Произведение «История русской нации Глава 11 Особенности устройства Киевского государства и мотивы призвания варягов»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 92 +1
Дата:

История русской нации Глава 11 Особенности устройства Киевского государства и мотивы призвания варягов



Известно, что до прихода скандинавов в Киеве были правители, должность которых обозначалась словом - кахан. Это слово тюркское, оно образовалось задолго до призвания варягов, и настолько глубоко вошло в народную жизнь, что каханом на Руси называли и главу семейства, и это слово применяется на Украине и до настоящего времени в форме - коханый, что в современном языке означает – любимый.

Давним тюркским словом является и слово боярин, барин, от тюркского слова – бай, богатый человек, предприниматель, а в Киевском государстве, главным предпринимательским занятием была торговля. Поэтому бояре того времени – это торговые олигархи. Им принадлежала экономическая, и фактическая власть в государстве. Эта власть не была навязана народу насильственно, поскольку организация международной торговли боярами, давала источник дохода всему населению Киевского государства, и для поддержания этих предприятий народ вел войны, поддерживал право бояр назначать князей способных защищать и воевать, поддерживал бояр, если они считали князя не эффективным и хотели его снять с должности. Для этих целей и служил вечевой колокол, который созывал народ, чтобы люди поддержали решение боярского собрания - Вече, если князь его решению не очень хотел подчиниться.

Приглашение князя, в первую очередь, означает, что Киевское государство – не монархия, что это демократическое государство, в котором князем может быть кто угодно, кто может с этой работой справиться. Решение о назначении, конечно же, за боярами: как мы видим на протяжении всей истории Киевского государства, именно бояре назначают и снимают князей. Особенности устройства Киевского государства хорошо иллюстрирует и устройство Новгородской республики, основатели которой – купцы, старательно копировали метрополию – Киев. Но какую выгоду искали бояре, пригласив скандинавского князя? В его лице они получали силу, которая служила непосредственно боярам, и усиливала роль города в системе государственной власти. Ведь единственной силой, которая защищала Киевское государство и весь его народ, была Русь, казачья армия, которая действовала сама по себе и только в своих интересах, абсолютно не подчиняясь власти гражданской.

Эта ситуация становится ясной, если учесть, что казачья армия оставалась независимой и впоследствии, вплоть до того момента, когда казаки при посредничестве Богдана Хмельницкого решили пойти служить Московскому царю. Служить кому-то - то ли Полякам, то ли Туркам, то есть получать дополнительный заработок, было для казаков делом обычным: ведь свой народ их никогда не содержал. А другой армии у Киевского государства, а затем и Украины, другой армии, кроме свободных рыцарей-казаков, никогда не было. И вот приглашение скандинава, со своей малой дружиной, создавало для гражданских властей, пусть небольшую, но армию, и администратора, который брал под контроль юридические правила государственных взаимоотношений. Вопросы защиты государства в целом, сбора дани с соседних самостоятельных государств, осуществлялись, конечно, при поддержке казаков, и князь брал в «полюдье» «всю Русь». Но в этих походах по сбору дани, казаки работали на себя, забирая, видимо, большую часть добычи. Но если эта большая часть делилась на каждого казака поровну, то князь, хотя и брал меньшую часть, брал её себе одному, что усиливало этого боярского защитника, а значит, усиливало и сам город, и власть, и безопасность, всех торговых олигархов.

Приход скандинавского князя мало изменил Киевское государство. Если даже Аскольд и Дир были скандинавами и пришли незадолго до успешного похода на Константинополь в 860 году, то они застали в Киеве уже мощное государство способное вести такие масштабные войны. Ведь и производство кораблей, и массовое производство оружия требует разделения труда, и означает наличие и денежного обращения, в какой-то форме. Тысячи людей работают на экономику страны – кто-то добывает руду, кто-то валит лес и производить уголь, кто-то из руды получает железо, кто из железа делает изделия. Кто-то заготавливает лес для кораблей, а кто-то их делает, кто-то торгует, кто-то воюет. И все эти люди не могут сами себе добывать пищу, шить одежду, поскольку заняты своим делом, а значит, существует общественное разделение труда, существуют гарантии того, что труд каждого будет вознаграждён, каждый получит часть общественного продукта. И в условиях такого развитого сильного государства, при этом, обеспеченного ещё и самоокупающейся массовой армией народа Русь – казаков, руководителю похода на Константинополь в 860 году, достаточно было проявить только свой талант и опыт.

Приход «Олега», независимо от того что за личность, или личности стояли за этим именем, так же произошёл по воле бояр, может не всех бояр, а может они были и единодушны в решении, сменить старое правление, по указанной выше причине. «Олег» делает, как раз то, чего не хватало Киевскому государству – он заставляет платить дань Киеву союзные Киеву национальные государства – Северян, Кривичей, Галичан в дополнение к той дани, которую платили подчинённые народы - Чудь, Меря и все остальные, уже названные, северные народы, платившие дань уже давно.

То есть и «Олег», был таким же чиновником-исполнителем. Он, например, никак не мог назначить столицей Киев, так как для того, чтобы назначить столицу, нужно завоевать не только народ Киевского государства, но и соседних государств, чтобы подчинить их Киеву. А Олег, завоевательной войны не вёл с народом, и те мелкие его стычки с городскими властями Смоленска или Чернигова, были актами административных изменений человека, за спиной которого была власть Киевских бояр, и поддержка войска Руси (казаков). Наложение дани на Северян, так же не было актом их завоевания, так как та военная акция, которую провёл Олег, не могла покорить Северян, не будь они и так в составе Киевского государства: Олег лишь ввёл налоги со всех киевских земель.

Нужно сказать ещё об одном заведомом обмане, - о феодальном статусе пришлых скандинавских вождей: были ли они «благородного» рода или нет. Для русских людей феодальный статус скандинавов не имел никакого значения. Древность и авторитет династии имеет значение для народа, только тогда, когда династия является национальной – то есть принадлежит к собственной нации, чтобы надеяться, что эта династия не предаст свою нацию, не изменит ей никогда. Ещё один вариант – высокий статус пришлого феодала мог иметь значение, если бы он, благодаря своему положению, имел огромную армию, и с её помощью завоевал бы русских. Но скандинавы не завоевали: они были приглашены, и завоевать не имели никакой возможности.

Что же касается, якобы высокородного происхождения «Рюрика», то этого нет и по сообщениям летописи. Согласно летописи, первыми в Киев пришли Аскольд и Дир. То есть, вопреки снисходительной их характеристике летописцем, Аскольд и Дир были не только не ниже по своим качествам – по происхождению и влиянию – а выше Рюрика или Олега, поскольку они сразу ушли править в столицу, в крупнейший город севера Европы - Киев, и стали руководителями всего государства. А Рюрик, остался в небольшой закупочной фактории, в болотах народа Чуди. И был ли человек с таким именем в руководстве норманнских наёмников, которые служили на осваиваемых Киевом землях, для русской истории существенного значения не имеет.

Обратим внимание ещё и на тот факт, что поход на Константинополь, так же имел форму рэкета, как и нападения на Старую Ладогу. Ведь в Константинополе на момент нападения не было основной Византийской армии: она была в походе. Но русские не торопились брать город. Они держали осаду, пока не вернулся император. И подписал с русскими договор о мире, - что нужно было Константинополю, и о торговле – что нужно было русским. Как и для норманнов при нападении на Старую Ладогу, русским было более выгодно получить долгосрочный договор, чем ограбить единожды город. Поэтому, возможно, скандинава и взяли на должность руководителя, поскольку он обещал такую стратегию войны, выгодную Боярам, а не рядовым казакам, не заглядывавшим, конечно, в дальнюю перспективу.

Ещё одним мотивом контакта русских бояр с норманнами была необходимость избавиться от нападений самих норманнов. Ловить по северным лесам этих разбойников малочисленного скандинавского народ, хлопотно и малоэффективно. А вот взять их на работу – выгодно по принципу: «кто нам мешает, тот нам поможет».

И ещё. Для Киевлян и Старая Ладога, и построенный впоследствии Новгород – это торговый проект, для которого утвердилось название - Новый город. В таком же статусе – торговый проект, для Киевских бояр и Ростов и Полоцк. Для киевского боярского собрания важны не столько сами поселения, сколько владельцы торгового проекта под названием Новый город – их коллеги, в большинстве, такие же бояре и купцы, такие же члены боярского собрания - Киевского Вече. Они ведь не только вкладывали средства в развитие своего торгового проекта, но и в государственные мероприятия по обеспечению наибольшего благоприятствования торговле в Византии и Персии всему Киевскому государству, а значит, имели право и на всемерную поддержку Киева.

Поэтому-то эти города упоминаются и в договорах, и в характеристике частей Киевского государства, ещё до их настоящего расцвета, поскольку точка отсчёта в их оценке, и вознаграждения их заслуг начинается не с физического становления самих поселений, а с тех средств, которые изначально вносят предприниматели в общегосударственный бюджет.

Итак, руководитель – чужак, который и не поддерживал бы нарушение казаками договоров с Византией, и мог собирать дань с соотечественников (не с Руси, конечно), и понадобился к этому времени боярам. Тем более что для главного социального класса страны – казаков (Руси), этот князь вовсе не становился руководителем. Так летописец указывает, что «Олег», придя в Киев, «стал править Поляками».

Но русская экспансия на новые северные и восточные земли не заканчивается перечисленными торговыми проектами, и не с них она начиналась. Об этом в следующей главе.


Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама