Произведение «Бывают дни, когда опустишь руки… Не слишком грустные размышления о творческом кризисе.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Псевдо научные статьи
Автор:
Читатели: 84 +2
Дата:
Предисловие:
Тут нужно пояснить - минувшей зимой на писанину было крайне мало времени, и пришлось придумать облегченный формат текстов "Зимние песни о главном". Это спасало практически всю зиму - чего уж проще, берешь хорошую песню о зиме, накручиваешь легкий критический анализ абзаца на четыре, ставишь песенку и, считай, и подписчикам есть что почитать и послушать, и вроде не перетрудился. Но  когда зима закончилась, переключиться на нормальные умные тексты  оказалось сложновато. Возник забавный творческий кризис. И вот, чтобы из него как-то выбраться, я  написал несколько псевдо научных текстов о методах выхода из этой беды. Сегодня вашему вниманию предлагается первый из этих текстов. Псевдо - не псевдо, а по слухам кому-то и помогло.

Кстати, сезонные песни я на всякий случай оставил на канале Бард-Дзен на постоянной основе. Сейчас вот пишу Осенние, а до этого и весну и лето нормально проработал. Как-нибудь покажу в заметках. Но сегодня текст по итогам Зимнего цикла, поэтому и картинка соответствующая.

Бывают дни, когда опустишь руки… Не слишком грустные размышления о творческом кризисе.

Эх! Рано я остановил цикл про зимние песни. Хорошо ведь ехать с горочки на саночках! Мороз и солнце, ничего не напрягает, и даже думать особо не о чем, тело само знает, как наклониться, сгруппироваться или расслабиться, чтобы путь оказался легким, радостным и безопасным. И, что характерно, никто не крикнет издалека: - Сережа! Домой! Ужин стынет! - Катайся до одури, чего ж ты, придурок, санки свои бросил и с горки ушел, говорю я себе, и сам же себе не верю.

Природа творческих кризисов неплохо исследована. Даже мной. Мне-то и вовсе стыдно должно быть впадать в эту блажь, ибо учу других, как справляться без всяких дурацких вдохновений с любой творческой задачей. И не просто учу, а еще ведь у них-то по моей науке непременно все получается. Но тут штука такая, друзья, учу-то я ребят командными усилиями это дело преодолевать. В одиночку сложнее, но тоже можно – придумал себе собеседников, и опять же все на мази. Хуже, когда куда-то теряется кураж. Нет, если у тебя обязательства, дедлайны, отчет квартальный или кто-то тонет/горит/помирает с голоду без твоих усилий, тоже, знаете, вдохновения ждать не будешь – сядешь и напишешь. И хорошо напишешь и вовремя. Но ведь не тонет никто, не горит, не помирает с голоду…


На самом деле, одни из классных способов выйти из кризиса – написать о нем текст, чем я прямо вот сейчас и занят. А вы что? Подумали я тут жаловаться собрался на неказистую жизнь? Не-е-е-е-ет! Это своеобразный сеанс самолечения. Да и еще кому-то может пригодиться – пользуйтесь. В отличие от инфоцыган я свои рецепты не продаю, а гордо раздариваю. Хотите, могу даже с автографами дарить, хотите, в печенках с пожеланиями.

А кризисы, особенно творческие, бывают разных видов. Какие от скудости мысли происходят – эти можно не лечить. Тут лучшая, конечно, таблетка – смена вида деятельности: не пишется, пойди посуду помой, музыка не сочиняется, съезди за покупками. С пятой попытки не помогло – зайди на ХэХэ.Ру и найди себе, наконец, нормальную работу.

У меня наоборот все – объемы неподъемных мыслей желаний и обрывков снов, о которых надо бы и написать, и спеть, потом догнать, прижать к стене и второй раз написать и спеть. О благословенной скудости можно только мечтать.

Помню из детства отзвук дурацкой частушки:

Хорошо тому живется,
У кого одна нога –
Ему пенсия дается,
И не надо сапога

К чему это я? Да просто кризисы от избыточности они хуже. Это, собственно, как и в экономике, с перепроизводством бороться – это вам не дефициты покрывать. Все же уже произведенное и накопленное ценно до безумия, и, что еще обиднее – УПЛОЧЕНО, как любят говорить те, кто говорить грамотно не умеет.

Как я завидую Михаилу Константиновичу! Белой-белой как первый снег светлой завистью. Вот кто умеет избыточность всего сделать ресурсом виртуозно. Что? Не знаете, кто такой Михаил Константинович? А словечко ЩЕРБАКОВЩИНА слыхать доводилось? Вот то-то же – это оно и есть. Он, то есть… То есть про него и его метод преодоления творческого кризиса, вызванного переизбытком всего, перепроизводством всего и избыточным упоминанием всего же. Нам так не жить! Эх!



