Произведение «"Осторожно! Моя машина едет назад!"»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 10
Читатели: 147 +1
Дата:

"Осторожно! Моя машина едет назад!"

После того, как выпустилась моя легендарная группа в Кетовском саду, ко мне пришли малыши трех-четырех лет. Набор получился смешанным, рождаемость в ту пору ощутимо упала, среди детских садов развернулась борьба за прием детей. Самая настоящая. Заведующие практически уговаривали родителей приводить детей именно в свой сад.

Женя оказался у меня в старшей подгруппе. Улыбчивый, симпатичный мальчишка из полной семьи. Что ещё для счастья ребенку надо? Только то, чтобы его забирали из детского сада ПЕРВЫМ!

Женю отец и забирал первым. Мы не успевали после полдника выйти на прогулку, как у ворот раздавался женский механический голос «Осторожно! Моя машина едет назад!» Это значило, что подъехал папа Жени и «Москвич» разворачивается.

В ту пору не так много родителей приезжали за детьми на транспорте. Обычно, приходили пешком, поэтому появление машины можно было назвать определенным событием. Особенно с такой смешной «тетей».

Женя сбегал с крылечка, на ходу кричал «До свидания, за мной папа приехал» и влетал в открытую дверку. Малыши с завистью смотрели на уезжающего домой парня. Им предстояло гулять еще часа два, не меньше.

Папа частенько бывал навеселе. Это было  издалека незаметно, но воспитатель с соседней группы поведала, что дело обстоит именно так. Я хотела поговорить с мамой, чтобы она сама приходила за ребенком, но женщина работала сменами, которые заканчивались поздно. Папа же, похоже, вообще не работал. Потому что приезжал каждый день, в четыре часа. Мужики обычно не освобождались раньше пяти-шести.

Однажды, я пробурчала что-то про то, что приходить нужно трезвым, и он со смехом сказал, что он и есть трезвый. Возразить мне было нечего. Не шатается, адекватен. Я не ГАИ, чтобы алкотестер доставать. Так и жили.

Женя очень радовался, видев отца. Было заметно, как они трепетно относятся друг к другу. Такое отношение папы к ребенку, я встречала нечасто. Жизнь в девяностые, порой, была непростой, но мне казалось, что именно эта семья, несмотря ни на что, чувствует себя счастливой.

Оказалось, что это не так.

Мама приходила за Женей редко. Она выглядела усталой, но не жаловалась. У папы действительно были проблемы с работой, и женщина тянула семью одна.

«Ничего! –говорила она. «Скоро все наладится». А пока, в четыре часа дня раздавался знакомый механический голос и Женя на крыльях летел к воротам.

Наступил день, когда за Женей никто не приехал. Для ребенка, который в принципе не знал, что такое уходить домой поздно, это был сильный удар. Детей потихоньку забирали, вечерело. Я пыталась играть с мальчиком, но он вцепился в прутья забора и неотрывно смотрел на дорогу. При звуке мотора вытягивался в струночку и ждал, когда транспорт появится из-за поворота. «Москвича» не было.

Когда в саду не осталось никого и в воротах появился сторож из –за поворота выбежала незнакомая женщина и сообщила, что она пришла за Женей.

Мальчик её не признал, и я отказалась отдать ребенка.

Она заплакала и шепотом сказала: «Папа повесился. Мама не может прийти. Я соседка».

Женя держал меня за руку, в его огромных глазах сквозила тревога и непонимание, но он крепился, не плакал.

Я чувствовала, что ребенок боится отпускать меня, поэтому мы пошли домой вместе.

В ворота я заходить не стала. У открытого настежь гаража, в котором нашли мужчину, толпились люди, дом окутало горе.

Я сейчас всегда вздрагиваю, если вдруг слышу из стареньких машин, на которых так любят кататься деревенские пацаны, механический женский голос «Осторожно! Моя машина едет назад!».

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Автор Савельевна (Ирина Новикова, род. 1971) говорит о себе так: "Я не пишу - я рассказываю. О себе и о детском доме". То есть Савельевна пишет, в основном, автобиографические рассказы (1. И все-таки это детство...2. Семья; ... и другие).

Автобиографический литературный жанр нередко путают с мемуарами. Так, я сама на одном конкурсе рассказов получила резкие комментарии в духе: "Эти воспоминания, дорогие автору, - (и, надо понимать, не интересные читателю) - вовсе не рассказ, а мемуары". Поспорю ретроспективно с авторами сердитых комментариев и процитирую википедию.
Для автобиографии, в отличие от дневника, характерно ретроспективное, с высоты прожитых лет, стремление осмыслить свою жизнь... В отличие от мемуаров, автор сосредоточен на истории своей личности, а не на окружающем мире.
(Из википедии)

Рассказы Савельевны отличаются интересным, увлекательным сюжетом и написаны прекрасным русским языком. Меня они поразили больше всего правдивостью - без прикрас и преувеличений. Или нет, больше всего меня поразила сильная личность автора. Сила её личности - вот что поражает в рассказах Савельевны.

Рассказ "Осторожно! Моя машина едет назад!" - не о детстве Савельевны, но его название можно использовать как предупреждение для авторов, пишущих автобиографическую прозу. Нередко, когда пишем о себе, когда "наша машина (времени) едет назад", мы хвалимся своими талантами или жалеем самих себя, бессознательно стараясь вызвать в читателе восторг перед этими нашими талантами или сочувствие к нам и пережитым нами несправедливым обидам. В воспоминаниях о детстве - но и не только о детстве - мы умиляемся самим себе и стараемся умилить читателя. Авторы-женщины, как мне кажется, чаще грешат этим, расписывая, какой они видят саму себя, например: "Я снова позволила себе быть  нежным котёнком, хмурить бровки и изливать свои жалобы и эмоции по поводу этого жестокого мира... Я снова научилась пробуждать в муже давно забытое чувство нежности..." (Кризис у девочек 40+ - типичная "женская проза"). Это пример того, как не пишет Савельевна. В её рассказах полностью отсутствуют как умиление собой, так и всякого рода штампы.

Вспоминая своё прошлое, нужно быть осторожным, чтобы не начать индульгировать (используя термин из учения Кастанеды: "Индульгирование — от англ. indulge (потворствовать, потакать, удовлетворять свои желания), оставлен без перевода в связи со своей большой ёмкостью и трудностью точного перевода. Негативное состояние, в котором периодически бывают все люди и при котором они поддаются всему, что с ними происходит. Так человек, чувствующий боль, обыкновенно придает ей слишком большое значение и переживает даже после того, как боль прошла. При индульгировании человек погружается в самолюбование, испытывая удовольствие от своих слабостей или мнимых достижений").

Кто-то из нас, может быть, ещё помнит (я, во всяком случае, помню) нашумевшую в своё время автобиографическую повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В ней автор упивается жалостью к самому себе, описывая "жестокую" бабушку, у которой он жил до девятилетнего возраста. Людям, узнающим себя в повести Санаева или склонным к воспоминаниям о своём несчастливом прошлом, очень полезно было бы прочитать рассказы Савельевны. Не для того, чтобы сравнить беды (а их было слишком много) литературной героини её рассказов со своими пережитыми бедами, а чтобы увидеть, прочувствовать её отношение к своему прошлому. В нём совершенно отсутствует самолюбование и совершенно отсутствует жалость к себе.

Поражает также отсутствие обвинений кого-либо или обид на кого-то: нет ни намёка на это при рассказах о родителях, родственниках, воспитателях детдома и о детдомовских порядках, нет сетований на судьбу или на социализм, капитализм, соответствующее правительство. Нет зависти. Может быть, обиды - это другая сторона зависти? Ничего этого нет в рассказах Савельевны.

Вспоминаю один рассказ, сюжет которого заключался в обиде на мать, похвалившую поделку своей молодой коллеги и проигнорировавшую ещё лучшую поделку дочери, младшей школьницы, надеющейся на такую же похвалу. Сейчас я вижу в этом рассказе не равнодушие матери, причинившей дочери душевную травму на всю жизнь, а именно то, что дочь до сих пор испытывает зависть, с одной стороны, и обиду, с другой.

Или ещё один рассказ, о детдомовском детстве. Его автор писал, что детдом находился в бывшем помещичьем доме, печи в котором не могли достаточно отапливать все комнаты и дети мёрзли зимними ночами. Автор удивлялся своей тогдашней наивности: дети ругали помещика, а должны были бы ругать советскую власть. Тут удивилась я: неужели автор не в курсе, что до советской власти его в двенадцать лет отдали бы в ученики ремесленнику или на фабрику, и у него не было бы шанса жить в помещичьем доме, и не было бы шанса стать офицером, кем он стал при советской власти. 

Другая опасность в воспоминаниях о детстве - пересиропить их. Как будто воспоминания о детстве непременно должны быть ностальгией по "сладкой, безвозвратной детской поре". 

