Средневековая Русь. 1263 год. Конец октября
Несмотря на то, что жили монахи тесным и закрытым кругом, лишь по необходимости общаясь с мирскими людьми из Городца, далеко не всех из них Мирослав видел каждый день. Как иноки, так и молодые послушники всё время были заняты на монастырских работах, которые по своей тяжести и изнурительности не уступали ежедневному труду простых поселян.
Иноки следили за монастырским скотом и птицей, делали мелкие работы в обители, помогали с приготовлением пищи в трапезной. Некоторые из них были постоянно заняты в библиотеке, переписывая духовные книги или летописи для передачи в другие монастыри. Молодые послушники, когда не привлекались к общим работам, обучались грамоте и изучали духовные книги.
Отца Даниила Мирослав иногда не видел по два дня. Был он занят в монастырской библиотеке, помогая переписчикам, и сам переводил книги с греческого. Но паломник всегда находил возможность поговорить с Мирославом и подбодрить его. Пусть даже многие разговоры и были совсем короткими. Вячку отец Даниил навещал каждый день и всегда приносил ей что-то поесть. Вообще собаку кормили исправно и, казалось, та уже начала привыкать и к новой жизни, и к новым лицам вокруг. Иногда к ней подходили молодые послушники погладить и поиграть с ней. К тому же каждое утро и каждый вечер тот из иноков, кто был дежурным по трапезной, приносил Вячке еду и родниковую воду.
Ближе к вечеру того же дня, когда Мирослав познакомился со схимонахом, отец Алексий пришёл из своей кельи в угол двора, где было определено место для Вячки. Мирослав уже сидел возле собаки и гладил её по голове.
– Ну что, Мирослав, это и есть та собака, что помогала спасти паломника из болота? – задал вопрос схимонах и без того уже зная ответ на него.
– Да, отец Алексий. Она это… Вячкой её кличут, – Мирослав встал с колен и поклонился схимонаху, отчего-то всё так же робея в его присутствии.
Схимонах с тяжёлым вздохом опустился на колени перед собакой.
– Ну здравствуй, тварь Божья... Вот и с тобой в обители познакомился, – произнёс отец Алексий с улыбкой.
Вячка, видя новое лицо, чуть напряглась поначалу, но не чувствуя никакой опасности, сделала пару шагов вперёд и обнюхала схимонаха.
– Неужто боишься ты меня? А, Вячка? – всё с той же улыбкой произнёс отец Алексий.
Собака, чувствуя хорошее к ней расположение, подошла совсем близко и ткнулась носом в руку схимонаха.
– Ну вот видишь, не опасен я для тебя, – сказал отец Алексий и погладил Вячку по голове. Та радостно завиляла хвостом.
– И у меня в своё время были собаки, – произнёс схимонах, обращаясь то ли к Мирославу, то ли к Вячке. – Всегда живое существо чувствует доброе к себе отношение.
– И у тебя были собаки, отец Алексий? – удивился Мирослав. – В монастыре?
– Почему в монастыре, Мирослав? – усмехнулся схимонах. – Не всегда я иноком был… И в мирской жизни пожил я, и в ратной.
– И в ратной? – ещё больше удивился Мирослав. – В княжеской дружине?
– Да, Мирослав. Долго я состоял в дружине княжеской… Почитай большую часть жизни…
– И князя Александра видел? – с замиранием сердца спросил Мирослав, даже не зная, какого ответа ожидать от удивительного инока.
– И князя Александра, и многих других князей русских… За столько лет все встречи и не упомню, – ответил отец Алексий и засмеялся. Но тут же закашлялся и прикрыл рот рукой. После чего, прижав ладонь к своей груди, сделал несколько долгих и глубоких вдохов, выравнивая дыхание.
– А что за дело у тебя до князя Александра? Почему именно он? – всё ещё пытаясь восстановить дыхание, спросил схимонах.
– Отец Даниил сказал, что князь Александр – самый великий воин сейчас на Руси.
– И отец Даниил сам видел князя? – внимательно смотря в глаза Мирославу, спросил схимонах.
– Нет, отец Алексий. Сказал он, что не видел его ни разу. Но говорит, что много историй сейчас на Руси рассказывают, что князь Александр – самый мудрый изо всех князей и что самый великий он воин.
– Ну, если люди такое говорят, возможно, так оно и есть, – казалось, схимонах испытал определённое облегчение от ответа Мирослава, – не мне, скромному иноку, общее мнение оспаривать.
– Отец Алексий, а где сейчас князь Александр?
– Больше года назад отправился он в Орду, договариваться с ханом татарским о мире… Думаю, поспокойнее теперь на Руси будет…
– А вернётся он когда из Орды?
– Вот этого не могу тебе сказать, Мирослав… на всё воля Божья…
Продолжение -
| Помогли сайту Реклама Праздники |