Произведение « Шпион» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Юмор
Тематика: Юмористическая проза
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 185 +1
Дата:
Предисловие:

Шпион

    

История эта произошла в советское время, когда дед Матвей был еще молод и перспективен. В летний солнечный день он склонился над капотом новенькой «Волги», безрадостно созерцая ее мотор. Во дворе было безлюдно. Детскую площадку еще не построили и скамейку для отдыхающих пенсионерок, бдящих за окрестностями, не установили. Вот и стоял в одиночестве молодой Матвей Никифорович, склонившись в келейном созерцании двигателя внутреннего сгорания. И все могло кончится ничем, – М.Н., наглядевшись, сел бы и уехал, но из подъезда вышел Афанасий Семенович, и с солидностью своего средне-начальственного положения, углядел непорядок в мироздании – скорбное лицо владельца новенькой «Волги», чего не могло быть, потому что не могло быть по определению.
- Что? – спросил он Матвея Никифоровича. – Двигатель барахлит?
- Нет, все в порядке, - честно отвечал М.Н.
Афанасий Семенович на всякий случай заглянул внутрь царства механики и ничего не увидел, кроме новенького, чистенького первоклассного мотора.
- Так чего не веселы?  - удивился А.С.
- Да вот купил машину, заплатил большие деньги, да деньги-то чужие, - продолжал честно отвечать М.Н.
- Теперь понятно, - сказал А.С., и вздохнул за компанию.
Тут на улицу вышел третий персонаж разворачивающегося действа, Степаныч. Просто Степаныч без заглавного имени, хотя он работал прорабом на стройке, но участок в подчинении был маленький и положение его в иерархии, соответственно, не предполагало полное Ф.И.О.
Вышел он из подъезда и остолбенел. Во дворе стояла новенькая сверхдефицитная «Волга»-3102 и над ее мотором склонились два знакомых по дому.
«Чья?» - вопросил про себя, но будто возопил Степаныч, и горячая волна белой зависти облила его внутренности.
- Сломалась? - с надеждой спросил Степаныч, вставая рядом третьей фигурой.
- Нет, - ответил за двоих Афанасий Семенович. – Все работает, а радости нет. Человек купил хорошую машину, но за чужие деньги. Придется отдавать, да небось не один год.
- Нет, - отвечал Матвей Никифорович – В том-то и дело, что деньги отдавать не нужно. Все оплачено с концами.
Теперь поразились оба: и Афанасий Семенович, и Степаныч.
- Так чего не весел? Должен радоваться, - уверенно сказал А.С.
- И обмывать во всю, - подал ценную мысль Степаныч.
- Да будь она неладна, эта «Волга», если ее цена - предательство Родины. Вернее, чуть не предал, - поправился М.Н. – Но все равно, как-то нехорошо от этой мысли делается и кошки на душе скребут.
- В каком смысле «родину предал»? – спросил А.С. металлическим тоном.
Степаныч же коротко хохотнул, и над хохмой М.Н.. и над непонятливым А.С.
Но М.Н не улыбался. Повисла свинцовая пауза. Степаныч в надежде разрешить ситуацию переводил взгляд с лица одного соседа по дому на лицо другого. Те не улыбались. И у Степаныча екнуло в селезенке.
- Вы это о чем? – попросил уточнить Степаныч.
- А как бы вы себя чувствовали, получи деньги за шпионаж? – спросил М.Н.
Степаныч в облегчении вновь раздвинул рот в улыбке… и замер. Никто кроме него не пытался улыбаться. Да и вообще, шутки у владельца «Волги» получались какие-то дурацкие. Новый генеральный секретарь товарищ Андропов их вряд ли бы одобрил.
- Вы это всерьез? – подал голос А.С., глухо, словно из колодца.
М.Н. кивнул.
- И как это случилось? – начал официальный допрос А.С. У него тесть тещи некогда работал в органах и он был наслышан о такого рода вещах.
- Да, понимаете, ехал я в метро и заодно просматривал документацию нашей новой разработки. А рядом сидел человечек, и все косил глазом в чертежи.. Я загородился от него. Он вроде отстал. А потом спрашивает: «Вы, извиняюсь, где работаете?» Я сразу уловил акцент, но на носу была сдача проекта, и потому не обратил на это внимание. Может, он из Прибалтики. И ответил как есть: «В НИИ..». Сосед помолчал, а потом вновь спрашивает: «А в каком, если не секрет?» Я ему отвечаю: «Секрет, и большой». Тот вновь помолчал, потом опять за свое: «Не может быть. Наверное что-то обычное разрабатываете?» А мы  и впрямь самое что ни на есть обычное мастерили. Я же в НИИ мясо-молочной промышленности тружусь. Но уже столько насмешек наслушался типа: «Вы там, наверное, прибор для прищучивания быков и ущучивания коров разрабатываете?» Потому ответил: мол, конструируем взаимозаменяемые аппараты нового поколения для космоса и подводных лодок. И он отстал. Вышел я из метро, а попутчик вдруг меня догоняет и просит: «А покажите пропуск в НИИ». Я взял да и показал красную книжечку. А там значится: «конструктор 2-й категории». Думал, теперь отстанет. А тот вдруг с предложением: «Хотите 300 рублей в месяц получать?» У меня ставка 140 рублей минус подоходный. Я отвечаю ему с усмешкой: «Конечно, хочу». «Тогда, - говорит соблазнитель, - вы мне фотографируйте эти и подобные им чертежи, а я каждый месяц в условленном месте вам деньги буду оставлять».
- Так он и вправду разведчик? – сурово спросил А.С.
- Ну да. Оказалось, не шутил. Мы присели на скамеечку, он мне и пожаловался: «У нас план по вербовке, а у меня никого и ничего. Если срочно не найду агента, меня турнут из посольства и с семьей отправят в самую далекую страну, где я застряну на долгие годы». И даже назвал ее – Гваделупа.
- Неприличное название, – задумчиво согласился А.С.
- Я бы тоже туда не поехал, - заявил Степаныч, будто он ездил за границу, тем более в далекую Гваделупу. Впрочем, возможно его по специфике работы туда посылали, и не раз…
- И я тоже как-то проникся. Передо мной сидел нормальный молодой человек. Вся жизнь впереди, а без агента ее ему испортят. Вот и подумал: ладно, сфотографирую наше изделие мясо-молочной промышленности. Вреда стране никакого, а 300 рублей получу, зимнее пальто себе справлю. А когда поймут, что я их за нос вожу – не будут же они меня убивать за три сотни. Для них это гроши. Газеты пишут, что недавно там приняли рекордный военный бюджет. Миллиарды и миллиарды… Так я согласился стать шпионом.
- И? – спросил А.С. деревянно.
- Получил «минокс», инструкции по пользованию, стал снимать, закладывать в тайник. А через неделю в том же тайнике находил пачечку денег.
- А они?
- Поначалу удивлялся. Месяц проходит, два… пять… семь Я закладываю фото установки по осеменению и прочей техники для увеличения стадности, а они исправно оставляют деньги. Сначала я боялся, что подкараулят у тайника и дадут кастетом по кумпалу, или деньги назад потребуют. Однако потом понял. Я же не саму установку передавал, а ее детали. А там что? Ротор, схема привода, электроцепи, медный провод 3 на 4… Так все это в любой машине используют! Тогда я стал выписывать журнал «Юный техник» и сдирать оттуда всякого рода схемы. Так они мне благодарственное письмо передали. Написали: то, что разрабатывается в вашем НИИ – уникально и аналогов в мире нет. Еще бы! Установка по осеменению в качестве топливозаправщика в космических аппаратах... И присовокупили премию.
Матвей Никифорович вздохнул.
- Так я купил «Волгу».
- Бляха муха, - сказал Степаныч в литературном переводе.
- И что теперь? – глиняным голосом спросил А.С.
- Вот смотрел на «Волгу» и думал, как дальше быть? Вам рассказал – и надумал.
- Неужели сдаваться органам? – ужаснулся Степаныч. – Машину ведь отберут.
- Не. Решил написать резиденту следующее: «За мной слежка. Возможен арест. Ухожу на дно. Прощайте. Аист». Это мой шпионский псевдоним, - пояснил М.Н.
- Умно! – восхитился Степаныч.
- И что – теперь канал получения денег пропадет? - каким-то мертвым голосом спросил А.С.
- Конечно. Черт с ним. Поиграл и хватит.
Степаныч в восхищении крутил головой. А в мозгу вертелась мысль: «Это тебе не Гваделупа».
- Нам надо переговорить, - вдруг услышал он голос А.С. и тон его Степанычу не понравился. Тем более, когда А. С. добавил: «Пойдемте, посидим в тихом месте».
- Э!Э! – отчего-то всполошился Степаныч, нутром опытного и битого жизнью прораба, почувствовав очередной подвох от этой самой жизни. – А меня?
- «Что «тебя»? – елейным голосом змеи подколодной спросил А.С.?
- Как чего… это самое… переговорить в тихом месте.
Степаныч не мог понять, в чем именно, но ощутил кишечником, что его хотят кинуть. И вцепился в ситуацию мертвой хваткой.
И А.С. сдался, а, сдавшись, выложил свое предложение.
- То, что вы, дорогой М.Н., хотите в отрыв уйти, совершенно правильное решение. Это я вам как родственник одного моего родственника из органов заявляю. Но бросать патриотичное дело по дезинформации противника не стоит. Поэтому предлагаю следующее. Вы пишите резиденту, что завербовали еще одного агента, который заменит вас в работе на тех же условиях.
- А какие фотографии секретных установок вы можете предоставить? – профессионально спросил М.Н.
- Я – начальник БРИЗ - Бюро рационализации и изобретательства. У меня в шкафах этих чертежей от всякого рода заводских кулибиных – уйма. Не на один год фотографий хватит. А уж насчет отсутствия аналогов в мире – не беспокойтесь. Там такие примусы предлагаются, – вражеские аналитики голову сломают. Даже проект вечного двигателя на тахионно-диффузной основе есть.
- А что, хорошая мысль, - согласился М.Н. – Чего, правда, хлебное место терять? Согласен.
- А я? – взревел чуть не плача Степаныч. – А меня завербовать…
- А вы-то что можете сообщить ценного и суперсекретного? – ледяным тоном поинтересовался А.С. – Марки цемента, что не докладываете в бетон, экономя его для частного дачного строительства?
- Ну не скажите! -  засуетился Степаныч. – Мы можем строить подземный космодром и базу подводных лодок с тоннелем до океана.
- Не надо перебарщивать, там не дураки работают, - возразил М.Н. – А вот подземный космодром.., - задумчиво проговорил М.Н, как бы пробуя мысль на зуб. – А что… в этом что-то есть.
Сердце Степаныча радостно прыгнуло.
- Напишите, я и на 50 рэ согласен.
- Так ведь проверят и сразу выведут на чистую воду, - отмел предложение А.С.
- Ничего подобного, - горячо возразил Степаныч. – У нас долгострой. Завод по производству шампуней и прочей бытовой химии строим. Уже пятый год фундаменты закладываем согласно смете. А железо-бетонных изделий для стен нет. Не хватает и кирпичей, а кирпичный завод все никак не запускается. А когда пустят, то кирпич пойдет на первоочередные стройки, а не к нам. Так что мы еще не один год будем ковыряться без видимого результата. Пусть думают, что для отвода глаз, а сами внутрь копаем.
- А фото? – не сдавался А.С.
- Да я таких тоннелей и подвалов нафоткаю - на два космодрома потянет.
- Лады, - согласился Н.М. – У них от 50 рублей бюджет не усохнет. Так что вербую и тебя. Вы, А.С., пойдете под псевдонимом «Орел».
А.С. поспешно кивнул.
- А ты, Степаныч…
- Космонавт.
- Что – космонавт?
- Пусть моя кличка будет «космонавт». В детстве мечтал космонавтом стать, - застенчиво улыбаясь, пояснил Степаныч.
- Хорошо, отныне ты «космонавт», - согласился новоявленный резидент.

                                                                               ________


- И что с ними стало? – спросил внук.
- Не знаю. Вскоре  я поменял квартиру… Следы заметал. И «Волгу» на всякий случай поменял на «Жигули». С тех пор живу спокойно.
И добавил.
- Только ты никому не говори. Это тайна.
Семилетний внук кивнул и пошел на кухню. Дед – следом.
- Бабушка, бабушка, - услышал он. – А дедушка шпионом был!
«Раскололся». – вздохнул дед.
- Я всегда это


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:30 12.08.2023
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама