В этом году Зеленая карета собирает заявки на участие детей в совершенно неурочное время. Неудобное время. Не то время. И неудобное это время заканчивается. Еще более неудобное время фестиваль выделил для сбора заявок на участие от педагогов или таких составов, где поют педагоги с детьми вместе. Это будет продолжаться до 30 июля. Все знают, что летом у педагогов отпуск, занятия не проводятся, да и те, кто должен организовать этот прием заявок тоже в отпусках. Я понимаю нынешние трудности организаторов всего фестиваля, но не понимаю, как мы будем выкручиваться в середине лета, когда все присланное еще нужно будет отсмотреть и выбрать лучшее.
Мы, конечно, как-то выкрутимся, но, друзья!.. Уж мы-то с вами должны понимать то, с чего я начал этот текст. Иначе зачем это все. И давайте сегодня поговорим о мечтах детей и молодежи, поющих авторскую песню.
Я, конечно, далек от того, чтобы говорить об исключительной серьезности репертуара. Да это ведь и неправильно было бы. И взрослому полагается шутить и смеяться, и ребенку полагается мечтать об умении смеяться тоже. И все-таки сегодня о серьезном. Я сейчас эту мысль разверну как полагается, но давайте сначала все же песню послушаем. Как раз в тему разговора.
Детская на вид песенка Вадима Егорова буквально пронзает насквозь душу и сердце одной простой, но от этого нисколько не менее великой фразой - Покатался - дай другим. С этой простой истиной и нам, уже покатавшимся от души смириться не легко. Как же можно это петь детям?
А я скажу – не просто можно, а необходимо. И мне даже почти невозможно подобрать сходу слова благодарности тем педагогам, которые принимают в работу такие вот не детские песни. Это действительно, потрясающе мудрые люди. И давая ребятам мысли на вырост, они точно помогают своим детям не просто мечтать о взрослости, а еще и взрослеть на самом деле. На практике.
А ведь едва не самое главное в сегодняшнем официальном подходе к образованию – уберечь ребенка от любых неприятностей. Взрослые, считающие себя невероятно умными людьми, всячески защищают детей и от такой информации тоже. От таких мыслей. Им кажется, что серьезные мысли делают ребенка несчастным. А без них он что, будет счастливым? Особенно в тот момент, в который этот повзрослевший ребенок впервые столкнется с ситуацией «покатался – дай другим». А он ведь будет с этим сталкиваться постоянно. Когда в шутку, когда и всерьез, а когда и по самому высшему счету – в вопросе жизни и смерти. Будет он к этому готов?
Авторская песня – не панацея, конечно, как и любая форма творчества. Но, когда ты разбираешься со смыслами и образами чужих песен, собственный твой мыслительный процесс систематизируется, как минимум. Мне частенько приходится разговаривать с ребятами, занимающимися творчеством, и с теми, кто только-только к этому начинает проявлять интерес. Удивительное дело… Хотя, чего тут удивительного! Те, кто работает со словом регулярно, и говорить умеют интересно. Иной раз настолько интересно, что им уже не интересно с одноклассниками общаться. И, кстати, не так важно, о чем. Круг интересов-то тоже сильно меняется и расширяется.
А кто-то из маленьких… Простите, стоит уточнить – маленьких по возрасту, но вовсе уже не по пониманию жизни. Так вот, кто-то из маленьких по возрасту, уже и сам готов делиться собственными серьезными размышлениями о том, о чем мы тут с вами по-взрослому разговариваем. И это – такой аргумент в пользу творчества, который оспорить уже невозможно. Да, это – несовершенная и, конечно же, не глубокая поэзия, да и музыка со временем однозначно станет интереснее. Возможно даже, что со временем эта девчушка забросит свои авторские эксперименты. Но ее взгляд на мир уже никогда не будет примитивным, ибо у нее уже есть опыт увидеть мир более сложным, чем его видят даже очень многие взрослые.
Но тут нужно кое-что уточнить. Я уже не раз писал здесь о том, что одна из самых распространенных педагогических ошибок у педагогов по творчеству – это неистребимое желание не просто объяснить собственное отношение к песне, но и попытаться добиться и от ребенка схожего отношения, и даже схожих эмоций по поводу. Это, друзья, даже не просто ошибка, это – просто беда какая-то. Особенно учитывая ее распространенность.
И тут, уж простите, стоит пару-тройку слов сказать о самой природе поэзии. Все на первый взгляд очень просто, но удивительным образом весьма трудно понимается именно теми, кому это понимать крайне необходимо, ибо от их понимания этой простой детали, зависит формирование личностей их маленьких подопечных.
