Возможно, у меня получится как-нибудь рассказать именно об этом удивительном городе, но сегодня хотелось бы поделиться впечатлениями о расположенном в этом городе музее художника Ивана Ивановича Шишкина. Музей этот — единственный в мире, где можно увидеть вещи, принадлежавшие художнику и членам его семьи.
Что удивило больше всего, когда мы переступили порог дома-музея — обилие красного цвета и оттенков, стоящих с ним в одной цветовой линейке: вишнёвого, розового, тёмно-красного, алого, оранжевого. Отец художника был человеком небедным, дом был построен на его личные средства.
Мальчик тяготел к рисованию с ранних лет и старался оставить художественный след везде, где только можно. То и дело в калитку Шишкиных стучали рассерженные соседи: «Опять ваш Ваня изрисовал нам забор, а ведь мы его только покрасили! Будьте любезны, уберите его художества!» И отцу приходилось посылать работников отмывать нарисованных на соседских заборах лошадок, а то и давать распоряжение перекрасить забор заново.
После таких проказ мальчику доставалось от матери — Дарьи Романовны. Она была женщиной строгих правил и очень далёкой от живописи. На её плечах в доме лежало приготовление пищи для большой семьи, по сути, она только этим и занималась. Но несмотря на то, что к искусству Дарья Романовна не тяготела, сервировка стола находилась полностью в её ведении. А то, как она располагала на столе приборы, кроме как искусством назвать было нельзя.
Она знала, как и куда положить вилки, как свернуть салфетки, чтобы они смотрелись красиво. В доме было большое количество скатертей. Холщовые и ситцевые, вышитые цветами или орнаментами, с кисточками по краям и без, они менялись ежедневно.
Отец рисованием особо не увлекался, разве что позволял себе иногда что-то набросать на бумаге. Развитию интересов своих сыновей он не препятствовал. Старший сын Николай хорошо музицировал, для этого ему из Германии был выписан рояль.
Младшему, Ивану, в большом количестве покупались кисти, краски и бумага. Несмотря на то что на семейных советах часто говорилось о том, что Ивану больше подошло бы быть служителем церкви, видя тяготение к рисованию, мать в конце концов всё же уступила его просьбам — учиться на художника. Однако учиться художественному делу Иван начал достаточно поздно — в 20 лет.
Конечно, если сейчас задать вопрос, какая картина Шишкина самая известная, все тотчас назовут «Утро в сосновом бору». Изображение медведицы с медвежатами знакомо всем нам с детских лет — именно его мы видим на фантиках любимых многими конфет. Сейчас картина находится в знаменитой Третьяковской Галерее. Там же можно увидеть «Рожь», написанную в 1878 году, «Мачтовый лес в Вятской губернии», созданный в 1872, и некоторые другие полотна. Но кисти художника принадлежит большое количество других работ, менее известных обычному человеку, но от этого не потерявших своей ценности.
Чтобы начать учёбу, Ивану Шишкину пришлось сдать несколько экзаменов по рисунку, когда строгая мать всё-таки благословила его на поездку в Москву, чтобы поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Экзамены были выдержаны блестяще, и молодой человек стал студентом.
После окончания училища Шишкин понял, что знаний, полученных в этом учебном заведении, ему не хватает. Поэтому он решил продолжить образование в Московской Академии Художеств, но в то же время продолжал совершенствовать технику письма масляными красками. Для выполнения этюдов он постоянно выезжал то в Карелию, то в окрестности Санкт-Петербурга, то в Вятскую губернию. Он практически никогда не писал по памяти, стараясь изображать на холсте то, что видели его глаза. А учитывая то, что художник родился и вырос на Вятке, образы природы были самыми часто встречающимися в его трудах.
Обучаясь в Академии, уже на первом курсе Шишкин проявил такие способности в создании именно пейзажей, что ему открылась дорога для обучения за границей. Целых пять лет он прожил в Германии и в Швейцарии. Там его очень заинтересовали труды художников-анималистов, и он стал тщательно изучать анатомию и повадки животных.
В Россию Иван Иванович Шишкин вернулся в звании академика. Такой высокой степени его удостоили благодаря созданному полотну «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». В это же самое время Шишкин увлекся графикой и рисованием пером. В Елабужском музее есть несколько работ, выполненных в этом стиле. Они выполнены настолько изумительно, что привыкшие критиковать русских художников европейцы в один голос заявляли, что большего таланта в графических изображениях им доселе видеть не приходилось.
Когда в России зародилось общество передвижников, Шишкин с большой радостью присоединился к их движению и стал принимать участие в выставках, которые организовывались этим обществом. В это время он особенно подружился с художниками Василием Поленовым, Иваном Крамским и Фёдором Васильевым.
А в 1870 году он снова вернулся к такому виду искусства как гравировка. И увлекся он ею настолько серьёзно, что уделял гравировке времени куда больше, чем живописи. И обоим этим видам искусства он остался верен до конца своей жизни.
К тому времени художник уже был женат. Его женой стала сестра друга Фёдора Васильева — Евгения. От этого брака родилось трое детей, однако после рождения последнего ребёнка Евгения занемогла и через какое-то время ушла из жизни. Шишкин был убит горем. Сначала от чахотки скончались два его сына, потом жена, с которой он успел прожить всего шесть лет.
Второй брак также окончился трагично. На даче, где художник жил летом вместе с дочерью Лидией (к тому времени он был вдовцом уже три года), Шишкин увидел свою бывшую ученицу — Ольгу Лагоду. Чувства между учителем и ученицей вспыхнули очень ярко, вскоре они поженились.
Их дом всегда гостеприимно встречал друзей, родственников, гостей. Ольга, которая была натурой деятельной, сделала всё, чтобы Шишкин прекратил пить. А надо сказать, что водкой после смерти Евгении он увлекся не на шутку. Когда у супругов родилась дочь Ксения, более счастливых родителей было трудно себе представить. И вот тут художника подкараулил второй удар — спустя всего полтора месяца после родов Ольга скончалась от воспаления брюшины.
Всё хозяйство на себя взяла сестра Ольги — Виктория. Она была не замужем, поэтому всё время уделяла малютке, оставшейся без матери, а также дочке художника от первого брака — Лидии.
Тем временем оправившийся от горя художник приобрел в окрестностях Санкт-Петербурга дачу и с головой окунулся в живопись. Здесь стоит сказать, что получивший звание академика на Западе, в России Шишкин оставался обычным художником. И только в 1878 году, вспомнив о такой оплошности, художественный совет Москвы присвоил Шишкину звание профессора.
Его он получил после создания картины «Лесная глушь», которая была выполнена в технике гравюры. Картина написана настолько правдоподобно, что кажется, что смотришь на фотографию. И вообще в то время, как художники стали увлекаться импрессионизмом, Шишкин продолжал творить в стиле реализма, делая особый упор на передачу света. При этом особое внимание он обращал на крошечные детали при изображении объектов живой природы. И смотрелось это не фотографично, а так, словно перед зрителем было открытое окно, за которым — живой, пленяющий взор пейзаж.
И до сих пор все те, кто видят работы великого русского художника, отмечают, что именно необычайная реалистичность первой бросается в глаза, когда смотришь на созданные им полотна.
«Реализм никогда не иссякнет как жанр», — говорил в свое время художник. И он оказался прав…
Родился художник в Елабуге,
В купеческой статной семье,
Что жить разумела не абы как,
Уж как бы не злился Домье*.
Уж как бы и Герцен не гневался
(Купчишек и он не любил),
Но именно там Божьим неводом
Отловлен был творческий пыл.
Огромную тягу к "художествам"
Явил продолжатель семьи.
Пролился серебряным дождиком
Дар мальчик лет, так, семи.
Чтоб чадо не маялось глупостью,
Бумагу не пачкало зря,
Отец с окуляром и лупою
Сыскал ему Храм Букваря.
Отправили Ваню в гимназию,
В Казань снарядили дитя,
Но чадо в науках полазило,
Познаний не приобретя.
Вернулся домой безответственный,
Сказав, что всё это - не то!
Что он в вычисленьях посредственность,
Но гений в рисунке зато!
В хозяйстве от юного отпрыска
Не видели тоже потуг:
В бессрочном, но творческом отпуске
Витал нелюбитель наук.
Спасли мальчугана соратники:
Артель живописцев спасла.
Явившись мальчоночке праздником
Любимого им ремесла.
Приехал им церковь расписывать
Художников радостный шум,
Но всё же их главною миссией
Явилось помочь малышу.
Сказали ему, что училище
В Москве для художников есть.
Закрыть Божий дар - расточительство,
Раскрыть же - великая честь!
Растаял отец, понадеялся,
Что вырастет новый Брюллов,
Что дара тщедушное деревце
Окрепнет невзгодам назло.
Отправил учиться Иванушку,
С тоской оторвав от себя,
Чтоб славу, науки и звания
Собрал тот, по жизни гребя.
У Апполона** учился сын,
Сократ*** обучал пацана.
В любимцах у каждого числился -
Теперь его любит страна.
Конечно, пунктиром и контуром
Я жизнь обозначил творца,
От дара которого - оторопь
У красок метафор чтеца.
* Онорé Викторéн Домьé (фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808 - 10 февраля 1879) - французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
** Мокрицкий Аполлон Николаевич (28 июля 1810 - 26 февраля 1870) - живописец, портретист, автор жанровых композиций и видов интерьеров, пейзажист, педагог.
*** Сократ Максимович Воробьёв (12 февраля 1817, Санкт-Петербург - 9 сентября 1888, Турмантас) - русский художник-пейзажист, гравер и преподаватель рисования.
** Мокрицкий Аполлон Николаевич (28 июля 1810 - 26 февраля 1870) - живописец, портретист, автор жанровых композиций и видов интерьеров, пейзажист, педагог.
*** Сократ Максимович Воробьёв (12 февраля 1817, Санкт-Петербург - 9 сентября 1888, Турмантас) - русский художник-пейзажист, гравер и преподаватель рисования.
Авторы проекта
Магдалина Гросс и Алексей Осидак
Магдалина Гросс и Алексей Осидак
Думаю да, уважаемая Магдалина. Его и не было по сути, а что было, присутствовало в небольшом количестве.
Нам подавай футуристов или абстракционистов, еще и библейские темы в живописи, которые не имеют отношения к реальности. Мы отвыкли от реальности и боимся ее, если по честному, а честность никому не нужна - как и реализм.
Придавать картинам естественные цвета не в моде и вы это хорошо понимаете, не говоря о других направлениях в живописи, которые тоже далеки от реализма. Техника нанесения красок - вот что в моде было, и осталось.
Мое мнение ничего не значит, но оно есть, кто бы чего не написал противоположного - мнений много, а настоящие искусствоведы, к сожалению, молчат.