ЭТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОСЛУШАНИЕ ЖЕНЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОПРОСА
Для человека, исповедующего христианское мировоззрение, понятие "послушание" является одной из главных добродетелей, которые описываются на станицах Священного Писания. О необходимости послушания Богу мы узнаем с первых дней своего уверования, если мы приходим из мира, либо осознаем это постепенно, если воспитываемся в христианской семье. Первый грех, который совершил человек на земле, это грех непослушания Богу. Он повлек за собой все остальные грехи и преступления человечества. Как следствие этого греха появилось изменение во взаимоотношениях между мужем и женой.
Нужно отметить то, что семья — это первый институт социальных отношений, который был создан Самим Богом, прежде чем появилось общество и государство. Богу угодно было через установленный Им союз мужчины и женщины населить землю созданиями совершенно отличными от ангелов, а именно родом человеческим. Отношения между первыми супругами были идеальными. Жена была сотворена, чтобы быть помощницей мужчине, и поскольку не было греха, то и их брак не омрачался ничем. Все сотворенное Богом было прекрасно, поэтому в браке первых жителей земли должна была быть та божественная гармония, о которой грешный человек может только приближенно догадываться. Все это было разрушено с появлением греха, подобно драгоценной чаше, разбитой неосторожным движением. Остаются осколки, по которым видно, что чаша не имела цены, она была прекрасна, она не подлежит восстановлению, другой такой нет. Остается сожаление и сокрушение о невозвратности утраченного. Что имеем мы взамен? Подобно тому, как разбитую чашу можно заменить глиняным сосудом или чем-то еще, так и идеальный гармоничный брак, который был до грехопадения, заменяется тем видом брачных отношений, что имеет место теперь. Возможен ли идеальный брак сегодня? Как его можно построить? Дается тысяча рецептов. Психологи, сексологи, консультанты предлагают различные способы выхода из критических ситуаций. Зачастую конфликты, возникшие в семье, оказываются неразрешимыми, и семья приходит к распаду. Тысячи, миллионы разводов. Разводы даже в христианских семьях, у тех, кто считает себя верующими. Те, кто остаются в браке, большей частью не удовлетворены своими взаимоотношениями с супругом или супругой, но мирятся с эти положением, не видя иного выхода.
Вопросы взаимоотношений в браке является этическим вопросом. Он связан с представлением о ценностях, сформированным в сознании супругов до их соединения в браке. Это соединение двух мировоззрений, попытка соединить их в одну гармоничную структуру так, чтобы они стали совместимыми и индивидуальными одновременно. Если подходить к проблеме теоретически, то она кажется совершенно неразрешимой. Нет двух идеально подходящих друг другу людей, которые соединились бы в гармонии, не претерпев никаких изменений и не произведя необратимых изменений в своем партнере. Идеальной парой были Адам и Ева, потому что Господь сотворил их так. Адам, увидев Еву сказал: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа" (Быт.2:23). В них все было совместимо: и плоть, и мировоззрение и, наверное, характер. Потому что так сотворил Господь, и оно было "хорошо весьма".
После того, как разбилась драгоценная ваза идеальных супружеских отношений, начались первые конфликты. Адам сваливает свою вину на Еву и в конечном счете на Самого Бога: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт.3:12). Если проанализировать ситуацию, то можно увидеть, что непослушание Евы, было непослушанием мужу, потому что заповедь о плодах запретного дерева дана была Адаму, когда Евы еще не существовало. Следовательно, информацию об этом запрете она должна была узнать от Адама, и послушаться его, чтобы быть послушной Богу. Какое же наказание было дано Еве за непослушание? Помимо болезни в родах было сказано следующее: "к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". Женщина становится зависимой от мужчины. Это психологическая, экономическая, социальная и даже политическая зависимость. Всякая девушка, которая не имеет патологических отклонений, желает выйти замуж, когда наступает ее пора, и она становится взрослой. Это становится ее потребностью. В древности это было важно и потому, что муж являлся не только кормильцем, но он защищал семью от различного рода опасностей. Таким образом, это был и вопрос защищенности. Недаром для девушки понятие вступить в брак выражено таким словосочетанием: "выйти замуж". Т.е. встать за спину мужа, под его защиту. Но не всякий мужчина, молодой человек стремится связывать себя узами брака. У него нет такой потребности, как у девушки. Он может откладывать этот шаг на неопределенно долгое время и не чувствовать себя ущербным при этом. Таким образом, женщина через прабабушку Еву получила "влечение к мужу", потому что ТАК СКАЗАЛ ГОСПОДЬ.
Второе, что приобрела Ева в области супружеских отношений за свое непослушание Богу, это господство мужа над нею. Из статуса просто помощницы, она перешла в статус подчиненной. До этого расстановка уровней возможно была иная. Ведь статус помощницы не является унизительным. Чаще всего слово "помощник " употребляется по отношению к Богу. У человека-мужчины два помощника: Бог и жена. И вот после грехопадения мужчина становится господином над своей женой. Женщина платит за свое непослушание Богу послушанием и Богу, и мужу.
