Произведение «Что такое идея и как она «работает»?» (страница 1 из 39)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 496 +2
Дата:
Предисловие:
Аннотация. Рассмотрен вопрос получения нового знания посредством создания новых идей. Определена структура идеи и та функция, которую исполняет каждая из частей этой структуры. Приведены примеры идей из разных областей знания. Рассмотрены как этапы создания идеи в процессе продуктивного мышления человека, так и общая методология возникновения новизны в самом социуме в целом.

В связи с этим показана роль идей в процессе бытийствования человека продуктивно мыслящего и того социума, в котором он обретается. Дано определение Хаоса и выявлены те роли, которые он играет в становлении новизны. Приведена периодизация «начал» (Хайдеггер) бытия с «момента» обретения человеком способности генерировать новые идеи.

На основе опубликованных экспериментальных данных по нейровизуализации структур мозга (С. Деан) сделана попытка связать всплески нейронной активности мозга с моментом явления идеи из бессознательного в наше сознание (инсайт, озарение и т. д.). Для данного случая предложена «технология» взаимосвязи бессознательного с материальной деятельностью нейронов, а сознания – с тем идеальным знанием, которое, во-первых, накоплено в социуме, во-вторых, имеется в памяти человека, и в-третьих, поступает из бессознательного в сознание.

Дано сопоставление методологии возникновения новизны посредством идей с философией процесса, разработанной А. Н. Уайтхедом. Рассмотрены две принципиально противоположные концепции развития социума в зависимости от той роли, которую исполняет продуктивно мыслящий человек.
Ключевые слова: идея, новизна, методология, сущность сущего, Хаос, бытие, социум, Хайдеггер, Деан, Уайтхед.

Что такое идея и как она «работает»?

Оглавление
Введение________________________________________________________3

Часть 1
1. Формирование структуры идеи технического изобретения_______________________7
2. Примеры идей из разных областей знания____________________________________ 12
3. Идея социума_____________________________________________________________16
4. Наш взгляд на бытие_______________________________________________________28
5. Побудительный мотив к созданию новых идей________________________________ _41
6. Последовательность процесса продуктивного мышления_______________________ _43

Часть 11
7. Что такое Хаос? Хаос как непременная составляющая и процесса Бытия самого
по себе и «бытия» сущего                                                                                              ____47
8. Отличие этапа рефлексии-1 от этапа рефлексии-11 и что является связующим
звеном между ними                                                                                                        ____52
9. Что такое новизна сама по себе и как она возникает? Пять видов
новизны, возникновением которых сопровождается как создание самой идеи, так и
реализация ее смысла                                                                                                    ___ 58

Часть 111
10. Методология возникновения новизны_______________________________________113
11. Смысл идеи как механизм создания новизны и подручное средство как
инструмент осуществления этого смысла                                                                      __118
12. В чем заключена сущность сущего?_________________________________________123
13. Идея как велосипед_______________________________________________________126
14. Философия процесса А. Н. Уайтхеда и концепция возникновения новизны
посредством идей (сопоставление)                                                                                  __129
15. Заключение. Из чего все сделано и есть ли тот, кого заботит состояние самого
социума                                                                                                                          ____151
Примечания________________________________________________________________159
Литература_________________________________________________________________160 Приложение________________________________________________________________163


   
Все, что внове спонтанно возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.

Введение

С тех времен как Платоном было введено в философский обиход понятие идеи, так и не появилось какой-либо конкретики в следующих вопросах.

1. Каков структурно-функциональный состав идеи, и каким образом он формируется?
2. За счет чего образуется смысл идеи и что он собой представляет?
3. Как и для чего раскрывается этот смысл, и что обнаруживается в результате этого раскрытия?
4. Что является побудительным мотивом генерирования новых идей человеком?
5. Как «работает» идея в общем процессе совместного бытия человека с тем социумом, в котором он обретается?
6. Какова методология возникновения новизны, и в каких видах эта новизна проявляется?
7. В чем заключена универсальность идеи?

И все это случилось с метафизикой – именно, случилось! – несмотря на то, что Платоном 2,4 тысячелетия назад были достаточно ярко – и достаточно эмоционально – обозначены многие феноменальные проявления ее (идеи) возникновения в уме человека. А это:
- и внезапность явления смысла идеи в наше сознание,
- и мимолетность пребывания в сознании этого, еще не оформленного смысла,
- и интеллектуальное удовольствие от понимания смысла идеи,
- и удивление от спонтанности и новизны внове явленного смысла,
- и светоносный характер возникновения последнего,
- и впечатление припоминания того, что, якобы, уже было ранее в нашем уме,
- и уверенность в надежности, единственности и истинности смысла идеи,
- и одержимость божественным вдохновением, как условие творческого процесса.

И для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться хотя бы с некоторыми фрагментами произведений Платона (1). (Правда, не надо забывать, что созерцание идеи часто описывается Платоном, как явление прекрасного или как припоминание якобы ранее уже виденной человеческой душой красоты в занебесном царстве). 

Наша задача заключается в том, чтобы попытаться ответить на выше поставленные вопросы. Причем, ответить на вполне внятном уровне, на том уровне, который бы не допускал многозначность толкования используемых нами терминов и понятий. Это позволит нам:
- не только обрисовать структурно-функциональный состав идеи,
- не только понять, как «работает» сама идея в «лице» ее смысла,
- и не только обозначить методологию возникновения идеи, раскрытия ее смысла и дальнейшего ее влияния на ту действительность, которую мы бы хотели изменить, усовершенствовать, познать,
но и найти то достойное «место» идеи, – в общем ходе цивилизационного становления человека и общества – которого она, действительно, заслуживает, в ходе развития метафизики.

Потому что дело дошло до того, что сплошь и рядом мы употребляем термин «идея» и необдуманно, и невпопад, и так часто (как будто мы лузгаем семечки), что это понятие настолько «затерлось» в нашем сознании, что мы уже не способны увидеть в нем саму суть того, что оно собой представляет. Так, например, под идеей нами часто имеется в виду то ли понятие чего-либо, то ли уловленная нами на логическом уровне причинно-следственная взаимосвязь известных нам объектов или явлений, то ли просто нечто нам еще не известное, но уже известное всем остальным и т. д. То есть, оперируя понятием идея, мы не выходим за границы известного знания.

А ведь смысл возникновения любой идеи только в том и заключается, чтобы «вынудить» явление на свет новизны какого-либо вида, и тем самым проявить какую-либо Истину, ранее бывшую сокрытой. (И недаром Хайдеггер так упорно настаивал на древнегреческом понимании термина «истины» как несокрытости (алетейи), то есть того, что вышло из сокрытости (леты) в не-сокрытость (а-летейю)). И то, что мы назвали идеей, – будучи представленной в своем раскрытом виде, в виде мысли, – является ничем иным как самой Истиной.

Разве не Истинами являются формулы Ньютона, Ома, Эйнштейна, таблица Менделеева, устоявшиеся моральные принципы, произведения литературы и искусства, понятия естественного отбора (Дарвин), бессознательного (Фрейд, Юнг), наследственности свойств любого живого организма (Мендель) и т. д.? Все это Истины, и тем родником, из которого они истекли, являются идеи, однажды спонтанно возникшие в интеллекте человека, продуктивно мыслящего. То есть мыслящего одинаково эффективно как посредством логики (рационально), так и посредством инсайтов, озарений, интуиций (иррационально).

Исходя из вышеизложенного, задача настоящей Статьи, конечно же, не в том, чтобы представить, хотя бы в некоторой степени, философию научного творчества, как это сделано в замечательной книге И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии» (2), и не в том, чтобы, хотя бы в общих чертах, описать саму суть творческого мышления, как это представлено в фундаментальной монографии А. С. Кармина «Интуиция: Философские концепции и научное исследование» (3). Моя задача в том, чтобы посмотреть на творчество изнутри самого процесса создания новизны в виде идеи:
- чем вызвана необходимость генерирования идей в социуме и что предшествует ее возникновению,
- из чего она (идея) состоит и как возникает,
- что является результатом «идейной» новизны и какое воздействие оказывает создание идей на окружающую действительность.

А сейчас приведем ту последовательность, в соответствии с которой мы постараемся раскрыть вопросы, поставленные в самом начале нашего Введения.

1. Формирование структуры идеи технического изобретения. На примере изобретения показана структура идеи и те функции, которые возложены на каждую из этих структур. Произведено предварительное разделение исходных сущих и искомого сущего.

2. Примеры идей из разных областей знания. Рассмотрение этих примеров позволит нам убедиться в универсальном характере структурно-функционального состава идеи и в единой методологии возникновения духовно-материальной новизны в самых разнообразных регионах социальной действительности.

3. Идея социума. Здесь мы попытались в самых общих чертах раскрыть смысл этой идеи: как и когда она зародилась, каким образом она осуществлялась, какую роль в процессе социализации человеческих сообществ играли как человек продуктивно мыслящий, так и человек, не причастный к созданию новизны в виде идеи.

4. Наш взгляд на бытие. Изложен взгляд на бытие как возникновение новизны: кому (или чему) присуще бытийствование, когда оно началось, когда было обнаружено и в чем должна заключаться его сущность (Истина).

5. Побудительный мотив к созданию новых идей. Сделана попытка разузнать в  общем виде, что происходит в социуме самом по себе в процессе его бытийствования, и каким образом человеком продуктивно мыслящим ощущаются и распознаются события в нем назревающие, происходящие и уже произошедшие.

6. Последовательность процесса продуктивного мышления. Приведена очередность мыслительной деятельности, начиная с обнаружения потребности социума в чем-либо новом и кончая удовлетворением последней.

7. Что такое Хаос? Хаос как непременная составляющая и процесса Бытия самого по себе, и «бытия» сущего. Дано наше определение Хаоса, показана определяющая роль последнего как в Бытии социума, так и в продуцировании человеком новых идей.

8. Отличие этапа рефлексии-1 от этапа рефлексии-11 и что является связующим звеном между ними. Дано функциональное различие двух видов рефлексий в едином процессе возникновения новизны. Сделана попытка определить, что является связующим звеном между этими рефлексиями.

9. Что такое новизна и как она возникает? Пять видов новизны, возникновением которых сопровождается создание идеи. Приведена последовательность возникновения новизны в нашем интеллекте. Показано, что есть новизна сама по себе, где и как она возникает. Опираясь на эксперименты С. Деана (с сотрудниками) по осознанию ранее скрытой информации, показано, что возникновение идей в нашем сознании вполне корректно можно соотнести с пониманием ранее скрытой информации. Зафиксированы те тайны продуктивного мышления, которые еще предстоит раскрыть. Перечислены виды внове образуемой новизны, и показано, в какой форме проявляется каждая из них.

10. Методология возникновения новизны. По пунктам изложена методология совместного бытия человека с социумом. Отмечены те моменты, понимание которых ускользает от нашего анализа. Предложено разделение Искусства на два рода: связанного с культивированием нравственности в социуме и с экспериментированием с душевно-духовно-материальным познанием.

11. Смысл идеи как механизм создания новизны и подручное средство как      инструмент осуществления этого смысла. Показана бытийственная роль смысла идеи и роль подручного средства в процессе производства новизны.

12. В чем заключена сущность сущего?. Сущность сущего представлена как необходимое свойство объекта, без которого (свойства) невозможно как создание идеи, так и производство новизны для нужд

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама