Пупсики, негритята, джерси и березовый лес
Шестидесятые. Мы с мамой едем к родственникам в Москву на поезде. Мне лет пять. Мама молодая и самая красивая, как французская артистка. На голове белый залаченный шиньон. Из-за него мама спала на своей полке на животе, положив подбородок на устроенные впереди руки, чтобы не сломать грандиозное сооружение.
Поезд прибывает на перрон, впереди большие буквы, я знаю, что там написано «М О С К В А». Мы выходим и оказываемся в веселой суете и чувствуем тот особый запах – запах Москвы.
- Сейчас покатаемся на лесенке-чудесенке и поедем к тете Лиде.
Я устала от поездки, хочу домой:
- Можно сначала к тете Лиде, а потом на лесенке-чудесенке?
Мама объясняет, что волшебная лесенка находится в метро, которое и довезет нас до тетушки.
Вагон подземки довозит до нашей станции «Свиблово», он уже почти пустой. Осталось немного, автобус, и мы у цели. Родственники живут в большом сталинском доме, в «коммуналке». Нам, жителям хрущевской пятиэтажки, все кажется необычным: и огромная лестничная клетка с ажурной лестницей, дубовыми перилами. И высокие потолки, двери, окна. И большой коридор, где соседская ребятня катается на трехколесных велосипедах, а над головой висит белье. И «места общего пользования» с графиком уборки на стене.
Комната тетушки одна, но такая большая, что разделена шкафами на «зоны». Нас ждут, родственники накрывают на стол, соседи выглядывают из-за дверей, здороваются. Через час я уже вожусь с соседскими мальчишками, их велосипедами, мячами и другими ценностями.
С утра едем на выставку! ВДНХ совсем рядом, мы всегда туда ходим. Мама со мной и моей двоюродной сестрой Ленкой шествует под массивными воротами с чугунной решеткой. Мы попадаем в чудесный, суетливый, многолюдный, праздничный водоворот ВДНХ. Золотые фонтаны, устремленные ввысь павильоны, даже знаменитый «Космос» со спутниками и ракетой – все необыкновенное волшебство завораживает. Но это не главное. Мы с Ленкой тянем маму к маленьким ларькам, расположенным вдоль дорожек. От них восхитительно пахнет кофе и сосисками! В моем городе такого никогда не бывало, да и Ленку мать не баловала уличным угощением. Приплясываем от нетерпения в очереди. И вот в руках каждой из нас горячая сосиска в булочке и стаканчик обжигающего кофе. МАсква!
Но это еще не все. ВДНХ – это не только кофе с сосиской в тесте, но и пупсики! Только там, и нигде больше, в других волшебных ларечках продавались восхитительные, махонькие, беленькие пластмассовые пупсики. Это такие крохотные голыши с набором принадлежностей для них. Все это было упаковано в полиэтиленовый пакет с отделениями: сама куколка в одном, ванночка, в другом, пеленки и одеяльце в третьем. Напомню, что тогда про китайские Бэби Боны русские дети, даже московские, и не слышали! Этот пластмассовый пупс с набором одежки был предел мечты провинциальной девочки, приехавшей в Москву.
Второе игрушечное чудо, популярное в то время и обитавшее все в тех же волшебных ларьках ВДНХ – это маленькие резиновые негритята. Привести их в родной город было высшим шиком. Почему-то этих негритят мы одевали в самостоятельно сшитые белоснежные балетные пачки. Черные лебеди? Не знаю до сих пор!
Мы с Ленкой на вершине счастья. теперь можно поглазеть и на космос, и на огромные оранжевые трактора, колеса который высотой в человеческий рост. Они стояли прямо на улице и отражали солнце оранжевыми боками. Ими нужно было гордиться. Мы жмурились от солнца, золота фонтанов и водяных бусин.
После выставки бросок по магазинам. Исполнять мамину мечту: костюм «джерси» - писк московской моды этого сезона. Что бы его купить, нужно обойти множество магазинов, поймать момент, когда одежку «выбросят» в продажу, выстоять очередь, выбрать подходящую. Мы метались по Москве с переменным успехом. То костюмов не было вообще, то уже кончились, то, по слухам, ожидаются. Один раз напали на искомый товар, отстояли очередь, но, когда дело дошло до нас, остались лишь темно-зеленого цвета. Маме не понравились.
На следующий день мама оставила «бедных детей» дома с соседкой по квартире и отправилась на поиски одна. Вернулась вечером усталая, «взмыленная», но с большим пакетом с превосходным костюмом песочно- бежевого цвета. Залаченный шиньон с «джерси» чуть выше колена – это был шик! Это был писк! Наш город вымрет от такой элегантности!
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Спасибо за воспоминания.