Бог волен делать то, что Ему угодно, даже если мы не понимаем зачем это. Но в данной ситуации можно догадаться, почему было необходимо женщине иметь влечение к мужу, и мужу господствовать над женой. Потому что нарушился баланс. Произошла разбалансировка всей системы взаимоотношений между всеми людьми. В эту систему ворвался грех, он повлек за собой необратимые изменения в отношениях людей. Вспомним хотя бы смерть Авеля. В таком новом мире, нужно было строить по-новому взаимосвязи, чтобы существовало какое-то приближенное равновесие. Т.е. приходилось внести некоторую корректировку, для сохранения всей системы. Мужчине придется в поте лица добывать хлеб, чтобы накормить себя, жену и своих детей. Женщина стала зависимой от кормильца мужа. Раньше можно было поесть плодов от деревьев, которые вольно и изобильно росли и питали беззаботных людей, теперь же требуется совершать изнурительный труд, который женщине одной не под силу. Появилась опасность убийства со стороны хищных животных (после Потопа) и со стороны злых людей (даже со стороны тех людей, которые являлись близкими родственниками). Это тоже требовало решить проблему защищенности для слабой женщины. Таким образом женщина стала зависимым созданием. Поэтому ее влечение к мужу вполне объяснимо. И Господь знал наперед, что это так будет. И эта ее зависимость делает ее более жизнеспособной. Тогда влечение ее к мужу, помогает ей разрешить все социальные, экономические и политические проблемы (политические проблемы вырастут когда-то в отношения между государствами, а на первых порах это межродовые и межплеменные отношения). Есть еще сферы психологическая и физиологическая, но это отдельные темы, и нет возможности рассмотреть их подробно в узком объеме этой работы, но и их тоже нужно учитывать.
Влечение жены к мужу, является фактором, обеспечивающим женщине внешнюю безопасность. Она выходит замуж, т.е. встает под защиту своего мужа. Тогда появляются внутренние проблемы. Она защищена от несовершенств внешнего мира, но грех существует везде, и в семье тоже. И здесь требуется инструмент, который также помог бы сбалансировать искаженные грехом отношения между мужем и женой.
Встает вопрос разрешения бесчисленных конфликтов, по-хозяйски вошедших в семейную жизнь вместе с грехом. Потребовалась еще одна поправка, которая поможет как-то выправить нарушенное равновесие. Таким инструментом могло стать только послушание. Это чисто этический вопрос. Вопрос морали, нравственности, воспитания, восприятия брака таким, каким повелел воспринимать Господь. Психологи и консультанты часто упоминают такое понятие как "уступать". Это совершенно не то же самое что "слушаться". Уступать, это совершать что-то великодушное, проявлять доброту характера, мягкость, любовь. Все это на своем месте просто необходимо. Но "послушание" — это именно то, чего хочет от нас Господь. Это то, что Он повелел исполнять, и поэтому это не должно оспариваться или обсуждаться с целью опровержения. Можно порассуждать над этим и не более. А следующий шаг, это исполнение. Если девушка правильно воспитана, это не будет никогда составлять для нее проблему, трудность или преткновение в супружеских отношениях. Она просто будет выполнять это с удовольствием и пожнет Божии благословения за свое послушание. Если жена слушается мужа, то конфликтам остается очень мало пространства. Человеку дается очень простая и удобная схема: муж подчиняется Богу, жена подчиняется Богу и мужу, дети подчиняются Богу, отцу и матери. Это рабочая обкатанная, надежная схема. Конечно, идеальных супружеских отношений она вернуть не сможет, потому что помимо этого есть множество наших несовершенств, которые способны нас порою омрачать (один эгоизм чего стоит), но выжить, сохранить мир, сохранить семью, вырастить детей эта схема помогает, ПОТОМУ ЧТО ЕЕ ДАЛ ГОСПОДЬ.
Мы видим во времена Ветхого Завета, что даже у избранного народа Божьего имели место полигамия, в чем проявлялось несовершенство брачных отношений, а также разводы. Позднее Иисус скажет: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф.19:8). Да, сначала так не было, и отношение между супругами было иное, и положение женщины было отличное от того, что наблюдается в древних восточных культурах. Но вспомним на примере царицы Астинь, каковы были последствия непослушания женщины. Она лишилась царского звания. Ни ее красота, ни ее знатность не спасли ее от наказания. И напротив, кротость и послушание Есфири не только спасли ее, но и целый народ избавили от уничтожения. Мы видим, что даже такой суровый царь, как Артаксеркс был милостив к своей жене, потому что она была послушной и угодила ему. Бог смягчил его сердце и защитил ту, которая сама три дня постилась, и служанки ее, и народ ее. Они взывали к Богу, и Он ответил. Такая высокопоставленная жена, какой была царица Есфирь, находящаяся в царских чертогах, имела страх и смирение перед своим царственным мужем. Это добрый урок для всех жен.
Итак, потеряв гармонию первозданных супружеских отношений, женщина получила некоторые поправки к взаимосвязи между нею и мужем, и эти поправки оправданы реальностью.
ПОСЛУШАНИЕ ЖЕНЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ И В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
С пришествием Иисуса Христа на
|