У Савельевны же нет переслащенности в воспоминаниях об Артеке и нет жалоб на тяжёлый физический труд в детском доме. Ни слащавости нет, ни жалоб, ни негодования, а есть благодарность.
Что-что,  а  пахать меня научили, и  я искренне за это благодарю.  Воспитание трудом, по моему убеждению,  является  самым эффективным, что бы по этому поводу ни говорили,  хотя в моем случае  получилось оно немного кособоким. Например, я легко нахожу  занятие в любых условиях и умею выполнять дело  максимально хорошо,  но совершенно не могу извлечь из этого выгоду для себя. Проще говоря – я умею работать на благо других. «В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает жизнь другого человека». Пусть слова  Диккенса  будут мне утешением.
(Савельевна. 40. Образование - среднее, воспитание высшее)



Оценка произведения: 10
Алёна Шаламина 18.08.2023
     12:04 20.08.2023 (1)

Согласна с А. Гризодубовым... Рассказчица (воспитательница) без обиняков сообщает,
что "папа частенько бывал навеселе" - да ещё за рулём (!), тем не менее она отдаёт
ему ребёнка. Странное благодушие или... равнодушие.

     18:21 20.08.2023 (1)
Если поведать о том в каком состоянии частенько приходят родители за ребенком, детские сады нужно превращать в детские дома.И никому детей не отдавать.   ( элементарно- родители на работе, а за дитем идет престарелая прабабушка, с которой гораздо страшнее отпускать ребенка). Когда мы однажды  сдали ребенка соцслужбам, а те его в больницу, (неадекватная обдолбанная  мама бросалась драться на педагогов), нас проклял весь город. Тоже назвали равнодушными. Так что не привыкать к подобному эпитету. А папа тогда не был пьян, скорее вечно с похмелья. За многие годы работы я научилась различать разные степени опьянения.
     21:28 20.08.2023 (1)
Моя мама всю жизнь работала в детских садах: сначала воспитателем, последние лет
 двадцать - заведующей. С поста завсадом и ушла на пенсию.
Если родитель(ница) приходил подшофе, она не отмалчивалась,
не рассчитывала на "авось всё обойдётся с ребёнком",хотя в те времена детей
ещё на машинах не забирали. 
Исходя из её практики, её отношения к делу и с учётом рассуждений героини вашего
рассказа, я и высказала своё мнение.
     22:00 20.08.2023 (1)
Что вам ответить? Что и я не отмалчивалась? Что вы не знаете всей ситуации, а лишь, то,  о чем я решила поведать?  Так ведь  вам это не нужно.  Спасибо за нотацию с опозданием в двадцать пять лет.
     22:15 20.08.2023 (1)
1
Не обижайтесь, пожалуйста.
Я ведь обсуждаю действия вашей ЛГ в рамках рассказа:
что в нём сказано, а не то, что за кадром.
Может, нужно более чётко прописать этот эпизод.
     22:24 20.08.2023
Вы, конечно,  правы. Я не писатель, пишу эмоциями. Лишь воспоминания. И то только то, о чем могу. Многое, очень многое выразить не могу. И, думаю, не смогу. Непростые они,   И, конечно, без обид.  Вы правы.
     07:02 19.08.2023 (1)
Извините, не понял… Вы отдавали ребёнка отцу, который приезжал пьяным за рулём???
     19:18 19.08.2023 (1)
Получается, что да. Степень опьянения мне определить было сложно. Точнее, бывали случаи, когда за детьми приходили реально пьяные родители. Это другой разговор, им не отдавала, вела к себе домой. Бывало, ночевали дети. Внешних явных  признаков именно у него не было. Близко он не подходил. 
     21:14 19.08.2023 (1)
1
Даже при малейшем подозрении, даже со слов воспитателя соседней группы нужно было выяснить конкретно. Тем более, что это было "частенько".
Близко он не подходил.
Значит нужно было самой подойти... Вы же рисковали жизнью ребёнка. Мне кажется вы несколько небрежно осветили эту ситуацию в рассказе, и она меня смущает, уж простите, что придираюсь.))
     17:54 20.08.2023
Я осветила ее реально. Человек, не проявляющий признаков опьянения, не вызывал тревоги. Навеселе он был СО СЛОВ ДРУГОГО ВОСПИТАТЕЛЯ. ( С мамой на эту тему я говорила, она заверила, что выпивает папа лишь  по вечерам, ребенка отдавать именно ему, просто  воспитатель как  соседка была в курсе образа жизни семьи) 
     09:44 19.08.2023 (1)
Интересно написано! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
"​Я не ГАИ, чтобы алкотестер доставать".          В то время в стране ещё не было алкотестеров.

"Папа частенько бывал навеселе. Это было не заметно издалека..."                 незаметно


     19:16 19.08.2023 (1)
Спасибо, исправлю!
     10:59 20.08.2023
1
Пожалуйста! 
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! 
И буду рад увидеть Вас у себя "в гостях"! 
     06:31 19.08.2023
1
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама