Одно из самых интересных путешествий на поезде в Юго-Восточной Азии, которое могут совершить туристы, посещающие эти места - это поездка по рыночной железной дороге в Маеклонг в Таиланде.
- Как? Железная дорога проходит прямо по рынку? А такое возможно? Но главное – зачем? Неужели других мест для постройки железнодорожных путей не нашлось? – все эти и другие вопросы неизменно возникают у тех, кто слышит необычное словосочетание – «рыночная железная дорога».
Возможно, кому-то доводилось посмотреть видеоролики с YouTube, на которых засняты палатки торговцев, которые почему-то стоят… прямо на железнодорожных путях. Сначала это кажется обманом зрения. «Скорее всего, здесь когда-то и впрямь проходила железнодорожная ветка, но сейчас она не функционирует. А чтобы территория не пустовала зря, её приспособили под рынок», - вот что приходит в голову, когда видишь первые кадры ролика.
Значит, дорога не функционирует?
Функционирует, да ещё как! Торговый люд уже знает о том, что в определенное время прямо по рынку проедет поезд. Посему палатки быстренько убираются (все они снабжены откидными механизмами), что позволяет поезду медленно проехать мимо торговых точек. А потом всё возвращается обратно, и уже через пять минут никто и не вспоминает, что здесь недавно проехал поезд. Привыкли!
Многие туристы специально едут из Бангкока в Маеклонг, чтобы удостовериться, существует ли действительно необычная железная дорога, которая проходит через рынок? Не розыгрыш ли это? Не шутка ли рекламных зазывал, которые предлагают посмотреть на то, «чего в мире больше нигде не встретить»? Представьте себе – розыгрышем здесь и не пахнет. Абсолютно всё на полном серьёзе. А для тех, кто любит посещать тайские рынки с их богатым ассортиментом, долго прицениваться, выбирать и торговаться, железнодорожные пути, проходящие прямо по территории рынка – несомненный бонус! И правда: где такое ещё встретишь, как не в Маеклонге?
Вообще Маеклонг – это только называние рынка. На самом деле, город, в котором он находится, называется Самут Сонгкхрам. Чтобы доехать от него до от Бангкока, нужно преодолеть расстояние всего-навсего в 70 километров. Можно, конечно, поехать на автобусе или взять напрокат машину. Но что это будет за дорога? Скучная и пресная, и никаких ощущений. Ощущения не заставят себя ждать, если то же самое расстояние преодолеть на поезде. Учитывая то, что поезд проходит через рынок – эти ощущения удвоятся!
Туристы (да что там туристы – там и местного населения с фотоаппаратами в руках очень много!) так полюбили этот рынок, что приходят туда не столько, чтобы закупить свежие фрукты и овощи, сколько для того, чтобы сделать необычные кадры. Это ведь додуматься надо – поезд меж торговых точек пустить! А торговцы, довольные тем, что наплыв покупателей возрастает, охотно показывают места, откуда поезд можно сфотографировать так, чтобы снимки получились наиболее эффектными. Получается, что в выигрыше все: и продавцы, и железнодорожники, и туристы.
Вообще, тайцы любят удивить приезжих чем-то необычным! И иногда такие необычные вещи делаются буквально из… ничего! Скажите, разве вам никогда не приходилось бывать на рынке? Вы никогда не покупали там зелень, картошку или апельсины? Покупали, конечно же, и не один раз! И порой даже торговаться не хотели, чтобы быстрее уйти с рынка и не тратить время зря (многие люди по своей натуре не любят торговаться). Что называется, пришёл на рынок – купил то, что надо, и ушёл.
Но кто же поспешит уйти, зная, что сейчас меж торговых рядов поедет самый настоящий поезд? Тут и не надо, да задержишься! Ведь не в каждом населенном пункте можно увидеть такую картину. Конечно, торговцы знают расписание этого поезда, поэтому как только приближается назначенное время, они тот час сворачивают палатки, пропуская состав. А он не едет, а фактически медленно ползёт меж рядов с капустой, морковкой, картошкой и другими товарами, которые ждут своих покупателей. Кстати, на тайском языке рынок называют "Talad Rom Hoop", что в переводе обозначает «Рынок со сворачивающимися зонтами».
Такое шоу вряд ли можно увидеть где-нибудь ещё. Поезд и впрямь двигается на самом малом ходу, при этом туристы успевают выскочить из вагонов, сделать несколько десятков кадров и запрыгнуть обратно.
И такую картину можно наблюдать не один, а несколько раз в день! Четыре раза в одну сторону и четыре раза в обратную. А чтобы те, кто торгует разными товарами, а так же те, что пришёл на рынок, не попали под колёса, приблизительно за пять минут на тайском, английском и китайском языках звучит предупреждение о том, что к рынку приближается поезд. Правда, торговцы уже знают расписание наизусть. Чтобы придать как можно больше колорита происходящему, они сворачивают палатки и тенты, когда их от поезда отделяет не больше пяти метров.
Что можно добавить? Разве только то, что дорога, проходящая через рынок, интересна ещё и тем, что она одноколейная. Нечасто в наше время можно увидеть такое. Но китайцы (вспомните об их умении удивлять самыми простыми вещами) и не собираются модернизировать рыночное железнодорожное полотно. Зачем? Не электрифицированная железная дорога с тепловозом и старенькими вагончиками привлекают куда больше туристов, чем современные комфортабельные плацкарты и купе.
Ну, как? У вас ещё не возникло желание прокатиться по одной из самых романтичных железных дорог Азии?