Произведение «Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? (Послесловие к статьям, опубликованным ранее)» (страница 1 из 14)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: философияразмышления
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 101 +1
Дата:
Предисловие:
Аннотация. В статье сделана попытка восстановить в памяти те ходы мысли, которые привели к раскрытию структуры и смысла идеи.
 
Показана роль соци-ума в формировании не самой Новизны, а Необходимости в ней. Приведена единая методология возникновения Новизны.

Сделано предположение о том, что возникновение у человека способности генерировать идеи, во-первых является следствием интенсификации способности логически мыслить, а во-вторых, послужило инициирующим началом к освоению языка в виде речи.

Опираясь на текст Хайдеггера, показано, что в фундаменте бытия лежит нужда в обновлении структур Вселенной, живой Природы, социума и т. д. Реализуется же нужда в процессе спонтанной самоорганизации материи.

Высказано опасение в части нашей тотальной увлеченности Интернетом, отбивающем у нас всякую охоту вспоминать некогда нам уже известную информацию, и тем самым тренировать нашу способность логического мышления. Увядание же этой способности приводит к снижению нашей способности генерировать идеи.

Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? (Послесловие к статьям, опубликованным ранее)

Оглавление
1. Введение_____________________________________________2
2. Исток вопроса о структуре идеи__________________________3
3. Структура идеи________________________________________4
4. Методология возникновения идеи и раскрытия ее смысла_____6
5. Человек и соци-ум – каким образом они взаимосвязаны?______8
6. Как мыслит соци-Ум?___________________________________10
7. Материальна ли мысль или она идеальна?__________________12
8. Почему в акте инсайта идея выдается из бессознательного 
в наше сознание только в виде сгустка смысла?_______________16
9. Единая методология возникновения Новизны и
возможность негативного воздействия человека на соци-ум_____19
10. Человек как Подручное Средство соци-ума________________21
11. Истоки возникновения у человека способности
иррационально (продуктивно) мыслить______________________23
12. Что могло инициировать возникновение у человека
способности говорить?____________________________________25
13. Что такое бытие, и какому объекту оно может быть
свойственно?____________________________________________28
14. Всеобщий принцип возникновения Новизны
непредсказуемого вида___________________________________32
15. Есть ли то, чего нам следует опасаться при пользовании
Интернетом?___________________________________________35
15.1. Предисловие___________________________________35
15.2. Предмет рассмотрения: почему нам не следует
всецело уповать на Интернет?_______________________ _36
15.3. Воспоминание как тренировка логического мышления
и как «микроинсайт»________________________________37
15.4. Парадоксальная ситуация: легкость овладения через
Интернет  уже известной (старой) информацией
способствует тому, что мы утрачиваем свою
собственную способность создавать новую информацию__39
15.5. Интернет как западня  для нашей способности
логически мыслить и создавать идеи___________________40
16. Замечание по поводу ……______________________________45
17. Приложение 1: «Рисунки»___________________________46-47
18. Приложение 2: «Заключение»________________________47-54
19. Приложение 3: «Терминология»______________________54-63

1. Введение

Предметом рассмотрения данной статьи является попытка восстановления в своей памяти некоторой последовательности мышления при формировании понятий, относящихся как к методологии возникновения Новизны, так и к тем факторам, которые обусловили возможность ее осуществления. А именно:
- что такое идея и как она возникает,
- социум и та роль, которая ему отведена в процессе создания Новизны;
- каким образом осуществляется взаимосвязь между социумом и человеком способным продуктивно мыслить;
- бытие социума и человека, единая методология возникновения Новизны;
- возникновение у человека способности генерировать идеи как инициирующее начало к тому, чтобы начать учиться говорить;
- бытие как то, что находится в истоке возникновения всего сущего;
- те опасности, которые связаны с использованием Интернета.

Дело в том, что «тонкости» ходов нашего собственного (продуктивного) мышления есть неопределенности обнаружения и выражения того, что находится на грани между бессознательным и тем, что доводится до сознания, но доводится с большим трудом, то есть, находится на грани понимания. Попытаемся восстановить, какими зигзагами следовало наше мышление, чтобы выйти на единую методологию возникновения Новизны и на те истоки, которые дали возможность ей проявиться в ходе цивилизационного развития общества.
(Примечания: 1. Чтение данной статьи вполне совместимо с ознакомлением с текстом предыдущей статьи «Что интересного, а попросту, нового, на мой взгляд, было обнаружено в процессе написания текстов о том, что такое новизна и как она возникает? (Путеводитель по Статьям, опубликованным ранее»).
2. Приведенные в Приложении 1: «Рисунки» два Рисунка в «проявленном» их виде можно посмотреть в Статьях автора на сайтах Ридеро и ЛитРес).
3. Значения всех терминов, фигурирующих как в данной Статье, так и в Статьях, опубликованных ранее, приведены в достаточно полном объеме в разделе «Терминология» в конце 2-го тома книги «Метафизика возникновения новизны». В данном же тексте указанный раздел книги воспроизведен полностью в Приложении 3: «Терминология». Здесь же, как Приложение 2: «Заключение» воспроизведено «Заключение» из этого же тома книги.

2. Исток вопроса о структуре идеи

Скорее всего, можно было бы согласиться с тем, что все началось с вопроса, заданного Н. Заболоцким в стихотворении «Некрасивая девочка»:
«……………..что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?».

Если наличие феномена красоты никем не отрицается, то тогда возникает вопрос, каким образом проявляется восприятие красоты психикой и умом человека?
Первым делом, восприятие красоты сопровождается возникновением чувства интеллектуального удовольствия от акта ее созерцания. Иначе бы мы не стремились к красоте, даже той, которую мы видим (или слушаем) не в первый раз.
Вот это стремление воспринимать красоту одного и того же произведения многажды наталкивает на ту мысль, что,
- во-первых, мы что-то не восприняли своими чувствами и не поняли умом в этом произведении;
- во-вторых, данное произведение затронуло какие-то струны нашей души,
- и в-третьих, у нас все же осталось желание почувствовать и понять что-то заложенное художником в данном произведении искусства.

Вот отсюда, из вопроса, так что же все-таки заложено художником в своем произведении искусства, естественным образом возникает вполне обоснованное подозрение в том, что таковым, заложенным, является какая-либо идея, уже прочувствованная художником и способная быть выраженной то ли на полотне, то ли каким-либо другим способом: вербальным, музыкальным, пластическим и т. д. Иначе говоря, только руководствуясь – пускай и на бессознательном уровне – какой-либо идеей, художник возьмется за то, чтобы воплотить ее в произведении искусства.

Вот здесь-то и возникает метафизический вопрос существа и сущности идеи, тот вопрос, которым на заре развития философии задался Платон, разместивший идеи в занебесном царстве и представивший их в качестве образцов вещей реального мира, тех образцов, глядя на которые художник руководствуется в своем творчестве, как бы «припоминая» их, как то, что он будто бы видел в потустороннем мире своего существования.

Данное прозрение Платона было настолько очевидным, настолько плодотворным в своей непосредственной явленности, что последующая философия, вплоть до Новых и Новейших времен, не решалась – кроме разве что Аристотеля – подвергнуть сомнению «теорию» припоминания Платона. Спрашивается, в чем было очарование подобного взгляда на происхождение идей и на их назначение? И, как оказалось, подоплека данного феномена достаточно проста.

Все дело в том, что человек с давних, доисторических времен обладает некогда – а вернее сказать, неизвестно когда – вдруг! обретенной им способностью иррационально мыслить, иначе говоря, мыслить не только посредством одного лишь логического мышления, но и посредством генерирования новых идей в нашем бессознательном. Но дело в том, что наше бессознательное не информирует нас – через наше сознание – о том, каким именно образом оно создает идею в нашем интеллекте. Мало того, мы даже не знаем, почему, когда и каким образом эта идея была создана в нашем бессознательном.

Мы знаем лишь то, что идея в своем готовом виде явилась в наше сознание в акте инсайта, прозрения, озарения. И знаем мы об этом не только потому, что в наше сознание (вдруг!) явился сам смысл идеи, но и потому, что явление его сопровождается возникновением в нашей психике весьма ощутимых ее (психики) проявлений:
- интеллектуального удовольствия от понимания смысла внове явленной идеи,
- удивления от внезапности его явления
- и чувства надежности, истинности и единственности этого смысла.

Так вот, явление смысла идеи из той области нами неосознаваемого, о которой мы, по сути дела, ничего не знаем, воспринимается нами как «припоминание» того, что мы якобы ранее знали. И нам невдомек то, что явлению идеи в наше сознание, как правило, предшествовала и достаточно интенсивная проработка интересующего нас вопроса на логическом уровне рефлексии-1, и скрытая от нашего сознания инкубационная фаза созревания смысла идеи в нашем бессознательном. Инсайтное явление смысла идеи в наше сознание – как бы ниоткуда – воспринимается нами, зачастую, как дар Божий.  Именно здесь основа Платоновской «теории припоминания» – она в психологическом восприятии нашим сознанием внове явленного смысла идеи из нашего же бессознательного, том восприятии, которое сопровождается указанными выше весьма заметными для нашей психики интеллектуальными ощущениями: удовольствия, удивления и чувства истинности и надежности.

3. Структура идеи

Итак, предполагая наличие заложенной в любом произведении искусства идеи, возникает вопрос, что же собой представляет идея? А именно:
- из чего она состоит, то есть, какова ее структура;
- каким образом связаны элементы, ее составляющие;
- для чего она  предназначена, то есть, какую функцию она призвана исполнять в социуме самом по себе;
- и каким образом она реализуется, то есть, какова методология ее возникновения и воплощения в практику жизни ее смысла?
(Пояснение: термин «социум сам по себе» означает тот социум, в котором люди существуют и функционируют наряду и наравне с другими вещами и явлениями в процессе События-1, когда в этом социуме происходит независимое от умственной деятельности человека зарождение, созревание и возникновение Необходимости в притоке Новизны в ту или иную его структуру. Об этом ниже по тексту).

Вот здесь на помощь мне пришел некоторый опыт изобретательской деятельности в области техники. Мне вспомнилось, что в формуле изобретения фигурирует вполне определенное количество объектов, одно из которых, – а именно, искомое сущее – являясь главным, становится предметом изобретения, то есть тем новым предметом, которого ранее не было ни в реальной действительности, ни в нашем умственном представлении. Именно этот внове изобретенный и далее созданный – по идеальному образцу искомого сущего и по определенной технологии – в материальном виде предмет был назван (с подачи М. Хайдеггера: См. «Бытие и время». Пер. В. В. Бибихина. М.: Ad marginem, 1997. С. 68-71) подручным средством, тем средством, с помощью которого можно было бы производить определенный род деятельности по изготовлению в социуме Продукции совершенно нового вида. Как, положим, изобретенный телескоп как подручное средство служит для «изготовления» такой Продукции как наблюдение и систематизация невидимых глазом удаленных объектов Вселенной.

Что же касается остальных объектов, входящих в комплектацию данной идеи, то назвал я их исходными сущими, постольку, поскольку  мы оперируем ими (в своем уме) – и их свойствами, в первую очередь, – еще до создания самой идеи, а именно, на этапе рефлексии-1, когда мы всего лишь пытаемся скомпоновать определенное количество объектов таким образом, чтобы получить некое подобие идеи. Эти объекты мы никоим образом не изобретаем – мы берем их в готовом виде из сферы, названной нами Хаосом, то есть из сферы того, что ранее уже существовало или ранее уже было создано, изобретено, открыто.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама