паровозы на узкоколейных дорогах использовались в качестве тягловой силы очень даже часто.
Ответ на самый главный вопрос: ЗАЧЕМ нужно было строить узкоколейки – таков: чтобы обслуживать торфо- и лесоразработки, рудники, шахты. Большинство узкоколеек было построено в сталинские времена, я думаю, что объяснять почему – смысла нет.
Впрочем, железные дороги с узкой колеей используются и в наши дни. Непроходимых мест у нас ещё много. Добраться туда, конечно, хоть и сложно, но можно. Например, на вертолете, который в отличие от самолёта не так требователен к взлётно-посадочным условиям. Взлетает без разгона прямо с того места, где стоит.
Хорошо. Допустим, людей, продукты, медикаменты доставили. Однако спиленный лес на вертолёте не увезешь. Слишком дорогим окажется это "удовольствие" - древесину перевозить по воздуху. Вот как раз для этого узкоколеечное железнодорожное полотно окажется самым малозатратным.
Использовались ли узкоколейные железные дороги для нужд обычных людей? Да, использовались. Почитайте «Мещерскую сторону» К.Г. Паустовского. При создании этого произведения он, большой приверженец путешествий, частенько пользовался именно узкоколейной железнодорожной веткой. И дело тут совсем не в романтике, а в том, что обычные вагоны по болотам не пройдут. А узкоколеечные, которые намного легче, пройдут. Учитывая то, что люди жили в отдаленных от больших городов населенных пунктах, добраться до них можно было только по узкоколейке.
Иногда нечто подобное можно увидеть и в наши дни. Например, на Урале, в Свердловской области есть село Калач и располагающаяся рядом с ним деревня Березовка. Ни на каких даже самых мощных "универсалках" туда не проехать. Вездеход – и тот застрянет. А вот по узкоколейке, которая представляет собой 170 км. пути – очень даже можно. Те, кто увлекается пешим туризмом, так и делают: от г. Алапаевска едут по лесной и болотистой местности ночным поездом до нужной станции, потом высаживаются и разбивают лагерь. Романтика чистой воды! Ни компьютеров, ни мобильников, ни планшетов. Да и зачем они нужны туристу, спрашивается? Интернета в той местности нет. Разве только в электронные игры с самим собой поиграть? Так в те места не для игр едут, а за приключениями и единением с природой.
Вагончики бывают разными. В основном, конечно, внутри они имеют сидячие места. Но бывают такие ситуации, когда людям надо ехать ночью. Для таких случаев, оказывается, есть… вы ни за что не поверите! – спальные вагоны! Плацкарты там расположены только по бокам. Может быть, это не совсем удобно, но в любом случае, это лучше, чем ехать всю ночь сидя.
Теперь о самой дороге. Езда по узкоколейке может показаться немного дискомфортной. Поезд не набирает большой скорости. Даже на малой его во время пути постоянно трясет и качает. Так и кажется, что вагончики сейчас соскочат с рельсов. Но такое случается редко. Всё-таки машинистов на узкоколейную дорогу выбирают достаточно опытных. Те же, кто привыкает к вождению небольшого тепловоза, который спокойно проходит по болотистой и топкой местности, возвращаться к «нормальной» железной дороге часто не хотят. Романтика захватывает!