Поэзия – это всегда в прошлом времени. Ну так она создается даже: поэт что-то увидел, испытал в момент встречи какие-то эмоции, потом вспомнил о них, отрефлексировал, наткнулся в собственной голове на какой-то образ, помогающий бывшую эмоцию донести до читателей или зрителей, и только потом затеял складывать буквы в слова, а слова в строки. Обратите внимание – авторская эмоция за это время изменилась несколько раз. Вот стандартный пример для понимания: скажем, вы попали в ДТП, и испугались страшно. Но все обошлось, и вы через какое-то время рассказываете об этом случае друзьям – рассказ-то может, и даже скорее всего, будет не страшным, и даже не грустным. На смену пережитым тогда эмоциям придут другие. Либо гнев, либо сожаление, либо даже юмор и смех. Классика - А.С. Пушкин, закончив свою великую драму Борис Годунов, говорят, прыгал вокруг стола и вопил «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Попробуйте найти в тексте то, что его так развеселило. Там этого нету. Но ведь – это именно и есть авторская эмоция, зафиксированная в мифологии.
У ребенка, разбирающегося в новой песне, в новом стихе, может быть куча подобных совершенно счастливых реакций, даже если стихотворение грустное на ваш взгляд. Но это – его личное отношение, и только оно и важно. Донести до кого-то чужое отношение нельзя. От слова СОВСЕМ. Получается, ваше дело не растолковать и внушить ребенку собственное отношение к материалу, а разобраться именно с его. Звучит просто, а едва не в каждой третьей заявке мы видим, как с ребенком поработали педагоги, как он, бедолага, искренне старается пережить эмоции, которых у него нет и быть не может.
Есть куча интересных и простых методик, чтобы разобраться с тем, о чем стоит говорить со зрителем на основании какой-то конкретной песни. Но используется чаще всего требование «пережить, пропустить через себя, петь душой» и т.д. Поверьте, это – невыполнимые задачи. В принципе невыполнимые, и потому противоестественные и вредные для ребенка. И для творчества его.
Я не стану сегодня показывать примеры подобной работы. Вы и сами их видите на каждом шагу.
А вот просто хорошую песню, хорошо сделанную и даже местами доведенную до нормальной детской игры, это покажу с удовольствием. Тут бы еще, конечно, с большим аккомпаниатором поработать, раз уж он все равно в кадре, но надо понимать, что ребятки-то на записи волнуются, дубли порой пишутся. Короче, надо посмотреть уже на концерте. Живьем.
Не скажу, что текст такой длинный, что его и прочесть уже трудно. Нормальный текст, можно было бы и еще продолжать. Но мысли тут не слишком простые, поэтому стоит остановиться. Я бы предложил вопросы позадавать. Особенно тем, кому что-то не понятно. Ну, хотя бы простая формула – не лезьте в исполнении в шкуру лирического героя, а расскажите о нем от своего лица. Тогда не вы будете в эмоциях купаться, а ваш зритель, что куда важнее. На словах – очень простая мысль, на практике мало кто это понимает и применяет. Но именно этот подход позволяет вашим ученикам становиться самостоятельными и интересно думающими людьми. Да и зрителям такие решения куда интереснее, чем экзальтированное слезопускание, частенько попадающееся в детских клубах.
А закончить стоит просто хорошей песней из числа обрабатываемых сейчас заявок. Чем-нибудь, что вообще-то могло бы стать экзальтированно-слезоточивым, будь педагог чуть менее опытным. Да и вообще, подходящей для любого недолгого или даже долгого расставания песней.
Один мой старый приятель в давнем интервью на радио сказал мне кое-что важное, что я запомнил, как видите, на всю жизнь. Он сказал, что дети, когда поют авторскую песню, они поют о том, какими взрослыми им мечтается стать. Это был Олег Ким, отличный музыкант и педагог из города Чайковского, что на юге Пермского края. Мне бы очень хотелось, чтобы люди это понимали именно так, как он тогда сказал. Это важно помнить, когда выделяются бюджеты на детское творчество. Это важно помнить, когда верстаются учебные планы для школ, в которых время на творчество детей практически не учитывается.
Я, конечно, не такой наивный, чтобы думать будто петь хорошие песни – равносильно тому, чтобы вырасти хорошим человеком. Но и не такой серьезный (читай дурной), чтобы не понимать какой не малый процент истины в этой мысли есть на самом деле.