Это у него частично я научился таким стандартам сочинения текстов, в которых в первом предложении высказывается умная мысль, во втором она же разбивается в труху контраргументом, а потом на три-четыре абзаца в свободной манере объясняется, что вообще-то можно было бы при некоторых условиях и не разбивать в труху первую мысль, а просто скомпилировать из десятка подобных что-то вполне удобоваримое. Из чего без оптических приборов видно, что я – поклонник Щербакова, но люблю его, знаете ли, странною любовью, временами переходящей в жесткий сарказм.

Собственно, в этом месте творческий кризис уже начинает потрескивать и слегка крениться, но чтобы обрушить его окончательно и, главное, красиво, нужна обязательная нежная женская, а лучше даже девичья тема. Девичья-то девичья, но построенная на тех же самых принципах: тезис, опровержение, анализ, вывод. И если вы думаете, что женщины предпочитают более нежные и менее зубодробительные подходы к творчеству, так я скажу – не все. У тех, которых я люблю, природная стервозность видна тоже без телескопа, микроскопа или еще какой макролупы. Удивительно другое – мы ж их именно за стервозность-то и любим. А уж если еще и картинка ладная да пригожая!..



Единственное неудобство борьбы с творческим кризисом посредством нагромождения дополнительных сущностей в том, что рано или поздно, надо же будет эту кучу как-то разгрести. Ну или по-Щербаковски упаковать в один текст и забыть или забить. А это не просто, я человек двух-трех, ну, пяти-шести всего знаю, которые так умеют, а некоторые из них, увы, умели. С одним из них были даже дружны одно время. Не случись бы терракт на Дубровке, возможно, и сейчас бы дружили. Эх, как бы я вам сейчас с удовольствием поставил бы их с Игорем Белым песенный перевертыш детского шлягера В лесу родилась елочка, созданный исключительно из антонимов. В пустыне помирал дубок называется. Но записи исполнения этой песни Карповым не нашел, что не удивительно, а просто немного печально.

Зато вспомнил подобное действо от другого моего знакомого Евгения Исакевича. Для него мастерская упаковка словесного мусора – не профильное занятие, он просто это умеет и порой пользуется. Но когда пользуется, это никого не оставляет с холодным носом. И, что особенно ценно, мусора не прибранного словесного не остается. Чисто после такой уборки как в душе ребенка.



Ладно, надо сворачивать эту пургу. Видите же, взгляд автора стал немного яснее, перспективы последующих публикаций показали стройные ножки из густого тумана и что-то невнятное даже пообещали. Думаю, еще пара-тройка таких сеансов заклинания пурги, и на канал вернуться нормальные человеческие тексты.

Это, между прочим, один из признаков старения. Еще три года назад просто был бы подан сигнал из трех зеленых свистков и небольшой караван, груженный пивом и более высокооктановыми напитками, радостно распевая песни Окуджавы и того же Щербакова, потянулся бы к моему большущему лесному дому, где из соседей только зайцы, дятлы и пара случайных белок. Я бы истопил по белому – и прощай творческий кризис. А сейчас вот, видите, благородную и очень практичную пьянку приходится заменять заклинаниями пурги. Тоже помогает, конечно, но медленнее и не с первого подхода. Стареем, друзья. Увы, стареем.

Однако же, закончить исследовательский этот текст о творческом кризисе стоит чем-то таким, что из этих исследований произрастает. Проще всего, конечно, было бы вернуться к Щербакову как к главному заклинателю пурги, но пока дописывал до этого места, вспомнил более близкий пример рождения как из морской пены , или, если по-ахматовски, из какого сора весьма нетривиальных мыслей, концепций, картинок и философских выкладок с выводами моим старинным другом и товарищем Володей Бересневым. Маленькое уточнение – если я только последние годы вынужденно не пьющий серьезно человек, то Володя в принципе такой по жизни. А пишет порой, как Шопенгауэр в запое, умно, красиво, концептуально и вдохновенно. Хотя тоже о полной пурге. Но ведь сегодня именно она в фокусе исследования, так что лучше песни на финал и не найти. Встречайте меня отдохнувшего в кризисе под эти божественно дурацкие строки.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:06 22.10.2023 (1)
Замечательная статья :)
С добрым началом на этом сайте!

Вы сами бард? Или мне показалось? :)
     11:37 23.10.2023
Не показалось. Правда, уже четвертый год левая рука не позволяет играть, но писать, как выяснилось, позволяет. Впрочем, в этой среде я больше известен как организатор разных затей - фестивалей, конкурсов, детских лагерей, ну и как критик и ведущий мастерских, конечно.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама