ТЯЖЕЛАЯ НОША-3 (Глава 15)
Аля Хатько & Олег Вайнтрауб
ТЯЖЕЛАЯ НОША -3
Глава 15. В Варшаве.
Кристина после суда, в котором при помощи Вольдемара ей удалось выиграть процесс, переписала земли на пана Анджея, а сама, собрав пожитки, внучку, самых верных слуг (остальных слуг уволила). Оставила только Тадеуша присматривать за домом и собирать налоги с крестьян, которые арендовали оставшуюся панскую землю. Женщина понимала, что она легко отделалась от своего «свата», а могло бы быть значительно хуже. Много получать прибыли она не будет отсюда, но на содержание поместья в Варшаве ей будет достаточно. А там покойный муж имел ценные бумаги, которые также приносили прибыль, кое-какие драгоценности пани Кристина также хранила в банке, так что рассчитывала продержаться пока подрастёт внучка.
Прошло около семи лет. От Вольдемара не было никаких вестей:
- Значит не нашёл он ни Дашу, ни дочь, - терзалась в догадках пани Кристина. Но однажды всё-таки получила от него радостную весточку, что дочь Даша назвала Мартой и, что обе проживают в Ленинграде.
От радости пани Кристина не могла себе места найти. Она готова была в пляс пойти, получив такое хорошее сообщение. Но, к сожалению, письмо Вольдемара было сухим и конкретным.
Он писал так:
«Здравствуйте пани Кристина!
Сообщаю, что мне долго пришлось искать небезызвестную вам Дарью Ивановну Батюшкову. С ней проживает девочка по имени Марта, которая и носит фамилию матери. На вид девочка здорова и, как мне показалось, счастлива. Я оставил для неё крупную сумму денег, которой обладал на то время. Меня попросили больше не тревожить девочку до тех пор, пока ей не исполнится 18 лет. Да, самое главное: мать и дочь проживают в Ленинграде. Дарья, как я понял из газеты, руководит самодеятельным хором и учиться в театральном училище при Мариненком театре. Больше мне вам сообщить нечего. Если когда-нибудь я снова встречусь с Мартой, нашей дочерью, я непременно вам сообщу.
С уважением к вам….Владимир» .
Далее следовало число, месяц и год и подпись.
Пани Кристина готова была целовать каждую строчку этого письма.
- Бог услышал мои молитвы! Моя дочь жива и здорова, - повторяла, как молитву женщина. Она даже хотела написать письмо Вольдемару, узнать конкретный адрес и самой поехать и рассказать Даше о своём преступлении, но дела хозяйские требовали её присутствия здесь. Да и внучку Елену не хотела оставлять на слуг.
Елена получала от бабушки всё, чего только она желала. И росла она красавицей. Была очень похожа на Дашу своими синими глазами, длинными волосами. Но у Даши волосы были прямыми, а у Елены вились, как у покойного Бронислава. У Даши брови были узкие, чёрные и изгибались полумесяцем, а у Елены брови были отцовские: широкие и рыжеватые. И ещё на плече у девочки красовалась родинка в виде сердечка. Такая родинка была у матери Кристины. Она помнит, как ещё бабушка говорила, что это знак свыше. Он даётся человеку, на счастье. Только вот не был счастлив Бронислав, и будет ли счастлива Хелен? – так думала пани Кристина. К тому же у девочки определённо был талант к пению. Это обнаружила сама пани Кристина, когда однажды услышала, как Хелен, которой ещё и 4-х лет не было, ходила по комнате и напевала какую-то весёлую песенку. Пани Кристина присела за рояль и начала подбирать к этой песенке музыку. И вскоре у них с внучкой начало получаться. Тогда она решила нанять учителя музыки для девочки. И дело пошло на лад. А вскоре начал приходить и школьный учитель. Теперь основное время внучка проводила под наблюдением гувернантки. Элизабет, так звали эту старую деву, по характеру была очень строгой и скрупулёзно исполняла свои обязанности. А вот Елена была ею очень недовольна.
- Бабушка! А можно мне заменить гувернантку? – слёзно просила девочка.
Но тут пани Кристина была несговорчива.
- Нет, и ещё раз нет. Я только и мечтала, чтобы именно такая у тебя была гувернантка, - и наотрез отказывалась даже слушать внучку.
Внучка недовольно надувала губки и уходила прочь, чтобы придумать для своей воспитательницы очередную гадость. На эти штучки она была горазда. Сделает, например, такой прикол, как подсунуть булавку ей в кресло, Элизабет сядет и тут же подхватиться, чуть не плача, но сдерживает себя даже не вскрикнет и голоса на воспитанницу не повысит. А однажды Елена налила на кресло воду. Элизабет не заметила и присела. Сидела до тех пор, пока пару юбок и подъюбник не промокли, и только тогда догадалась почему девочка чуть ли не давиться от смеха.
Элизабет присутствовала и на уроках у девочки, так как учителем был мужчина средних лет, а девочке оставаться наедине с мужчиной было неприлично. И Элизабет всегда знала слабые места у своей подопечной и докладывала бабушке.
Но в целом Хелен неплохо окончила школу и имела среднее образование. Пани Кристина намеревалась отправить учиться внучку во Францию, в Париж, в консерваторию, так как учитель музыки настаивал на этом:
- Пани Гражецкая! Нельзя, чтобы такой талант пропадал. Хелен должна получить музыкальное образование.
- И кем она будет после учёбы? – грозно спрашивала бабушка.
- Она будет прекрасно разбираться в музыке и будет звездой на всех балах. Тем более, у неё редкий голос. Его надо развивать.
И пани Кристина уже готова была сдаться, но Гитлер поломал все планы. Он напал на Польшу. Некоторые богатые люди Польши успели уехать за границу и там наблюдать за происходящим ужасом на их родине. А вот пани Кристина и внучка остались на оккупированной территории.
(продолжение следует)
|